В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, на основании данных социального паспорта создается банк данных учащихся группы риска с целью последующей помощи им.
Составляю план для оказания своевременной помощи и поддержки ребенка группы риска, он должен предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация работы с детьми группы риска»»
«Организация работы с детьми группы риска»
Выявление детей группы риска.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, на основании данных социального паспорта создается банк данных учащихся группы риска с целью последующей помощи им.
Составляю план для оказания своевременной помощи и поддержки ребенка группы риска, он должен предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем.
Я придерживаюсь примерного плана работы с детьми "группы риска":
Классный руководитель:
1. Организационная работа:
Составление социально паспорта класса.
Выявление детей «группы риска»
Составление характеристик на детей "группы риска".
Составление социально-педагогической характеристики класса в начале и в конце учебного года.
2. Работа с родителями:
Осуществление связи с родителями.
Посещение семей детей "группы риска".
Организация консультации для родителей
3. Работа с учащимися:
Осуществление контроля за посещаемостью занятий учащихся.
Осуществление контроля за текущей успеваемостью.
Вовлечение трудных детей в кружки и секции.
Организация профилактических бесед с детьми "группы риска".
В 1 классе обучается 19 детей. Среди них 10 обучающихся можно отнести в группу риска по разным критериям, это:
- малоимущие семьи;
-опекаемые дети;
- семьи, в которых один родитель;
- дети, имеющие отклонения в поведении.
На детей «группы риска» необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей
Без внутреннего сопротивления и противодействия школьника, установить душевный контакт с такими детьми помогает просьба. Я считаю, что просьба выполнить ответственное поручение мобилизует силы на преодоление трудностей, пробуждает радость, воодушевление и гордость. Она помогает сблизиться с учеником, создает сердечные взаимоотношения. Существенное значение приобретает интонация слов, в которых она выражена, так как те же слова при другой интонации могут означать приказание. Я стараюсь убедить таких детей в том, что его участие в каких - либо делах не только желательно, но и необходимо. Просьба помочь иногда служит предлогом для откровенного разговора, содействует сближению с необщительным, недисциплинированным учеником. Этот метод воздействия на ученика незаметен, поэтому его реализация достигается без внутреннего сопротивления и противодействия школьника.
Часто в своей практике использую поощрение - это один из методов воспитания, содействующий корректированию поведения. Оно имеет большое значение, во- первых, потому, что способствует закреплению положительного поведения у человека, совершившего хороший поступок, во - вторых, поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Роль поощрения особенно велика в работе с детьми группы риска, поскольку их самосознание только развивается и важно осмыслить, какие поступки поощряются, а какие осуждаются. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, счастья, воодушевления, а также желание вести себя лучше. Оно способствует развитию чувства собственного достоинства, повышает авторитет в глазах коллектива, является моральной поддержкой, способствует укреплению воли. Поощрение должно быть справедливым, нужно учитывать характер поступка и степень прилагаемых усилий. Хороший ответ слабого ученика заслуживает поощрения, такой же ответ сильного ученика можно осудить. В каждом моем воспитаннике из группы риска искать я стараюсь найти что-то хорошее, достойное поощрения. Особенно нуждаются в поощрении те воспитанники, которым трудно самостоятельно войти в колею правильного поведения. Они очень переживают из - за отсутствия к себе уважения, частых замечаний, взысканий. Поощрение вызывает сильный отклик у детей группы риска: появляется подъем, вера в собственные силы и желание стать достойным человеком.
Ученики «группы риска» теряют интерес к учебе, у них нет привычки к умственным усилиям, к труду. Они не только не стремятся получить необходимую помощь, но зачастую стараются ее избежать. Я считаю, что прежде всего, надо ближе познакомиться с ними и установить душевный контакт. Уважение к учителю вызывает желание прислушаться к его совету и принять помощь. Самолюбие отстающих школьников сильно страдает. Они не чувствуют себя полноправными членами коллектива, дополнительные занятия воспринимают как наказание, помощь товарищей порой кажется им унизительной. Следовательно, помощь должна быть щадящей самолюбие. Ученику необходимо долго и упорно работать, чтобы догнать товарищей. Улавливая малейшие сдвиги, не скупясь, подчеркиваю достижения, поощряю отстающего ученика, стимулирую положительными отметками.
Важное условие предупреждения возникновения у ученика серьёзных социально-эмоциональных проблем и попадание его в «группу риска» правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций, внеклассная деятельность, коллективные экскурсии, посещение выставок, музеев, театров, туристические походы, участие в работе детских и подростковых общественных организациях. Поэтому очень важно вовлечь трудного ученика в интересную деятельность. Нельзя мириться с тем, что в кружках и секциях преобладают хорошие ученики, а трудные остаются в стороне.
Воспитательные приемы в конечном итоге дают положительные результаты. Учащиеся меняются в лучшую сторону, становятся спокойными, доброжелательными. Зная возможности потенциала учащихся, я в своей работе успешно использую различные методические приемы, развиваю навыки самостоятельной работы. Успехов можно достичь за счет тонкой и точной индивидуализации педагогических воздействий, т.е. моделирования пути каждого конкретного ученика.
В своей работе я всегда поддерживаю детей группы риска морально. Таким образом, доброжелательным, терпеливым отношением мобилизую и активизирую творческие силы ученика. Создаю такую ситуацию, где ученик может проявить себя наилучшим образом. Если ученик хорошо поет, привлекаю его в концерте художественной самодеятельности, если увлекается рисованием, использую его художественные способности для участия в каких - либо конкурсах. Часто для участия в творческих конкурсах привлекаю и родителей.
Кропотливая работа вознаграждается радостными результатами -возрождением ученика, считавшегося неисправным.
Трудности при работе с детьми «Группы риска»
1. Некоторые родители неохотно идут на контакт с педагогами школы, не хотят совместно решать проблемы, возникшие с их детьми, не стараются изменить свой неправильный образ жизни, оставаясь плохим примером для своего ребёнка. Иногда родители просто равнодушны к проблемам своих детей. Часто приходится сталкиваться с бездействием родителей. 2. Нежелание самого ребёнка исправлять ситуацию, так как он считает, что такое поведение – это норма, потому что это норма жизни его семьи.
3. Сбор документов с неблагополучных семей на бесплатное питание и материальную помощь.
4. Не все руководители кружков, секций, клубов хотят видеть среди своих воспитанников детей «Группы риска»
Работа с детьми «группы риска» на заканчивается в начальной школе, она требует дальнейшего развития и в среднем звене школы, и старших классах.