2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | Раздает изображения персонажей из сказок. Организует работу детей по распределению героев сказок. - Ребята, что вы видите у себя на столах? -Верно, давайте сейчас вспомним, как зовут этих героев? Поднимайте картинку и говорите имя героя. -Я предлагаю вам распределить героев сказок на две группы. -Давайте мы сейчас с вами и проверим, как вы справились с заданием, какая группа хочет озвучить? -По какому принципу так распределены герои? - О чем же пойдет наш разговор. Как думаете? Верно, темой разговора будут добро и зло, добрые и злые поступки людей, и сегодня мы попытаемся открыть волшебные двери добра. (С1) | Слушают задание учителя. -На столах мы видим изображения героев. -Героев зовут Баба Яга, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, Белоснежка, Айболит, Бармалей. Распределяют героев. -1 группа это Василиса Прекрасная, Белоснежка, Айболит. - 2 группа это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Бармалей. - Мы разделили героев на злых и добрых. -О добре и зле. | Иллюстрация Беседа Фронтальный опрос Постановка проблемной ситуации Демонстрация |
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | -Ребята, а сейчас я бы хотела у вас узнать, что такое добро? Как вы думаете? -А что такое доброта, как вы понимаете? - А сейчас давайте прочитаем, какое толкование добру и доброте дает Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка» (С2) («Добро- все положительное, хорошее, полезное» («Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим») -Тема добра и зла волновала людей разных народов и стран во все времена. Так было и у русского народа. -Назовите, пожалуйста, главный закон русских народных сказок. (С3) - Я хочу вас пригласить в сказку, только совсем новую, незнакомую. Согласны? (С4) Рассказывает сказку. Девочка Маша и мальчик Алеша Гуляли однажды тропою заросшей. Вдруг все потемнело, завыло вокруг, И рядом уже ни друзей, ни подруг. И чаща лесная пугает детей, Зловещие звуки слышны в темноте. И дети невольно застыли в испуге, И крепко прижались со страха друг к другу. - Ребята, вам тоже страшно? (С5)-Но вот перед ребятами явился сверкающий замок. В замке, наверное, можно согреться? Маша и Алеша вошли в него. (С6)Там и, правда, было нарядно и уютно, но детям все равно захотелось домой. - Ребята, назовите самое хорошее, доброе, что есть в вашем доме, в вашей семье, пусть это поможет детям. - Дом, семья - это самое большое добро, которое есть у человека. -Предлагаю вам отдохнуть. (С8) Проводит физминутку. -С(9)Посмотрите, а в это время, как мы отдыхали, на стене появилась надпись. Давайте мы вместе прочтем ее «О, милые дети, вы срочно должны, Волшебные чары, что злобы полны, Развеять, рассеять и сразу домой, Тогда попадете дорогой прямой» -Оказывается, кроме Маши и Алеши в замке есть другие дети, которые не могут вернуться домой, потому что когда-то совершили злые поступки и не знают, как их исправить. Послушайте в чем их ошибка и как ее исправить… -Наш класс поделился на три группы, каждая группа попытается решить ситуацию. Мы сейчас все вместе прочтем эти ситуации и вы попытаетесь найти решение данным проблемам. На слайде появляется текст с ситуациями, учитель читает ситуации и раздает их детям. С(10)Ситуация 1. Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь?
Ситуация 2. Ты идешь мимо, дерутся два малыша. Твои действия?
Ситуация 3. Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон? -Вы отлично справились с заданием.
-Как вы думаете, добру всегда противостоит зло? -Между этими понятиями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным. -Что же такое зло? Раздает карточки сиреневого и желтого цвета. - Прочитаем на карточке сиреневого цвета, что такое зло.
-Ребята, а теперь на карточке желтого цвета из перечисленных понятий зачеркните те, которые можно отнести к злу.
- Сейчас прочитаем вместе оставшиеся слова. Можем ли мы их отнести к слову «добро»?
-Что значит поступать по - доброму? -Все, что вы назвали это верно. С(11) Поступать по-доброму это - помогать слабым и больным - беречь родных и близких - быть внимательным к людям - беречь природу - быть вежливым - уважать старших
-Мы сейчас совершим маленький добрый поступок – поможем вернуться домой Маше, Алеше и другим ребятам. Для этого мы сделаем яркое солнышко, которое будет освещать путь ребятам до дома.
Вывешивает на доску солнце. Раздает лучи и слова.
У вас на столах находятся лучи. Напишите на лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта». Вам предстоит выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить эти слова на лучи.
милосердие терпимость великодушие верность вежливость добродушие доброжелательность добросердечие дружелюбие заботливость отзывчивость искренность совестливость справедливость уважительность щедрость эгоизм зависть обидчивость злобность
-Группы готовы? Наше солнце может засиять? Выходите и приклеивайте свои лучики. -Прочитаем, а действительно ли вы выбрали качества только добрых людей? Наше солнце засияло ярко-ярко! Теперь ребята с лёгкостью доберутся домой. С(12, 13).
| -Добро и доброта это что-то хорошее, теплое, это хорошие поступки… Смотрят на слайд презентации. -Добро всегда побеждает зло -Согласны! -Да. -В доме есть мама, братик... Выполняют физминутку вместе с учителем.
-Читают «О, милые дети, вы срочно должны, Волшебные чары, что злобы полны, Развеять, рассеять и сразу домой, Тогда попадете дорогой прямой» Слушают рассказ учителя. Читают ситуации, пытаются решить их. -Буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение.
-Разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать. -Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке.
-Да!
-Это все плохое, плохие поступки …
-Читают надпись с карточки «Зло - нечто дурное, вредное… беда, несчастье»
Работают с карточками желтого цвета. Уважение Зависть Ненависть Любовь Верность Прощение Грубость -Уважение, Любовь, Верность, Прощение.
-Помогать, любить, уважать…
Слушают учителя, смотрят на слайд презентации.
Выполняют задание учителя, выбирают слова, которые относятся к добрым людям.
Выходят к доске, приклеивают лучики. Читают, получившиеся слова. | Рассказ, беседа Демонстрация Беседа Демонстрация Работа в группах Воспитывающие ситуации Беседа |
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) | -Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? -Что вы узнали нового?
Подводит итоги, сказанные детьми.
- Действительно, мы сегодня совершили долгий путь к познанию доброты. Этот путь нелегкий, каждого человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по –настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. С(14). Добрым быть совсем непросто, Доброта не зависит от роста, Доброта приносит людям радость, И взамен не требует награды. -А доброта живет в каждом из нас. Где же? Покажите. Да, она живет в душе, в сердце.
-Я предлагаю вам, сделать деревце добра, которое будет вас мотивировать к совершению добрых поступков.
Раздает сердечки разных цветов.
На столах вы видите сердечки разных цветов, красное- обозначает, что вам понравилось наше занятие, было очень интересно и вы узнал много нового; желтое- вам не совсем было интересно; зеленое- вам вообще не понравилось наше занятие и вы ничего не поняли.
Оцените свою работу на уроке, приклейте выбранное сердечко.
-Спасибо вам за внимание! С(15).
| -Мы путешествовали, помогали ребятам, решали ситуации, создавали солнышко… -Мы узнали, что такое добро и зло.. .Что добро всегда побеждает зло… Слушают учителя. Слушают стихотворение. Показывают, где живет доброта. Выбирают сердечки, оценивают свою работу. Выходят к доске и приклеивают их на дерево. | Самооценка, беседа |