учить оценивать поступки свои и чужие, расширять представления ребят о добре, зле, дружбе;
воспитывать стремление совершать добрые поступки;
развивать речь, мышление.
Ход занятия
Оргмомент
Друзья мои, внимание! Вы слышите звонок? Садитесь поскорее- Начнём сейчас урок.
2. Вступительная беседа
– Урок у нас сегодня необычный. Отметки никто ставить не будет, поэтому высказывайте своё мнение смело. Мы постараемся разобраться в понятиях: дружба, добро, зло и как это выражается в поступках. Другими словами, посмотрим на себя со стороны и оценим, всё ли мы делаем правильно. Ведь столкновение добра со злом происходит в жизни постоянно. Даже поступки одного и того же человека бывают хорошими и плохими.
3. Ознакомление с темой
– Объясните пожалуйста понятия: добро, доброта? Случалось ли вам ощущать их на себе? (Ответы детей) – Попытайтесь объяснить понятия: зло, злоба? А с ними вы встречались? (Ответы детей) – Давайте представим, что у вас есть возможность выбрать место проживания: планета Добра или планета Зла. Объясните свой выбор. (Ответы детей) – На какой из планет будет жить Дружба? Почему? – Конечно, Дружба – это добро. Она помогает совершать добрые и полезные поступки! Поэтому давайте сделаем наш класс планетой Добра и Дружбы!
4. Чтение и анализ рассказа
– Послушайте рассказ “Просто старушка” В. Осеевой. (Читает учитель или подготовленный ученик)
– Могла ли такое случиться с вами? Оцените поступки детей. Чему учит этот случай? Как бы поступили вы? (Ответы детей) – На нашей планете есть город Мудрецов. В его хранилищах собраны разные пословицы и поговорки, в том числе о добре и дружбе. Вспомним некоторые из них. Какой смысл в них вложен? (При затруднении – помощь учителя. Возможны записи на доске.)
Вывод: добро, зло, дружба – это вечные вопросы, которые волновали наших предков, говорим о них и мы, будут обсуждать и наши потомки. – Быть добрым трудно? Почему? – Как вы думаете, чего больше на земле: зла или добра? – Проверим. Давайте, чередуя, положим на чаши «весов» злые и добрые понятия и убедимся, чего же больше в нашей жизни. (Жадность – щедрость, ложь – честность, грубость – воспитанность, чистота …) Вывод: мы постарались, чтобы добро победило. Но это на словах. А хочется, чтобы и поступки были добрыми. Только так у человека есть возможность оставить о себе добрые и светлые воспоминания. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, подумайте как к это расценят окружающие.
5. Украшение планеты Добра
– Из цветной бумаги вырежьте один предмет, ассоциирующий со словом добро. Прикрепите (клеем, магнитиком, кнопкой) лист ватмана. – Получилось ярко, красиво, весело: солнце, цветы, бабочки, птички, …, люди! – Поднимите руки, кому из вас понравилось делать добро? Какие при этом вы испытали чувства?
6. «Ромашка» – Случалось ли вам так поступать? А как правильно? ( Дети постепенно «отрывают» лепестки и зачитывают.) Мальчик ел конфеты, а друг смотрел на это. (Обсуждение) Чужие тайны не храни, а по секрету всем расскажи. Ударил больно друга и толкнул девчонку. Это он случайно, не ругайте мальчонку. Слова хорошие люблю, но сам их редко говорю.
7. Игра Учитель пишет букву, а дети должны исполнить отрывок песни о дружбе и добре, которые начинаются с данной буквы. Д – дружба крепкая … В – вместе весело … Е – если с другом … О – от улыбки …
8. Итог – Урок доброты заканчивается. Мы возвращаемся на Землю. Я надеюсь, что добра на ней станет ещё больше. Потому что впереди у вас очень много добрых и славных дел. Будьте отзывчивыми, добрыми, вежливыми и честными! – За хорошую работу на уроке от меня всем подарок в виде добрых и полезных советов. (Учитель раздаёт «Правила дружбы»)
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.
1. Обращайся к ребятам по имени.
2. Следи за речью. Не говори обидных слов.
3. Помогай ребятам. Когда-нибудь и тебе нужна будет их помощь.