Тема урока: П. Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!»
(глава «Мраморный мальчик»)
Цели урока:
1. познакомить учащихся со сказочной повестью П. Трэверс;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание делать только добрые дела, уметь сочувствовать и верить в чудеса.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к сказочной повести, портрет П. Трэверс, зонтик.
Работа со словами: препятствие, статуя, пьедестал, джентльмен, экземпляр, трезубец
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок.Угадайте, героиня какого произведения будет вести у вас урок?
- «Мэри Поппинс, до свидания!»
- Молодцы!Угадали!
-А принес меня к вам восточный ветер .И чтобы западный ветер меня не унес вы должны разгадать кроссворд по сказке Г.Андерсена «Гадкий утенок»
2.Опрос домашнего задания.
Кроссворд «Гадкий утенок»
3.Изучение нового материала
- А для начала давайте узнаем кто же автор «Мэри Поппинс»? В этом мне помогут мои ученицы.
- * Рассказ ученицы о книге П. Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!» /опережающее задание /-Хайратова Асылай, Нурлыбек Шахризада, Тилеубаева Жулдыз
- Слово учителя :
- Почему она так нравится взрослым и детям? Ну во-первых, Мэри воплощение идеальной няни — добропорядочной и надежной, ответственной и доброй. Да-да, именно доброй, это только кажется, что Мэри слишком строгая и суровая. А остальные ее достоинства просто невозможно перечислить. Она читает обо всём, что должна знать настоящая леди, её ботинки всегда начищены, полосатый передник накрахмален, от неё исходит аромат поджаренных тостов и мыла «Солнечный свет», но главное – с появлением няни в семье Бэнкс происходят чудесные и необыкновенные события, приключения и истории. Это и притягивает к ней детей, каждая встреча с Мэри таит в себе волшебные тайны.
- Само появление Мэри Поппинс в доме Бэнкс - это уже необыкновенное событие. К большому удивлению детей няня не приходит, а прилетает, и в этом ей помогает восточный ветер и простой зонт. «Да, было похоже на то, что ветер сперва донёс её до калитки, а потом принёс её прямо к парадной двери».
- Волшебные превращения происходят в самых заурядных условиях с самыми обыкновенными предметами и людьми. С помощью любимой няни можно узнать, что происходит в зоопарке ночью; где находится дом, в котором живут мальчики, нарисованные на старинном фарфоровом блюде; и даже увидеть, как появляются на небе новые звезды: их приклеивает на небесный свод сама Мэри, взяв у Джейн и Майкла пряничные звёздочки из фольги.
- Чудеса Мэри Поппинс рождаются за чайным столом или на прогулке в парке, в кондитерской или в мясной лавке — повсюду!Мэри, безусловно, по праву заслуживает титула Леди совершенство не только потому, что поведение няни безукоризненно с точки зрения взрослых, но и потому, что она удивительным образом обладает способностью видеть чудеса в обычных явлениях. Именно это свойство позволяет волшебнице подобрать нарисованную на асфальте сливу и как ни в чём не бывало откусить её. Вот она какова, эта Мэри Поппинс – не королева из сказки, а почти что явь, только не простая явь, а волшебная.
- Вот об одном волшебстве, которое произошло в парке мы сегодня поговорим. Ребята, вы должны были дома прочитать главу «Мраморный мальчик» из повести «Мэри Поппинс, до свидания!».
- Итак, первое общее задание
- Назовите героев , которые встретились вам в этой главе?
- Мэри Поппинс, Миссис Бэнкс, Мистер Бэнкс, Майкл, Джейн, Джон и Барби -близнецы и Аннабел, Мраморный мальчик и Пожилой Джентельмен, Мисс Ларк , парковый сторож.
- *просмотр эпизода из фильма
- У нас в классе 3 команды : команда «Мэри Поппинс», команда «Мраморный Мальчик», команда «Семья Бэнкс»
4. Закрепление нового материала
Работа с текстом: вопросы командам
Команде Мэри Поппинс
- Куда собрались дети с Мэри Поппинс?
- Опишите это место.
Солнце раскинулось над Вишнёвым переулком, словно гигантский сияющий зонтик. Дрозды и пеночки пели на деревьях. На углу Адмирал Бум прилежно подстригал свой газон.
Издалека доносились звуки весёлого марша. В парке играл военный оркестр. По аллеям гуляли цветные зонтики, а под ними семенили дамы и сплетничали обо всём на свете.
Парковый сторож в летней форме — голубой тужурке с красным кантом на рукаве — расхаживал по газонам и зорко наблюдал за всем и за всеми.
Вопрос команде Мраморный мальчик
- Что увидели дети на том берегу пруда ? Найдите описание статуи.
А на том берегу пруда стояла старинная мраморная статуя: Мальчик с Дельфином. На фоне неба и воды она казалась ослепительно белой. Но кончик носа у Мальчика был отбит, и трещинка, как чёрный шрам, была у него на ноге, на мизинце левой руки не хватало сустава и все пальцы на ногах потрескались.
Он стоял на высоком пьедестале, обнимая за шею Дельфина, склонив к воде голову с мраморными кудрями, и задумчиво глядел вниз большими мраморными глазами.
Вопрос команде «Семья Бэнкс»:
-Кого увидели дети увидели в парке возле статуи? Прочитайте.
И именно в эту минуту она заметила Пожилого Джентльмена.
Пожилой Джентльмен сидел у самого подножия статуи, читая книгу с помощью большой лупы. Лысая его голова была повязана от солнца шёлковым носовым платком, а рядом с ним на скамейке стоял чёрный цилиндр.
Дети очарованно загляделись на эту курьёзную и чем-то знакомую фигуру.
Команде Мэри Поппинс:
-Найдите в учебнике эпизод , где Нелей рассказывает про родителей.
Он далеко отсюда. На островах Греции. Его называют Владыкой моря.
Он стоит на скале у моря, держа свой трезубец, и трубит в рог. А рядом с ним сидит моя мать и расчёсывает волосы. А у их ног Пелий, мой младший брат, играет с мраморной раковиной. И весь день чайки летают над ними, бросая крылатые тени на их мраморные тела, и рассказывают им, что нового в гавани. Корабли входят в бухту или выходят в открытое море, и они любуются их цветными парусами. А по ночам они слушают, как волны бьются о берег.
Вопрос команде Мраморный мальчик:
-Найдите диалог Мэри Поппинс и Нелея.
На берегу пруда стояла Мэри Поппинс, и глаза её блестели стальным блеском.
Нелей, вскрикнув, вскочил на ноги и, потупившись, подошёл к ней. Маленький, робкий и несчастный, он стоял перед ней в ожидании приговора.
— Кто разрешил тебе сойти вниз, позволь спросить? На лице её было обычное свирепое выражение.
Нелей совсем повесил голову.
— Никто, — пробормотал он. — Мои ноги сами спрыгнули, Мэри Поппинс.
— Тогда пусть-ка они лучше немедленно вспрыгнут обратно. Марш! Ты не имеешь права сходить с пьедестала!
Мраморный Мальчик откинул назад голову, и солнце заиграло на его маленьком щербатом носу.
— Мэри Поппинс, позвольте мне немножко побыть внизу! — взмолился он. — Совсем немножко! Мне так хочется поиграть с Джейн и с Майклом! Вы не знаете, как мне тоскливо стоять одному и ни с кем, ни с кем не разговаривать! Ну пожалуйста, Мэри Поппинс, позвольте! — шепнул он, умоляюще сложив руки.
Вопрос команде «Семья Бэнкс»:
-Найдите эпизод прощания Майкла и Джейн с мраморным Мальчиком.
Их внимание было приковано к кудрявой голове, вынырнувшей из-за пьедестала. Нелей с Дельфином на руках легко вскочил на пьедестал и выпрямился. Он поднял маленькую мраморную руку и полушутливо-полупечально помахал ребятам на прощание.
5. Физминутка /под песню в фильме «Леди Совершенство»/
6.Викторина
Чьи это слова?
1.Все хорошее когда –нибудь кончается.
2. Там видно будет. Не хоти!
3.Послушайте! Что же вы?
Дали бы мне дочитать!
4.Я её давно знаю. Она старая приятельница моего отца.
5.Не нарушать правил .По газонам не ходить.
6. Какой он сегодня веселый!
Вспомни:
Как звали Мраморного мальчика ?
Какую книгу подарил Пожилой Джентельмен Мраморному Мальчику?
Как назывался журнал , котрый любили читать Майкл и Джейн?
7.*Выводы :
-Докажите, что вы прочитали отрывки из сказочной повести.
Оживает Мраморный Мальчик , Мэри Поппинс летает на зонтике, понимает язык зверей.
-Расскажите, как Нелей попал в парк.
В ящике . Его купил один господин, потому что он понравился ему.
-Каково ваше отношение к Мраморному мальчику?
-Дайте характеристику М. Поппинс. Как вы думаете, какая она: строгая или
добрая? Почему?
Она хочет дети учились самостоятельности, чтобы они сами догадывались.Она любит детей . Она в обычных предметах видит чудо.
-Чему учит нас эта повесть?
-Какие чудеса совершили бы вы, если бы у вы были волшебниками?
8. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какие чудеса совершили бы вы, если бы у вы были волшебниками?»
9. Подведение итогов занятий.
Пояснение :
Учитель ведет урок в роли Мэри Поппинс
Класс разделила на 3 группы: «Мраморный мальчик», «Семья Бенкс» и «Мэри Поппинс» у каждой команды свой цвет.
Оценивание -зонтиками – смайликами за каждый правильный ответ.
Тексты учениц :
Детям всего мира Памела Трэверс известна как автор сказки «Мэри Поппинс». Ее настоящее имя Хелен Гофф. Она считается английской писательницей, но родилась в 1899 году в Австралии, куда из Англии переехали ее родители. Родной город девочки, Мэриборо, расположен на берегу реки Мэривер. Первые части этих названий напоминают имя главной героини сказки Трэверс - Мэри, которая была похожа на ее творца: имела синие глаза, курносый нос, черные волосы. Писательница Трэверс дала героине такое имя вспоминая свою «малую» родину.
- Вспомним, что мы называем «малой» родиной? (Место рождения человека).
В детстве Хелен, как Мэри и другие герои сказки, любила любоваться природой, звездами, долго сидеть в саду и мечтать. Мама шутила: дескать, дочь «высиживает цыплят». Но девочка не обижалась, как и ее будущая героиня - Джейн. И писательница, и персонажи ее сказки любили оставаться наедине со своим фантастическим миром. В детские годы Хелен много читала. Ее любимыми писателями были Ч. Диккенс, В. Скотт, В. Шекспир. И превыше всего девочку привлекали как народные, так и литературные сказки - произведения Л. Кэрролла, Р. Киплинга, Б. Поттер. Со временем, уже во взрослом возрасте, она скажет: «К сожалению, я никогда не узнаю, какая добрая фея наделила меня на крестинах странным даром, чистейшей земной радостью - вечной любовью к сказке. Этот дар я ощутила в себе довольно рано, когда еще принадлежала миру природы». Любовь к книгам возрастала, и, в конце концов, писательница собрала дома огромное количество разных изданий.
- Вспомните, как называется такое собрание книг? (Библиотека).
Библиотека П. Трэверс была настоящим ее богатством. Иногда она шутила: если останется без крыши над головой, то сможет построить дом из своих книг. Когда Хелен исполнилось семь лет, умер ее отец. Она долго верила, что отец превратился в комету. Жить стало тяжелее, ведь в семье было еще двое девочек. Хелен рассказывала младшим сестрам сказки, которые сама придумывала. Больше всего им нравилась сказка о коне, который умел скакать по волнам. Кроме того, она писала стихи и рассказы, но никому их не показывала - стыдилась. В одиннадцатилетнем возрасте Хелен отправили на обучение в пансион - школу с общежитием, где она начала писать пьесы для школьного театра, печатать в газете свои стихи. В 25 лет Хелен поехала в Ирландию, откуда родом были ее родители. Там выступала как профессиональная танцовщица, играла в театре, изучала фольклор, мифы. Однако наибольшее удовлетворение она получала от литературного творчества. Тогда и взяла себе псевдоним - "Памела Трэверс".