kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое занятие " Сервировка стола. Правила этикета за столом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:   ознакомить  учащихся с  особенностями  сервировки    стола;
                 научить   сервировать  стол;
                 способствовать  формированию  эстетического  вкуса,  
                 аккуратности,  творческих  способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие " Сервировка стола. Правила этикета за столом"»

ТЕМА УРОКА: Сервировка стола.


Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями сервировки стола;

научить сервировать стол;

способствовать формированию эстетического вкуса,

аккуратности, творческих способностей .


План урока


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Мультимедийная презентация. Вводный инструктаж.

  5. Практическая работа «Сервировка стола», текущий инструктаж.

  6. Заключительный инструктаж.

  7. Рефлексия.

  8. Уборка рабочих мест.


ТСО и наглядные средства: медиапроектор, предметы сервировки стола, салфетки

полотняные, бумажные, чайный сервиз.


Организационный момент

Приготовление к уроку, отметка отсутствующих.

Сообщение темы и цели.


В последнее время мы стали намного коммуникабельнее, много путешествуем, общаемся, а, значит, едим вне дома – в кафе, ресторанах. И как порой неудобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных пред ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две, а если три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.

Хотя, вы можете мне возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но знаете ли, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Поэтому, если кто-то не собирается подчиняться правилам пользования столовыми приборами, можно в кафе, ресторане, на званом вечере попросить тарелку каши и ложку и спокойно есть. Особых правил здесь не надо! А если исходить из этого, то не грех вспомнить времена, когда и тарелки с ложкой были прихотью, их, как, впрочем, и всю остальную сервировку стола заменяли нож и большой ломоть хлеба. Но для того и придумали люди столовые приборы и правила поведения, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя за столом и не мешать другим участникам трапезы.

Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.

А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол. Ведь, как и в древние времена, красиво накрытый стол – гордость любой хозяйки.

Итак, Тема сегодняшнего урока «Сервировка стола ».

Чтобы комфортно чувствовать себя за столом, сервированным по всем правилам, эти правила надо знать и необходимо уметь их использовать, а также необходимо уметь накрывать стол, т.е. сервировать его по всем правилам.


Целевые установки на урок.


Сегодня на уроке некоторые правила сервировки стола мы изучим, научимся применять их, и, я надеюсь, они помогут вам в жизни.

А начнем мы с изучения понятий:

      Сервировка стола

      Предметы сервировки стола

      Правила сервировки

      Изучим правила накрывания стола скатертью

      Изучим правила пользования салфеткой



Объяснение нового материала


Объяснение нового материала начинается с проблемного вопроса.


– Вспомним из вашего имеющегося опыта и знаний, Какие предметы сервировки стола вам известны?

Уч-ся называют – учитель записывает на доске:

тарелки,

ножи и вилки,

салфетки,

скатерть,

бокалы,

приборы со специями, вазы с цветами


– Итак, эти предметы необходимы для правильной сервировки стола.


Сервировка стола – строго говоря, – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, т.е. правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых, соответствующих кушаньям предметов – посуды, приборов, салфеток и т.д.


Сервировка стола должна отвечать определенным требованиям.

Какие требования, по вашему мнению, предъявляются к сервировке стола?(Уч-ся отв. – учитель еще раз их проговаривает).


Сервировка стола должна:

      Соответствовать мероприятию

      Строго сочетаться с едой и напитками

      Быть эстетичной – гармонировать с общим интерьером

      Соответствовать тематической направленности

      Все предметы сервировки расположены в соответствии с принятыми правилами


Проблемное задание

– А теперь давайте вернемся к нашим записям предметов сервировки и попытаемся расположить их в правильной последовательности. Эта последовательность должна быть основана не просто на правилах, но, я думаю, на удобстве.

Расставляем цифры:

2. тарелки,

3. столовые приборы – ножи и вилки,

5. салфетки,

1. скатерть,

4. бокалы,

6. приборы со специями, вазы с цветами


– Итак, вот такой сервировки стола необходимо придерживаться, а основана она, как видим, не просто на определенных правилах, но больше на удобстве.


3.Мультимедийная презентация «Сервировка стола».


Практическая работа «Сервировка стола»


Перед началом практической работы выполняется Вводный инструктаж.

Выполнение ПР


Текущий инструктаж


– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.


Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.

Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это не эстетично и неудобно.


      Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.


      Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.


Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.


      Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.


      Правило пятое: Перед тем как запить еду, непременно следует промокнуть губы салфеткой, чтобы не оставлять на краях бокалов, стаканов неприятных следов.


– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.



Подведение итогов


1. Выводы по уроку.


– Итак, сегодня мы узнали и научились сервировать стол, изучили основные правила сервировки, вспомнили способы складывания салфеток.

А чтобы проверить наши новые знания, попытаемся ответить на вопросы.



  1. Что такое «Сервировка стола»?


  1. Что относится к столовым приборам?


3. C чего начинается сервировка стола?

4. Какие требования предъявляются к скатерти?


5. Где на столе должны находиться приборы для специй?

6. Где должна лежать салфетка после еды?


Красиво сервированный стол создает необыкновенную обстановку, вызывает приятное чувство, повышает аппетит.
















Сервировка стола к завтраку


Оборудование __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ход работы


1._______________________________________________________________________


2. Изучить предложенное меню


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. В соответствии с меню расставить на столе:


  • Посуду и столовые приборы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • салфетки


Дополнительное задание


Из предложенного списка выберите приборы для индивидуального пользования и подчеркните их.


Вилка, нож, маслёнка, сахарница, закусочная тарелка, хлебница, набор для специй.


Приложения к уроку «Сервировка стола.»


Приложение 1

ИСТОРИЯ СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ


      В 8 веке при многих королевских дворах ещё не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали на углубления на дубовом столе. Часто ели и пили без меры, так что застолье нередко заканчивалось свалкой…

      С 11 века к трапезам начали допускать женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. Стол украшала скатерть, о которую можно было вытирать руки…Тому, как вести себя за столом, учили особые правила: рекомендовалось не вытирать жирные пальцы о праздничную одежду, есть и пить не спеша…

      В 13 веке излюбленными были плюшевые скатерти, сложенные вдвое и усыпанные цветами…

      В 14-15 веках новая знать всё более стремится к роскошной жизни. Правила поведения за столом становятся всё более утончёнными. Вот что говорится в руководстве к поведению за столом от 1492 года: «Не чешись за столом. Ибо это насмешка двору. Не хватайся за живот и за голову. Иначе могут подумать, что ты вшивый и пьяный. Да будет брюхо твоё здорово во все времена, и зад твой в порядке, а чтобы не каркал до времени, беги подальше от людей»…

      В 16 веке в Европе стало обычным делом пользоваться ложками и ножами, хотя вилка укоренялась медленно. Существовали даже учебные пособия, в которых часто рассказывали, как подавать разную еду, как украшать стол, как складывать салфетки…

      В 19 веке всё более совершенствовалась культура застолий. Сервиз состоял из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд, столовые приборы стали изготавливать из серебра, мельхиора и других современных металлов. Особое значение имели искусно сложенные салфетки, которые дополняли сервировку стола.




Приложение 2

КОММЕНТАРИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ


К столовому белью, которым пользуются все участники застолья, относятся скатерти и салфетки. Скатерти – чистые, хорошо проглаженные и аккуратно постеленные придают столу праздничный, торжественный вид. Одинаково хороши полотняные белые и цветные скатерти. Правда, есть здесь свои традиции: для торжественных случаев рекомендуются белоснежные слегка подкрахмаленные скатерти, а для чайного стола – цветные. Классический материал для скатертей – лён и хлопчатобумажное ткань, существует множество скатертей и из синтетических волокон. Скатерти бывают разными: однотонными и цветными, с простым или сложным орнаментом, украшенные узорами или вышивкой, одинарные и двойные.

Первые образцы вышитых скатертей найдены на территории Европы, в Скандинавии. Они относятся к бронзовому веку. В средние века вышивка, так же как чтение и письмо, была привилегией знати и монастырей. До сегодняшнего дня мы восхищаемся экспонатами, выставленными в музеях прикладного искусства, среди них множество образцов не только вышитой одежды, но и столового белья: скатертей, салфеток. Образец для вышивания.

Хорошо выглаженную скатерть берут двумя руками по ширине, резко встряхивают над поверхностью стола и, опустив на стол, протягивают ее на себя. Образовавшаяся при встряхивании между столом и скатертью воздушная прослойка позволяет легко сдвигать скатерть в нужном направлении, чтобы ее центральная складка легла строго по центру стола. Желательно при этом, чтобы концы скатерти свисали равномерно со всех сторон примерно на 25-30 см: если скатерть будет свисать ниже, то будет мешать сидящим за столом, а если выше – то будет смотреться неэстетично. Кроме того, это очень неудобно, т.к. она может сдвигаться. Каждый угол скатерти должен опускаться строго против ножек стола и закрывать их. Для того, чтобы во время еды не слышно было стука посуды и приборов, под скатерть подстилают плотную фланелевую ткань.

Недопустимо накрывать стол плохо отглаженной скатертью.

Выбор скатерти всегда должен соответствовать поводу и цели праздника. Следует очень осторожно относиться к скатертям с ярким рисунком. На пеструю скатерть можно ставить только однотонную посуду. Еще скатерти выбирают с узорами в тон столового сервиза. При выборе скатерти учитывают и психологию цвета: красные и желтые тона – приветливы, синие и зеленые – напротив, холодноваты и сдержанны. Элегантно смотрятся строгие белые скатерти. Пестрые набивные скатерти создают атмосферу радости в детский день рождения. Затейливо вышитые создают нужное настроение например на Пасху или Рождество.


Итак, скатерть основа всей композиции стола – все с ней должно гармонировать.

Непременная деталь при сервировке стола – салфетки. Ведь без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. А, кроме того, хорошо отглаженная и красиво сложенная салфетка еще и украшает стол.

В зависимости от назначения их подразделяют на столовые и чайные. Столовые салфетки размером 46:46 см необходимы за столом практически во всех случаях и только для сервировки стола к чаю рекомендуются так называемые чайные салфетки размером 35:35 см, преимущественно цветные.

Для торжественных застолий предпочтительнее полотняные салфетки, которые в семейном кругу вполне можно заменить бумажными. Их обычно предварительно свертывают треугольником, кладут по 8-10 шт. в салфетницы и ставят на стол. Бумажной салфеткой можно пользоваться только один раз, после чего ее нужно легонько скатать в шарик и положить под борт тарелки, а после еды – на тарелку вместе с использованными приборами.

Существует много способов сворачивания салфеток, но мы рекомендуется, чтобы при сворачивании как можно меньше прикасаться к ним руками, и чтобы в развернутом виде салфетка не выглядела слишком мятой. Кроме того, салфетка должна быть свернута так, чтобы ее легко было развернуть.

При сервировке стола к небольшому празднику салфетки складывают простыми фигурами: треугольником, вчетверо, пополам, а для торжественного ужина или обеда – используют более сложные формы складывания салфеток.

Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.


Приложение 3


НОЖ

Среди древнейших орудий важное место занимали кремнёвые ножи, служившие одновременно и оружием, и для нарезания пищи. Сотни тысяч лет потребовались, чтобы примитивные кремнёвые ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия охоты и войны преобразовались в мирный столовый нож.

Конец столового ножа, в отличие от кухонного, перочинного, охотничьего и других, овальный и тупой. Эта форма родилась в средние века и связана с жестокими обычаями. Держать на столе кинжалообразные ножи было небезопасно, они могли стать в любую минуту боевым оружием, если мирная беседа переходит в страстный спор.



ВИЛКА

Возможно, предшественником вилки был рыболовный трезубец, ставший регалией Нептуна и Посейдона, или обыкновенные крестьянские вилы.

Вилка вошла в обиход сравнительно недавно – 2-3 века назад, а в России – во времена Петра I.

Первые европейские вилки делались с двумя и тремя зубцами. Позже появились вилки с четырьмя зубцами. Вначале вилки, как особо ценные предметы сервировки, использовались для десерта, а остальную пищу ели руками или при помощи ложки.

Зубцы вилок всегда изогнуты: изгиб на вилках появился в 17 веке. Изгиб этот не случаен. Вилку полагается при пользовании держать вогнутой стороной вниз. В таком положении удобнее подносить кусок пищи ко рту. Когда вилкой придерживают разрезанный на тарелке кусок, то изгиб придаёт наклонной вилке большую устойчивость, и она не скользит. Когда же при помощи вилки берут, например, картофельное пюре, то вилку переворачивают, и изгиб зубцов облегчает пользование ею.

ЛОЖКА

Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают её уже давно почти все народы. Для изготовления ложек употребляли разные материалы: дерево, кость, металл и даже керамику. Снабжали их резьбой и росписью. Когда появились ложки, сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад они были уже известны. Так, Лаврентьевская летопись, датируемая 987-996 годами, рассказывает, как дружина князя Владимира сетовала на то, что они едят деревянными ложками, словно простой люд, а не серебряными, как князья.

Выработались и особые приёмы пользования ложкой. Зачерпывая суп, ложкой делают движения от себя и наполненную ложку несут обратно над тарелкой. При этом падающие капли жидкости попадают не на скатерть или костюм, а в тарелку.
























Сервировка стола к ужину


Оборудование __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ход работы


1._______________________________________________________________________


2. Изучить предложенное меню


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. В соответствии с меню расставить на столе:


  • Посуду и столовые приборы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • салфетки


Дополнительное задание


Найдите лишнее слово в предложении и подчеркните его.


При сервировке стола к ужину используют тарелки, вилки, чашки.

супницу, сахарницу, чайные ложки.








УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МИНСКОГО ОБЛАСНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КОПЫЛЬСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛИЧСКИЙ УЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЕТСКИЙ САД - СРЕДНЯЯ ШКОЛА»






Урок обслуживающего труда

по теме:

«СЕРВИРОВКА СТОЛА»







Евсюченя Мария Станиславовна

учитель обслуживающего труда

ГУО «Смоличский УПК д/с – СШ»





2011 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Практическое занятие " Сервировка стола. Правила этикета за столом"

Автор: Горячева Татьяна Николаевна

Дата: 02.03.2021

Номер свидетельства: 574655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Сервировка стола к обеду "
    ["seo_title"] => string(26) "siervirovka-stola-k-obiedu"
    ["file_id"] => string(6) "220597"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434709727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Бинарный урок на тему " Сервировка стола на завтрак, обед, ужин" "
    ["seo_title"] => string(63) "binarnyi-urok-na-tiemu-siervirovka-stola-na-zavtrak-obied-uzhin"
    ["file_id"] => string(6) "234699"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443511442"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке коррекционной школы-интерната VIII вида.5 класс. "
    ["seo_title"] => string(131) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viii-vida-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153976"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421083608"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа индивидуального развития ребёнка "Я - личность" "
    ["seo_title"] => string(59) "proghramma-individual-nogho-razvitiia-riebionka-ia-lichnost"
    ["file_id"] => string(6) "163458"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422475811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа по технологии для неделимых 5-7 классов."
    ["seo_title"] => string(50) "proghrammapotiekhnologhiidlianiedielimykh57klassov"
    ["file_id"] => string(6) "266284"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450116850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства