Писатели - детям. Люби живое
Познавательно-игровое занятие по произведениям детских писателей.
Цели: 1. Пробуждать и пропагандировать у учащихся интерес к чтению детской литературы.
2. Обобщать знания учащихся о писателях, которые писали о природе и животных.
2. Содействовать воспитанию трепетного отношения к животным и окружающему миру.
Планируемые результаты: осознание себя как части природного мира; воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных произведений; умение аргументированно отвечать, делать выводы, работать группами.
Оформление:
Выставка:1) книг М.М.Пришвина, И.С.Соколова Микитова, Б.С.Житков, В.В.Бианки;
2) рисунков к произведениям, прочитанных учащимися о природе;
3) мини-сочинений о животных;
4) портретов детских писателей.
коллаж: 1) животные;
2) насекомые;
3) растения.
Оборудование: фонограмма песни В.Шаинского «Пропала собака; » мультимедийный проектор; слайды о творчестве детских писателей; видеофильм о природе; карточки с заданиями; инструменты для инсценировки рассказа В.Бианки «Сова»; карандаши.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Гости рассаживаются на места. Учащиеся готовятся к песне.
Актуализация знаний
Звучит фонограмма.
Ученики заходят в класс и поют песню Шаинского «Пропала собака».
1 куплет:
Висит на заборе, колышется ветром,
колышется ветром бумажный листок
."Пропала собака ( 3 раза)
по кличке Дружок.
2 куплет
Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,
лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.
он очень занятный ( 3 раза)
совсем еще глупый застенчивый пес.
3 куплет
А дождь - забияка листочек закапал,
и буквы и строчки заплакали вдруг
Пропала собака! Пропала собака!
Вернись поскорее мой маленький друг!
Дальше повторение первого куплета
2) Стихотворение «Мой щенок». Читает Женя Иванова.
(Смотри в приложении)
(На стол ставится мягкая игрушка Щенок с распухшим носом, с перебинтованным хвостом и лапой).
Постановка цели занятия.
---Добрый день, дорогие ребята. Догадались ли вы, о чем будем говорить на сегодняшнем занятии?
(Ответы детей).
--- Да, мы будем говорить о бережном, заботливом отношении к животным, о любви к нашей Родине. Сегодня такой прекрасный день, вы все такие красивые, веселые и добрые. Так давайте такими и будем весь день.
IV.Работа по теме мероприятия
Беседа.
--- Наша сегодняшняя встреча посвящена рассказам детских писателей о животных, о природе, о любви и бережном отношении к окружающему миру. Прекрасен и удивителен окружающий нас мир. Многих его представителей вы хорошо знаете, о других слышали или читали. Думается, что нет на зеле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не стремился бы узнать о них как можно больше. Ведь и сам человек – часть природы.
--- Раскрыть великолепный мир животных нам помогут замечательные писатели.
Посмотрите на выставку книг.
--- Книг каких авторов вы видите?
Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Виталий Валентинович Бианки, Борис Степанович Житков. Их книги интересны и они читаются очень легко.
--- Вы, наверное, обратили внимание на героя сегодняшнего занятия.
--- Какой он? (грустный, измученный, уставший…)
--- А мы можем изменить его настроение?
--- Хотите знать как?
--- В течение занятия будем выполнять задания. За каждый правильный ответ Щенок будет получать цветок. Мы будем надеяться, что настроение его с каждым разом будет улучшаться. И состояние здоровья тоже будет лучше.
---До сегодняшнего занятия вы читали в библиотеке, в классе, дома, в интернете рассказы о животных разных писателей. Давайте посмотрим, как запомнили то, о чем читали.
Презентация «Михаил Михайлович Пришвин» (знакомство с биографией и творчеством )
---Итак, давайте поговорим о необычном и замечательном писателе, который в окружающем мире мог видеть и слышать то, что не видят, и не слышат другие люди. Книги Михаила Михайловича Пришвина написаны так, словно писатель охвачен волнением от встречи с чудом. Остановился завороженный и, взяв в руки карандаш, боясь, что этого никогда больше не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение, из жизни природы.
Вот упала первая весенняя капля, муравьи сидят и ждут чего-то, из трухлявого пня выросла березка, по голым деревьям бегают белки. Любил слушать тишину леса и пение птиц.
Михаил Пришвин был уже старым, а все равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с записной книжкой.
--- 1-ое задание. Задание называется «Пришвинская мозаика» за каждый правильный ответ на мозаике будут появляться солнышки. Если ответите неправильно, то появятся черные тучи. Солнце спрячется за ними, щеночку станет еще грустнее. Поэтому попробуем ответить правильно на все вопросы.
1 вопрос. Кто и в каком произведении отзывается на Фру-фру? (Журка – «Журавль»)
2 вопрос: Кого с помощью шапки поймали ребята? (Утят). Как называется произведение? («Ребята и утята»)
3 вопрос: Что заменило ёжику: свеча (луну)
газета (сухие листья)
вода (озеро)
дым (облако)
Как называется рассказ? («Ёж»)
4 вопрос: Черная, с перьями, по кличке Пиковая Дама. О ком речь?
Курица («Курица на столбах», «Изобретатель»)
5 вопрос: Почему в рассказе «Изобретатель» утенка прозвали Изобретателем?
(Придумал способ решения проблемы)
6 вопрос: Что случилось с раками в рассказе «О чем шепчутся раки»? (Выбрались, выползли из корзины?)
7 вопрос: Что сделали молодые гуси, когда пошел дождь в рассказе «Курица на столбах»?
(Подлезли под наседку)
8 вопрос: Откуда появился лисичкин хлеб? Как называется рассказ?
(«Лисичкин хлеб». Папа стал носить хлеб с собой в лес.)
9 вопрос: Из-за каких цветов один рассказ получил название «Золотой луг»?
(Из-за одуванчиков)
--- Молодцы! Справились с первым заданием. Теперь посмотрим на наше небо и посчитаем сколько туч. Я думаю, за правильные ответы можем дать Щенку несколько цветочков. И он будет рад нашему солнышку.
Презентация « Соколов-Микитов Иван Сергеевич»
(Звучит фонограмма «Звуки леса»)
--- Теперь послушаем про Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. У этого писателя много рассказов о приходе весны, о птицах и зверях, об окружающей природе. И это не удивительно, потому что родился он в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучая его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить окружающим миром.
Давайте вместе пройдем по тропинкам любви к природе. Мы с вами поговорим о лесе. Узнаем какие деревья там растут.
---2-ое задание. Я задам вам следующее задание. Помните, что за каждый правильный ответ Щенок получит цветок. Я буду задавать вам загадки про деревья. Вы попытаетесь отгадать. Вспомните, как называется эта книга.
Слайды «Русский лес».
( За правильное выполнение задания – цветок Щенку в корзину).
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - …
(Липа)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клен)
Крепок, строен и силен, Ее всегда в лесу найдешь
Ведь владыка леса он. Пойдем в лес и встретим:
Он для нас живой свидетель Стоит колючая как еж
В лету канувших столетий. Зимою в платье летнем.
Из него добротен сруб. (Ель)
Угадали? Это … (Дуб)
--- В какой книге Соколова-Микитова пишется о деревьях? («Русский лес»). Вот она эта книга.
--- Деревья вы знаете. А теперь я вам предлагаю вопросы с выбором правильного варианта ответов
--- 3-е задание. Давайте сначала разделимся на две группы. Вам будет такое задание. Одна группа будет работать по произведению «Листопаднички». Другая – по рассказу «Вертушинка». Я раздам вопросы с правильным вариантом ответа. Ваша работа – найти правильный ответ.
1 группа «ЛИСТОПАДНИЧКИ»
1. Как охотники называли осенних зайчат?
Листики
Холодочки
Листопаднички
Снеговички
2. Чего больше всех боялись зайцы с наступлением холодов?
Лисы
Замерзнуть
Уснуть
Потеряться
3. Что строили бобры?
Домики
Норку
Плотину
Хатку
4. Чему научил старый бобер листопадничка?
Ухаживать за бобрами
Строить плотину
Нырять и плавать
5. Куда отправился один из зайцев с наступлением холодов?
В теплые страны
В норку
На север
В лесную чащу
2 группа «ВЕРТУШИНКА»
1. Где берет начало Вертушинка?
Среди широкого, зеленого, покрытого цветами луга
На возвышенности, где выходят подземные воды
2 Кто перекинул над ручьем с куста на куст свою серебристую паутину?
Охотник- паук
Паук- водолаз
Паук- сенокосец
3 Кто путешествует на упавшем листке осины по Вертушинке?
Шмель
Паук
Муха
4 Кто весною и летом гнездится по берегам Вертушинки в ивовых и ольховых кустах и всю ночь звонко поет?
Соловьи
Сойки
Дрозды
5 Кто бегает по зеркальной поверхности воды на высоких тонких ножках?
Пауки-скакунчики
Пауки-челночники
Пауки-сенокосцы
- Выступление групп.
-Взаимооценка работы.
--- Правильные ответы выбрали? А теперь каждая группа покажет нам свою работу. Вам надо прочитать вопрос и дать правильный ответ. А другая группа попробует определить, правильно ли вы выбрали ответ.
--- Вторая группа согласна с ответом? Ваше мнение. Как вы оцените работу первой группы. (Ответы детей).
Выступает вторая группа, а первая – проверяет.
--- Корзина Щенка потихоньку заполняется и у него скоро будет красивый букет.
---Молодцы, ребята. Справились и с 3-им заданием. А теперь переходим к следующему писателю.
Презентация « Бианки Виталий Валентинович»
--- Виталий Валентинович Бианки родился в семье ученого орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В.Бианки перенес из своего детства от своих родителей. Мама так умела обращаться с растениями, что под ее руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу.
Он пытался понять, о чем разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем природа подарила одному длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Виталию Бианки покоя.
4 задание.
--- Вам предлагается следующее задание под названием «Коробочка с потерянными вещами». Вам надо угадать, из каких произведений эти предметы. Готовы? Начнем.
Гнездо («Лесные домишки»)
Мышка («Мышонок Пик»)
Пчела («Сова»)
Скрипка («Музыкант»)
Кораблик («Мышонок Пик»)
Кузнечик («Приключения муравьишки»)
(Дети готовятся к инсценировке рассказа В.В.Бианки «Сова»)
(смотри в приложении)
--- Молодцы! Все предметы нашлись. Произведения угадали. Справились и с этим заданием. Я думаю, что можно нашему щенку положить в корзину несколько цветов. Какой красивый букет получается. И настроение у щенка, мне кажется, стало лучше. Вы со мной согласны?
--- Хорошо. Работаем дальше. Сейчас мы покажем инсценировку рассказа Виталия Бианки «Сова».
(Инсценировка сказки «Сова»)
--- Молодцы. Садитесь на свои места. Продолжаем работать по творчеству следующего писателя.
4. Презентация «Борис Степанович Житков».
Борис Степанович Житков родился в Новгороде. Отец был очень хорошим учителем математики, мать – пианисткой. Борису было 6 лет, когда семья переехала в деревню. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо окон проходили корабли.
Борис Житков свободно разговаривал на многих языках, хорошо играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. В своих произведениях он писал о смелых и гордых людях, о животных и дальних странах. Произведения Бориса Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
5 задание. А теперь такое задание.
--- Я буду читать отрывки из рассказов, а вы угадайте название произведения. Будьте внимательны.
1-(ый) отрывок: «…И стала с тех пор кошка Мурка ходить ко мне в гости. Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить. А она все дичилась и близко к себе не подпускала. Сожрет рыбу и убежит. Как зверь…»
(«Беспризорная кошка»). Подсказка: собака Рябчик. Кошка жила в лесу, потом она родила 4-х котят).
2-(ой) отрывок: «…Слон вышел на берег: слоненок ему хобот протянул, как руку. Слон заплел свой хобот об его и помог ему на обрывчик вылезти…»
(«Про слона»). Подсказка: действие происходит в Индии.
3-ий отрывок: «…Учитель у нас был строгий, и я чистенько написал страницу. Промокать не хотелось, чтобы не испортить. Оставил сохнуть. Прихожу и вижу: сидит Яшка на тетради, макает пальчик в чернильницу, ворчит и выводит чернильные вавилоны по моему письму…»
(«Про обезьянку») Подсказка: (Юхименко подарил обезьянку Б.Житкову)
--- Хорошо. Справились и с этим задание. Дарим цветок Щенку. Я думаю, что наш Щенок скоро уже поправится.
Продолжение темы урока.
Просмотр отрывков из мультфильмов
По мотивам рассказов и сказок Виталия Бианки, Бориса Житкова, Михаила Пришвина, Ивана Соколова-Микитова мультипликаторы сняли мультфильмы. Давайте попробуем угадать названия мультфильмов и автора по отрывкам.
--- Как вы думаете, хорошо ли было зайчику без семьи, без родных? Что он понял в конце мультфильма? (Что без семьи и близких трудно.)
«Оранжевое горлышко», В.Бианки.
«Мышонок Пик». В.Бианки.--- Чему научился Пик во время своего путешествия? (Мышонок стал храбрым, отважным и смелым).
«Угадай рисунок»
После чтения книг этих замечательных писателей нам захотелось превратиться в юных художников и писателей. Как это у нас получилось, давайте посмотрим. Мне нужен помощник? Кто мне поможет?
--- Я буду показывать рисунки, а вы угадываете, какое это произведение?
Чей рассказ лучше?
--- Посмотрите на выставку рассказов. Очень интересные получились истории. Вы их прочитали. Чей рассказ вам понравился? (Обсуждение рассказов)
Защита проекта.
--- Рассказы сочинили, рисунки нарисовали. У нас есть еще и проекты про животных. У всех кто выполнил проект, получилось очень интересно. Таня захотела выступить перед вами со своей работой. Давайте послушаем ее.
--- Вопросы к выступающему.
---Молодец! Очень хорошо выступила.
Ситуация.
--- А теперь подумаем, как же нужно относиться к животным? Чтобы ответиь на этот вопрос, мы рассмотрим одну ситуацию.
«Муравейник»
На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней был лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.
---Ой, какая высокая куча! – удивился мальчик и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.
--- Великая беда пришла в лес,- сказал он.
---Где беда? У кого?
--- Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг, разрушил сделанное с великим трудом.
--- Где враг? - оглядывается Игорь. – Где же враг?
--- Да тут он, рядом…
--- Кто же он, ребята? (Ответы детей)
Муравейники гибнут при лесорубках. Разоряют их и бездельники, которым хочется посмотреть на муравьиную суматоху, просто так, ради любопытства.
Муравьи играют важную роль в природе. Например, уничтожают вредных гусениц. Их нужно беречь и охранять. Давайте сформулируем правило (Не разоряйте муравейники).
(Ответы детей)
Беседа о Красной книге.
--- Домашних животных, и диких зверей , и растений нужно беречь, любить, жалеть.
Потому что они нуждаются в нашей защите. Я хочу вам показать одну книгу.
---Угадали ее? (Ответы учащихся)
--- Правильно. Это Красная книга Республики Марий Эл. А как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей)
--- Да, правильно. Она называется так, потому что в нее записаны те животные и растения, которые стали редкими, т.е.исчезающими, которые нуждаются в защите.
VI. Рефлексия:
(Оценка. Самооценка. Взаимооценка. Кольцо из рук.
---А теперь образуйте кольцо, взявшись за руки.
--- Довольны ли вы своей работой?
--- Вам понравилось занятие?
--- Какое задание оказалось для вас наиболее сложным?
--- Кто доволен своей работой на сегодняшнем мероприятии, у кого хорошее настроение, поблагодарим нашего Щенка. Каждый. Может положить ему в корзину по косточке, если вам понравилось мероприятие.
(Учащиеся кладут кость в корзину).
--- Обратите внимание, каким стал наш Щенок. Какое у него настроение.
Щенок выздоровел и настроение у него хорошее. И он может с нами играть. А посмотрите, сколько у него цветов. Какой большой и красивый букет получился. Я думаю, вы согласитесь со мной, есл эти цветы мы подарим нашим гостям. Щенок тоже будет этому рад.
(Учащиеся дарят цветы гостям).
VII. Итог урока.
(Читают стихотворение «Все-все на свете нужны») Слайд «Все нужны».
Все-все
На свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд -
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
--- Все эти животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые существа. Вспомните об этом,когда просто так, ради забавы у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котенка. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
Давайте поучимся у этих замечательных, удивительных писателей видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны, беречь ее сокровища.
--- Я предлагаю посмотреть один видеоролик. Задумайтесь, пожалуйста, над его сюжетом.
(Показ видеоролика «Люди, берегите животных »).
--- В заключении хочу пожелать и взрослым, и детям: давайте будем беречь и любить всё живое на Земле.
Литература
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. № 5, 2007, г. Подольск, ОАО «ЧПК».
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. №8, 2008.Изд.: Либерея-Бибинформ, Москва.
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. №12, 2008.Изд.: Либерея-Бибинформ, Москва.
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. №11, 2009.Изд.:Либерея-Бибинформ, Москва.
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. №8, 2009.Изд.:Либерея-Бибинформ, Москва.
Васильева Н.Ю.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс.- М.: ВАКО, 2013. (В помощь школьному учителю).
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс.- М.: ВАКО,2012. (В помощь школьному учителю).
Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2010.
Учебно- воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып.2/ авт.-сост.Н.А.Касаткина. – Волгоград, Учитель.
Используемые ресурсы
http:// garnett.ru/shkolniki/otkrytyi-urok-po-vneklassnomu-chteniiu-rasskazy-o-prirode-3kla/
http://www.-reading.link/book.php
http://nsportall.ru/nachalnaya-skola/vospitatelnaya-rabota/
http://iknigi.net/proizvedeniya-russkih-pisatelei-o-zhivotnyh.html
http://videouroki.net/filekom/php
«Муравейник»
На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней был лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.
---Ой, какая высокая куча! – удивился мальчик и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.
--- Великая беда пришла в лес,- сказал он.
---Где беда? У кого?
--- Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг, разрушил сделанное с великим трудом.
--- Где враг? - оглядывается Игорь. – Где же враг?
--- Да тут он, рядом…
--- Кто же он, ребята? (Ответы детей)
Муравейники гибнут при лесорубках. Разоряют их и бездельники, которым хочется посмотреть на муравьиную суматоху, просто так, ради любопытства.
Муравьи играют важную роль в природе. Например, уничтожают вредных гусениц. Их нужно беречь и охранять. Давайте сформулируем правило (Не разоряйте муравейники).
(Ответы детей)
5