Алгоритм индивидуального сопровождения студентов «группы риска»
Алгоритм индивидуального сопровождения студентов «группы риска»
Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
«Алгоритм организации индивидуального сопровождениядетей «группы риска»».
Основные задачи:
- Обнаружение семьи (или) ребенка, находящегося в ТЖС;
- Сообщение о семье и ребенке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности;
- Учет семей и детей, находящихся в ТЖС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм индивидуального сопровождения студентов «группы риска» »
Студенты «группы риска»: понятие и характеристики
Ситуация развития общества на современном этапе привносит в жизнь ребёнка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьёзных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей "«группы риска»". Наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, где дети обделены заботой и вниманием со стороны родителей.
Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы:
-Малолетние (до 14 лет)
-Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Под понятием дети ««группы риска»» следует подразумевать следующие категории детей:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из «неблагополучных», асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).
- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи; несовершеннолетние родители; безработные семьи; семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)
1. Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
- пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (попрошайничество, воровство, проституция);
- устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
- алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Работа с семьей ««группы риска»» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
- Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
- Закон РФ «Об образовании» (редакция N 68 от 10.07.2012).
-Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
Работа с детьми «группы риска».
Деятельность педагога-психолога с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу педагога-психолога, которую он проводит с детьми ««группы риска»» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность педагога-психолога с детьми ««группы риска»» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.
Работа с детьми ««группы риска»» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
Работа с детьми «группы риска» включает:
- Социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
- выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье;
- изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Мероприятия по оказанию помощи семье подростка ««группы риска»» проводятся социальным педагогом и (или) педагогом-психологом в соответствии с нормами профессиональной этики.
Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка ««группы риска»» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.
Технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска».
Дети «группы риска», как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) – «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации». Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми «группы риска» имеет две основные составляющие:
- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми «группы риска», требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Формирование банка данных детей и подростков «группы риска».
Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микрорайоне образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
- из семей, находящихся в социально опасном положении;
- безнадзорных или беспризорных;
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних; социальных приютах; центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей; специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- состоящих на внутришкольном учете;
- состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Алгоритм индивидуального сопровождения детей «группы риска».
Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
«Алгоритм организации индивидуального сопровождения детей «группы риска»».
Основные задачи:
- Обнаружение семьи (или) ребенка, находящегося в ТЖС;
- Сообщение о семье и ребенке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности;
- Учет семей и детей, находящихся в ТЖС.
Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях:
- наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
- появления у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
- пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
- кризисной ситуации в семье;
- резкого ухудшения состояния здоровья;
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию ребенка.
Способы получения необходимой информации:
-Анализ журналов групп
-Опрос мнения преподавателей об обучающемся
-Анализ учета посещаемости занятий
-Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
-Беседы с родителями обучающегося
-Социометрические исследования
-Наблюдения
Беседы с обучающимся
-Запрос информации от психолога
-Запрос информации с предыдущего места учебы
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
-Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
-Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
-Опрос – устный и письменный (анкетирование)
-Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
-Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
-Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра.
Диагностическая работа
Выявление детей с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого ребенка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка.
Диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях:
-беседа учителями и с классным руководителем;
-беседа с родителями;
-изучение особенностей развития;
-изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем;
-изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
-сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
-анализ социального портрета класса;
-анализ социального портрета класса;
-анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).
Методы исследования:
-Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
-Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
-Метод наблюдения
-Анкетирование
-Интервью
-Тестирование
-Анализ документов
Индивидуальная профилактическая работа.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».
Основные задачи: социальная адаптация, социальная реабилитация, мероприятия по защите прав, оказание помощи семье, организация обучения, отдыха, трудоустройство.
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
- Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
- Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
-Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
-Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
-Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Методы социально-психологической помощи:
-Консультирование
-Тренинг
-Социальный патронаж
-Групповые и индивидуальные занятия.
Схема 2 «Организация взаимодействия индивидуального
сопровождения детей «группы риска»»
Педагог-психолог:
Проводит диагностику, проводит консультации для детей и их родителей, помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута, дает рекомендации на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (РМППК), проводит индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания, организует ролевые игры с участием родителей и детей (проигрывание конфликтов), обучает родителей приемам коррекционной работы с детьми.
Алгоритм действий Совета по профилактике правонарушений по факту совершения ребенком правонарушения:
Поступление информации от субъектов профилактики о совершении ребенком правонарушении.
Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (педагогический коллектив, родителей).
Внесение полной информации о несовершеннолетнем, совершившем общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, в карту учета.
Постановка несовершеннолетнего на учет училища.
Составление индивидуальной карты социального сопровождения несовершеннолетнего с привлечением всех специалистов системы профилактики.
При необходимости подготовка и направление материала в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, личное участие в заседании – представление интересов ребенка.
Закрепление над несовершеннолетним общественного воспитателя.
Ведение банка данных несовершеннолетних данной категории.
Алгоритм действий педагога-психолога образовательного учреждения:
Сбор информации о социальном неблагополучии детей, обучающихся в образовательном учреждении, или детях, совершивших правонарушения.
Изучение психолого-педагогических особенностей личности ребенка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с ребенком и родителями), выявление интересов и потребностей и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений и поведении обучающегося (анкетирование, индивидуальные беседы с ребенком, классным руководителем).
Составление индивидуальной карты сопровождения ребенка по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки (проведение тренингов, индивидуальных бесед, корректирующих занятий).
Составление индивидуальной психолого-педагогической карты семьи ребенка, (коррекция взаимоотношений в семье, общение между родителями и ребенком, проведения индивидуальных консультаций, тестирования).
Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлечение соответствующих служб для работы с ребенком.
Информирование педагогического коллектива школы, Совета по профилактике правонарушений о результатах психолого-педагогической коррекции учащегося.
Словарь терминов
Дети «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Индивидуальное сопровождение – это система, взаимоувязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направленных на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.
Зона риска - условия жизни, опасные для ребенка. Семья в зоне риска — социально-экономически дисгармоничная: низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, деструкция в составе членов семьи (неполная, со вторым браком, с приемными детьми). Здоровье в зоне риска — наличие проблем со здоровьем у ребенка (инвалидность, хронические заболевания, частые болезни). Учебная неуспешность в зоне риска — отставание ребенка в освоении учебного стандарта. Одаренность в зоне риска — отсутствие поддержки и профессионального сопровождения одаренного ребенка. Зона социального риска — бесконтрольность со стороны взрослых, отсутствие надлежащей системы обучения, воспитания и развития ребенка.
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
Неблагополучная семья - педагогически несостоятельная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в которой родители злоупотребляют правами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенностями неблагополучной семьи являются низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами. Также возможно наличие таких факторов, как социально-экономическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ; деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций; неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.
Сопровождение семьи - социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, оказание эффективной помощи детям специалистами системы образования.
Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)______________________________________________________________
несколько ниже прожиточного уровня_________________________________
значительно ниже прожиточного уровня_______________________________
12. Семейная ситуация (нужное подчеркнуть):семья в состоянии развода
неполная семья (одна мать или один отец), отчуждённость родителей из-за занятости, недостаточное психолого-педагогическое образование родителей, жестокое и холодное отношение родителей с детьми, оба родителя алкоголики, полная семья, один родитель алкоголик, полная семья, родитель-алкоголик в неполной семье, семья с опекунами, родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними родители относительно хорошо выполняют свои функции.
13. Условия проживания: (нужное подчеркнуть).
благоустроенная квартира; одна или две комнаты в общежитии; семья проживает в частном доме.
Другой вариант________________________________________________