kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неделя окружающего мира в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неделя окружающего мира в начальных классах 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неделя окружающего мира в начальных классах»

Неделя окружающего мира

Понедельник

Открытие недели “Окружающего мира” (линейка)

Испокон веков человек связывал свою жизнь с окружающим миром, природой. Главное, что человек брал - растения. Одними растениями человек питался, из других получал лекарства, из третьих - делал ткани, из четвёртых - строил дома, отапливал ими жилища, использовал их в промышленности, пятыми - просто украшал жизнь.

Люди веками, не задумываясь, использовали богатства природы, зачастую не восстанавливая истраченное. И не заметили, как подкралась беда. Каждый день на нашей планете исчезают всё новые виды растений и животных. А как они нужны человечеству!

Вот мы и решили в нашей школе провести неделю природы, когда Окружающий мир станет в центре всех дел. В рамках недели пройдут:

- Конкурс рисунков “Как прекрасен этот мир ”.

- Тестовые задания “Лучший знаток природы”.

- Экскурсия «Удивительное рядом»

- Конкурс чтецов стихотворений о природе

-Проект «Моя Красная книга»

- Викторина «Знатоки природы»

-Закрытие недели окружающего мира.

-Награждение победителей

Всё — от старой сосны у забора 
До большого тёмного бора 
И от озера до пруда — 
Окружающая среда. 
А ещё и медведь, и лось, 
И котёнок Васька небось? 
Даже муха — вот это да! — 
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь, 
И в пруду отраженья крыш, 
Рвать чернику люблю в лесу, 
Барсука люблю и лису... 
Я люблю тебя навсегда, 
Окружающая среда!

Желаем творческих успехов!

1.Конкурс рисунков  Как прекрасен этот мир ”.

Люди, берегите природу:
Недра, травы, лес и воду.
Пусть об этом помнят все!



2.Тестовые задания “Лучший знаток природы”.

Знаток природы”. 1 класс

1. Допиши пропущенное слово:

  • Вся природа делится на _______________________ и __________________.

  • Горы относятся к ___________________ природе.

  • Растения относятся к _______________________ природе.

  • Кошка, собака, коза – это _______________________ животные

2. Если согласен с утверждением, напротив предложения поставь “+”, не согласен, ставь “-”.

  • Ель и сосна – это лиственные деревья.

  • Ландыш, одуванчик, колокольчик – это кустарники.

  • Лев, орёл, уж - дикие животные.

  • Грач и ласточка – перелетные птицы.

3. Выбери верный ответ на вопрос и подчеркни его.

  • Сколько ты знаешь времен года? А) 10 Б) 4 В) 12 Г) 6

  • Частью растения не является: А) корень Б) лист В) кора

  • На месте цветка у растения появляется

А) лист Б) плод с семенами В) корень

  • С этого дерева пчелы собирают нектар и делают мед. Как называется дерево?

А) тополь Б) кукуруза В) береза Г) липа

  • Подчеркни название съедобного гриба

А) мухомор Б) подберезовик В) бледная поганка

  • Этого жука все дачники боятся? А) жук-олень Б) божья коровка В) колорадский жук

  • Где живет щука? А) в море Б) в реке, озере В) в океане

  • Есть в птичьем царстве птицы, умеющие и ходить, и плавать, и летать. Кто это?

А) воробей Б) страус В) утка Г) грач

Знаток природы” 2 класс

  1. Допиши пропущенное слово:

  • Наш город называется _____________________

  • Мы живем в _______________________ области.

  • ____________ - столица нашей Родины.

  • Почва относится к __________________ природе.

  • Весна, лето, осень, зима – это ________________ года.

  • Соловей, воробей, колибри – это __________________

  1. Если согласен с утверждением, напротив предложения поставь “+”,  не согласен, ставь “-”.

  • Прибор для измерения температуры называется барометр.

  • На Земле суша занимает меньшую поверхность, чем вода.

  • Летучая мышь - птица.

  • Лёд – это вода в твердом состоянии.

  • Кукушка – зимует в наших лесах.

  • Серая крыса – домашнее животное

  1. Выбери верный ответ на вопрос и подчеркни его.

  • Сколько лучей у снежинки? А) 10 Б) 4 В) 12 Г) 6

  • Хвойное дерево: А) можжевельник Б) пихта В) осина

  • Малина, шиповник – это

А) травы Б) ягоды В) деревья Г) кустарники

  • Какое дерево лучше всего очищает воздух от загрязнения?

А) тополь Б) кукуруза В) береза Г) липа

  • Какой гриб, растущий в наших лесах, самый ядовитый?

А) мухомор Б) ложный опенок В) бледная поганка Г) сыроежка

  • Этого жука все дачники боятся? А) жук-олень Б) божья коровка В) колорадский жук

  • Кит и дельфин - это А) рыбы Б) млекопитающие В) земноводные

  • Какая из змей неядовитая? А) гадюка В) питон С) кобра

  • Кто бежит задними ногами вперед?

А) лягушка Б) заяц В) лось Г) белка

  • Черепаха и крокодил – это

А) звери Б) земноводные В) пресмыкающиеся

  • Есть в птичьем царстве птицы, умеющие и ходить, и плавать, и летать. Кто это? А) воробей Б) страус В) утка Г) грач

  • Обитают на лугу:

А) махаон Б) плавунец В) шмель Г) водомерка

  • Кого на Земле больше всего? А) зверей Б) птиц в) насекомых

Знаток природы” 3 класс

  1. Допиши пропущенное слово:

  • Земля вращается вокруг ______________ и от этого происходите смена дня и ночи.

  • _________ – спутник Земли

  • В городе Череповце протекают реки - _______________ и ______________.

  • Океан у Северного полюса называется ___________________________________

  • Россия находится на материке _____________________

  • Правильное распределение жизни человека в течение суток - __________ дня.

  1. Если согласен с утверждением, напротив предложения поставь “+”, не согласен, ставь “-”.

  • Земля имеет форму шара.

  • На Земле суша занимает большую поверхность, чем вода.

  • Солнце восходит на востоке.

  • В году 12 месяцев.

  • Начало реки - это приток.

  • Теплый воздух тяжелее холодного воздуха.

  1. Выбери верный ответ на вопрос и подчеркни его.

  • Н а Земле существует А) 6 материков и 5 океанов; В) 5 материков и 4 океана

С) 6 материков и 4 океана

  • Самый большой океан на планете Земля называется

А) Атлантический Б) Индийский В) Тихий

  • Кто из этих животных не живет в наших лесах? А) заяц В) белка С) тигр

  • Какое растение поможет, если натер ногу?

А) крапива Б) подорожник В) укроп

  • Какое из этих ядовитых растений является кустарником?

А) ландыш Б) волчье лыко в) вороний глаз

  • Назовите перелетных птиц. А) ласточка В) синица С) грач

  • Акула – это А) рыба Б) земноводное В) млекопитающее

  • Как называется “домик” белки? А) гнездо Б) гайно С) хатка

  • Кто строит хатки по берегам рек, озер, ручьев?

А) налим Б) бобр В) лягушка Г) полевая мышь

  • Из-за чего птицы улетают на юг?

А) там их родня Б) голодно В) холодно Г) интересней

  • Что делает летучая мышь зимой?

А) охотится Б) спит В) выводит потомство

  • Кто из этих птиц занесен в Красную книгу?

А) утка-мандаринка Б) селезень В) воробей

Знаток природы” 4 класс

  1. Допиши пропущенное слово:

  • Земля вращается вокруг ______________ и от этого происходит смена времен года.

  • Самый большой океан на Земле называется ____________

  • Самый маленький материк на Земле - _____________________

  • Москва - ___________________ России.

  • ______________ - центр Вологодской области.

  • Правильное положение тела человека - ______________

  1. Если согласен с утверждением, напротив предложения поставь “+”,  не согласен, ставь “-”.

  • Земля имеет форму диска.

  • На Земле суша занимает большую поверхность, чем вода.

  • Солнце заходит востоке.

  • В полдень солнце на севере.

  • Обычно муравейник с южной стороны дерева.

  • Если исчезнут бабочки, то станет больше цветковых растений.

  1. Выбери верный ответ на вопрос и подчеркни его.

  • Н а Земле существует

А) 6 материков и 5 океанов; В) 5 материков и 4 океана С) 6 материков и 4 океана

  • Город Вологодской области А) Ярославль Б) Кириллов В) Тоншалово

  • Кто из этих животных не живет в тайге? А) норка В) белка С) дрофа

  • Какое растение не является лекарственным?

А) крапива Б) колокольчик В) укроп

  • Кто из них живет в пустыне? А) хомяк В) верблюд С) рысь

  • Назовите перелетных птиц. А) ласточка В) клест С) кукушка

  • Кит и дельфин. Кто они? А) земноводные В) млекопитающие С) рыбы

  • Если бы среди зверей устроить соревнование едоков, кто стал бы победителей?

А) тигр Б) бурозубка С) слон Д) кролик

  • Кого называют “королем” грызунов?

А) суслик Б) бобр В) хомяк Г) полевая мышь

  • Из-за чего птицы улетают на юг?

А) там их родня Б) голодно В) холодно Г) интересней

  • Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

А) медведь Б) еж В) летучая мышь

  • Кто из этих птиц занесен в Красную книгу?

А) утка-мандаринка Б) сокол В) воробей



3.Экскурсия «Удивительное рядом»

4.Конкурс чтецов стихотворений о природе

5.Проет «Моя Красная книга»

6.Конкурс коллективных поделок из пластилина «Картинки из жизни животных»

7. Викторина «Знатоки природы (кроссворды, ребусы, загадки, стихи о природе)

Этот конкурс посвящаем
Юным редакторам, друзья!
Все кроссворды и загадки
Для развития ума.
Только ты с утра проснешься,
Сразу с ребусом столкнешься,
Не сдавайся, отгадай,
И природе помогай!



8.Закрытие неделинаграждение победителей (линейка)

Заканчивая неделю знатоков природы,
Мы рады подвести итоги:
Вы лучше стали знать природу,
Узнали вы её законы,
И те законы стали уважать.

Не страшно вам теперь позавтракать в лесу.
Сумеете вы накормить и напоить друг друга.
А сколько интересных вкусных блюд 
Было придумано из трав, ягод, орехов.

Замечательно прошел конкурс “Птичья столовая” -
Вы в лес сможете отправиться после школы.
Там накормить и белок, и синиц,
И снегирей, а также соек и других птиц.

Не за горами, за лесами,
Не на небе – в нашей школе
“Родились” легенды и 
Сказки о природе.
Что таится за строкой –
Интересно нам с тобой.

Каждый из вас побывал и редактором.
Легко загадки, кроссворды составит.
Станет такой ученик и умней, 
И сильнее характером.
Он и природу в беде не оставит.

Нашли мы в школе тех,
Кто знает о природе
Больше всех.
Слава “Знатокам природы”!
(Награждение победителей)

Край мой любимый – с туманными далями,
С шумной тайгой, с болотными рясками…
Сколько бы разных земель не видали мы – 
Нет тебя лучше, красивей и ласковей.

Учитесь у природы, будьте добры к природе!

(Использованы стихотворные строки разных авторов, среди них Л. Фадеева, С. Смоляков и другие)

(За участие в конкурсах и победу в конкурсе “Знаток природы” выдавались жетоны, подведение итогов недели шло по количеству набранных баллов-жетонов).

Примеры жетонов к конкурсам.

 

 

111ЧТО ТАКОЕ ЛЕС ?

Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? — рассуждал художник.—

Лес — это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья — берёзы и ели, дубы и сосны,

липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хороши получились у него деревья. И так

похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины,

закачаются лапы елей и ветви берёз. А в углу картины художник нарисовал маленького

человечка с большой бородой — старичка-лесовичка. Потому что какой же это лес без лесо-

вичка?

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал,

увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие

стволы.

Что случилось? — удивился художник.— Почему засох мой лес?

Какой же это лес? — вдруг услышал художник.— Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок-лесовичок разговаривает с ним.

Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? — продолжал лесовик.

Не может,— согласился художники принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё"лучше, потому что рядом были такие же

красивые кустарники, а на земле — среди зелёной травы — множество ярких цветов.

Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник,— вот теперь-то у меня получился

настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть,

-Ты забыл нарисовать грибы,—сказал лесовик художнику.

Да,—согласился художник,—но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

-Это ничего не значит,— сказал лесовик,— грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса. И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

-Это потому,что в твоём лесу нет насекомых,- сказал лесовик.

Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

Ну, теперь всё в порядке! — решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелёными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошёл к картине... и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев — всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины — казалось, вот-вот упадёт,— и

вид у него был грустный-прегрустный.

-Это ты виноват! — закричал художник.— Ты велел нарисовать насекомых. А они съели

весь лес!

-Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

-Что же делать? — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?

-Никогда,— сказал старичок,—если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц!

Художник не стал спорить, взял кисти, краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на

землю пышный зелёный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под

деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл

и стрекоз, а на ветвях деревьев появились весёлые птицы.

Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда он наконец собрался положить

кисти, решив, что картина закончена, лесовичок сказал: « Мне нравится этот лес. И я не хочу,

чтобы он погиб...



-Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь естьвсё! -Не всё,— сказал лесовик.— Нарисуй жабу и ящерицу.

-Нет! — решительно заявил художник. -Да! — твёрдо сказал лесовик.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И ещё разных зверей. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

—Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок,— теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и живот ные. Это — лес.

Художник зажёг свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. -А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу? Ведь прячутся же в нём тысячи и тысячи «жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидать! Но все они непременно находятся в лесу.. И все они вместе — это и есть лес. ( Нарисуйте картину ,чтобы в нем жил старичок- лесовичок)

выберите правило вежливости:

1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.В лесу можно поиграть: листьями побросать, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь,

много зелени — еще вырастет!

З.Наконец-то можно пошуметь, покричать, помяукать и, главное, никому не мешаешь!

4.Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно про

гнать, а лучше бы их совсем не было.

б.Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное

дело.

ЛЕСНЫЕ ЗАГАДКИ

Сосны,ёлки, березы, клены... лес — он наш друг зеленый! Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет, Авы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?

ЧЕЙ ЭТО ДОМ?

К загадке первой мы идем...

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселен,

Народ веселый, трудовой

Охотно дом построил свой...

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не устают...

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

КТО ОН?

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли!

(колокольчик)

Удивительный портной

Удивительный портной,

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет...

Но зато иголки есть.

Сколько? И не перечесть (еж)



БУСЫ НА ОПУШКЕ

Сколько бус рассыпано По лесной опушке! Девочки-подружки Соберут их в кружки. Трудятся, стараются Девочки проворные,

Потому что вкусные

Эти бусы черные! (черника)

ХВАСТУН-ОБМАНЩИК

Нам издали красная шляпа видна Лесного обманщика-хвастуна. Ему к нам в корзинку Попасть не придется, Пусть мухам на гибель В лесу остается! (мухомор)

Санитар

А кого в лесу недаром

Называют санитаром?

О себе загадку нам

Загадать он хочет сам:

— По деревьям я скачу, Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый,

У меня на нем крючки —

Ему к нам в корзину

Все личинки, все жучки

Попадут мне на обед,

Никому пощады нет ! (дятел)



Бурый сладкоежка

Бурый сладкоежка По лесу идет.

  • Где моя малина?
    Где тут сладкий мед?

  • Зря ты, сладкоежка,
    К пчельнику пошел,
    Будь поосторожней

— Попадет от пчел!
(медведь)

« Крокодил - малютка»

Мальчик по лесу бродил: — Ой, смотрите, крокодил!

Что за чудо? Что за шутка? Крокодил совсем малютка! Как тот мальчик ни старался, Крокодила не поймал.

Только хвост в руке остался, Крокодил в траву удрал. Знаешь, как зовут его — Крокодильчика того?

(ящерица)

Лесник

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем ,как дома,

Все давным- давно знакомо.

Взгляд лесничего остер:

Тут недавно был костер-

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь и - пожар.

Там - красавица сосна.

Почему сосна грустна?

Причинил ей много бед

Жук зловредный - короед.

Нужно дерево спасти,

Короеда извести.

Дальше - заяц грыз в яру

Молодой ольхи кору.

Погоди, ушастый плут,

Скоро пойман будешь тут!

Дальше... дальше. Долог путь!

Должен всюду заглянуть,

Все обследовать лесник,

Он бродить в лесу привык.

Знает он, не зря, в лицо

Каждый куст и деревцо.

БЕРЕЗА

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

ЕЛИ

Ели на опушке —

До небес макушки —

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки,

Тонкие иголочки, —

У лесных ворот

Водят хоровод.

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Ива

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Пихты

Пихты с виду кажутся

Злючками,

Лапы их покрыты ,

Колючками,

Да колючки-то незлые у пихты,

Можешь даже погладить их ты.

Рябина

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она — как хина.

То ли эта ягодка

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару...

Дайте осинке

Пальто и ботинки —

Надо погреться

Бедной осинке.



Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок — и над поляной послышится тихий серебристый перезвон... (колокольчик)

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот — она ядовита. ( ландыш)

Красивый цветок. Но ядовитый. Злой. Лютый, как говорят о нем в народе.( лютик)

Верхняя сторона листьев этого растения холодная ,как злая мачеха в сказке, а нижняя- теплая и нежная, как родная мать. ( мать - и - мачеха)

С запахом этого растения знаком даже тот , кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный запах и вкус именно благодаря этому растению.(мята)

Сегодня полянка золотисто- желтая от цветов, завтра - бело- пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки» , а с « головок» слетают легкие пушинки...(одуванчик)

Вдоль дорог , вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. ( подорожник)

Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодиками. Пройдет мимо человек ,пробежит зверь - уцепится плодик и путешествует. А где упадет- может вырасти.(лопух)

Что растет в лесу?

Прошу вас отгадать загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу — земляникой,

Таню — костяникой,

Наташу — орешком,

Сережу — сыроежкой,

Леночку — малиной,

Алешу — хворостиной.

Что это за богатырь? (Лес.)

Вот сегодня мы и отправимся в лес по природной тропинке. Узнаем, что у леса есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и составляет природное сообщество.

Торопливая тропинка Держит путь издалека. Вьется по лесу тропинка, Словно нитка из клубка. Сопровождать нас в прогулке по лесу будет большой его знаток — старичок-лесовичок.



Подбежала тропка к броду,

Задержаться не смогла,

Впопыхах вбежала в воду

И нырнула в чем была.

Ни следа не оставляя,

Пробежала под водой,

Из воды совсем сухая

Вышла на берег другой.

Если речку перейдешь,

То опять ее найдешь.

Привела нас тропинка в березовую рощу.

А живут здесь - березки. На зеленом фоне летней травы и ярких цветов белые стволы березовой рощи — такая картина запоминается на всю жизнь. Иногда мы не обращаем внимание на чудесное, удивительное только потому, что оно близко, рядом. Мы каждый день проходим мимо этого чуда. А ведь береза — единственное дерево с белой корой. Да и название свое дерево получило по цвету коры. В ней есть особое вещество — бетулин, которое окрашивает ее. Много песен и стихов сложено про красавицу-березу

Чудеса приходят на рассвете,

Спят леса в голубоватом свете,

Исчезают лунные полоски,

Дремлют босоногие березки

Снится им, что их принарядили,

Звезды им сережки подарили.

И дрожат сережки на весу,

И огнями светятся в лесу.

На заре приходят чудеса,

Незаметно падает роса,

Тихо спят березки-босоножки,

И в листве горят у них серёжки.

Повела нас тропинка дальше и привела в дубраву. Старичок-лесовичок очень удивил меня, сказав, что здесь растет кверкус. Послушаем рассказ о нем.

Кверкус — так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык — «красавец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка. На Украине растет дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растет в Литве, ему две тысячи лет. Есть и другие знаменитые дубы. Один из них связан с именем А. С. Пушкина. Дуб рос в селе Тригорское



О нем поэт писал:

«Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.»

А другой дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга. Это о нем Александр Сергеевич сказал:

«У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том...»

бор. А живет здесь - сосна. В лесу! Воздух здесь удивительно


Побежала тропинка дальше и привела нас в сосновый сосновом лесу светло и сухо. А как пахнет хвоей в чистый, так как фитонциды сосны убивают-микробы.

И торжественно и ровно

Сосны древние гудят.

Лес плывет куда-то,

Словно многомачтовый фрегат.

Он плывет едва заметно,

То на север, то на юг

И в широком шуме ветра

Море слышится вокруг.

Как можно назвать одним словом березу, дуб, сосну? (Деревья.)

Деревья занимают первый этаж лесного дома — первый ярус. Им для жизни нужно много света и тепла. Старичок-лесовичок приготовил вам задание : «Определить чей это листочек ?»

(1 - дуб,2 - береза,3 - рябина, 4 - орешник,5 - клен )

Какое растение здесь лишнее? (Орешник.)

К какой группе он относится? (Кустарник. Второй ярус.) А теперь сами назовите

следующие этажи. (Третий ярус — травы, четвертый ярус — мхи, лишайники.)



Игра «Угадай -ка»

Ваша задача — угадать растение по описанию и поселить его на нужный этаж. Красива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные. (Калина.)

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом, на месте цветов — красные ягоды. Они ядовиты. (Ландыш.) З.Вроде сосен, вроде елок, А зимою — без иголок. (Лиственница.)

4.Эти растения живут в экологически чистых зонах.Их называют барометрами чистоты воздуха. (Лишайники.)

Послушайте историю, которую рассказал мне старичок-лесовичок.

В нашем районе сажали лесные полосы, но деревья росли очень плохо: чего-то им не хватало. И люди заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу. Лес ожил. Отчего это произошло?

Без чего еще мы не можем представить себе лес? (Без животных.)

Лес — «легкие «планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.

Лес — друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов - особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.

Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн тонн ягод, 5 млн тонн орехов, 330 тыс тонн грибов.

Общая площадь лесов в мире составляет 19 миллионов кв. км. Ежегодно на планете вырубается 33 000 га леса.

А сейчас вспомним правила поведения в лесу. Я прочитаю вам экологический рассказ. Если вы заметите ошибки в этом рассказе — хлопайте.

С веселой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которых мы не знали, — сбивали палкой.Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.Нам очень понравилась прогулка по лесу!

А вы, ребята, будете так же вести себя в лесу? Какие ошибки встретились в рассказе?

Никто не видит,

Как сгорают корни.

И дереву до срока невдомек,

Что пошатнулся

Кряж его огромный —

Копитель силы, крепости исток.

Оно стоит, ни в чем не уступая

Другим деревьям

В золотом бору.

И та же стать,

И та ж листва густая,

И тот же шелест

Веток на ветру.

Но вдруг заметим

Мы однажды летом,

Что листья стали

Мельче и бледней.

Не по прямым,

По косвенным приметам

Мы узнаем о гибели корней... Казним себя, по сердцу

Бьем наотмашь,

Что, находясь вблизи,

А не вдали,

Не поспешили

Дереву на помощь

И красоту от смерти не спасли!

Эти строки Л. Татьяничевой заставляют нас оглянуться вокруг себя, подумать о зеленых друзьях человека, без которых наша жизнь на Земле невозможна.

Кто живет в лесу?


В некотором царстве, в некотором государстве жили-были... Нет - нет, не царь с царицей... Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за три девять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас.. .Это - царство живой природы. Начиная третий день предметной недели, мы узнаем с вами кто же живет в лесу.

Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно "почему?" меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое - пчелою забралось в цветок, А третье - лягушкою скок в ручеек. "Что?" мышкой шныряет под листьями в норах,

"Кто?" ищет в кустах притаившийся

шорох.

Сидит "отчего?" на зеленом листке. "Куда?" полетело верхом на жуке.

"Зачем?" вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так -

целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем Ответы искать под зеленым шатром.

Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по лесной тропинке к животным леса. Назовите животных леса от самых больших до самых маленьких. Все они очень разные , но давайте подумаем, нельзя ли их разделить на группы?


Птицы Насекомые

Сова муравей

медведь сокол комар

белка ястреб бабочка

заяц снегирь

лось ворона

Отгадайте загадки и , тех животных , которые живут в лесу - нарисуем.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза).

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)



Не зверь, не птица,

Тонок, как спица,

Летит – кричит

Сядет - молчит.

Кто его убьет,

Кровь свою прольет.

(Комар)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Много ножек,

А бегать не может.

(Гусеница)

Очень мирные мы змеи,

Любим жить в кустах у рек.

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним вовек.

(Ужи)

Бегает среди камней

Не угонишься за ней

Ухватил за хвост, но - ах!

Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица).

Подрастала, хвост растила

Платье темное носила

Подросла -зеленой стала

Хвост на весла поменяла

(Лягушка)

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела

А кого паук боится

Угадали? Это ...

(Птица).

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Летней ночью напролет

Голосисто он поет.

(Соловей)

Носит серенький жилет,

А у крыльев черный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: "Кар-кар! Кар-кар!"

(Вороны)

Раздается на лугу

Чье- то нежное ку- ку.

Это за лесной опушкой

Отсчитала год ... (Кукушка)

На ветвях весь день сидит , Отдыхает или спит.

Но стемнеет и тогда

Мчится за едой ... (Сова)



Посмотрите-ка, какая,

Вся горю, как золотая,

Хожу в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой.

(Лиса)

В сказках - лиса самая хитрая. А на самом деле, если бы не её зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы её от волков и охотничьих собак.Бегает она быстро, умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух,делать большие прыжки. Воды не боится, так как умеет плавать. Лисы живут в норе. Иногда в одной норе с барсуком. Живут недружно, поэтому в стаи не собираются. Питаются птицами, насекомыми, чаще всего мышами. Реже всего зайцами, если догонят, иногда ягодами.

Я хозяин лесной Просыпаюсь весной А зимой под вьюжный вой Сплю в избушке снеговой. (Медведь)

Медведь - хищный и могучий, ловкий и хитрый, и осторожный. Может ношу тащить в 500 кг, может бегать со скоростью лошади, а еще может подкрасться незаметно. Несмотря на то, что медведи хищники, очень любят они плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди, рыбу, мед, малину, орехи, а так же птиц, улиток, насекомых. Когда растительной пищи не хватает, то нападают на лосей, кабанов, тетеревов, рябчиков. А зимой медведи впадают в спячку. А сосут лапу знаете почему? Потому что зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.

Сбросил серенькую шубку. Белую к зиме надел. Прыг - и позади лужайка -Спрятался от волка ... (Зайка)

Зайцы живут небольшими группами. Днем всегда спят, а ночью выходят на поиски пищи. Кормятся ветками и корой деревьев. Ходят зайцы неуклюже, это из-за того, что длинные ноги затрудняют передвижение. Они всегда настороже, всегда готовы убежать. Ведь у них много врагов- это волки, мыши, человек. А еще их зовут «косыми». У зайцев глаза большие, бархатисто - темные, красивые и совсем не косят. Но так как у них шея малоподвижная, то оглянуться они не могут, вот и скашивают глаза, чтобы посмотреть, где преследователь. А зимой зайцы линяют, меняют шубку серую на белую - маскируются. Припасов на зиму не делают.



Зубовато, серовато

По полю рыщет

Телят, овец ищет. (Волк.)




Волк сильный, выносливый, сообразительный хищник. У волков прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Летом живут парами, а зимой собираются в стаи. В стае царит железная дисциплина - все подчиняются вожаку. Волки могут не есть по многу дней. А если нападают, то только на больных животных. А зимой из- за недостатка пищи, близко подходят к селениям, нападают на скот.

Барсук - очень осторожный зверь. Охотится ночью, поэтому увидеть днем не просто. Тело покрыто серебристо - серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато - белые полосы, а через глаза и уши черная полоса .Ближе к осени начинает нагуливать жир -готовиться к зиме. Хотя на вид неуклюжий, но ловко ловит грызунов, лягушек, ящериц, выкапывает червей. Очень много уничтожает личинок майских жуков. К холодам жира накапливает столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.

Кабанам в поисках пищи приходится преодолевать большие расстояния. Он пробирается через густые заросли, по занесенным снегом лесным чащам, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, а также ветки и кору деревьев и кустарников, плоды и семена разных растений.

Косулям приходится довольствоваться ветками осины, ивы, а иногда даже поедать молодые ветки хвойных деревьев.

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)

Найдите ошибки в рассказе:

"Медведь-хищник, но хищник особый, охотится он редко, но зато любит полакомиться ягодами, грибами. А если найдет гнездо диких пчел - убежит безоглядки, и мед не нужен. Плавать медведь не умеет, но зато хорошо лазает по деревьям, цепляясь при этом лапами и помогая хвостом". "У кумушки-лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком, шубка тепленькая. Выращивает лисичка своих деточек-в теплом, мягком гнездышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо кума и наряжена :шерсть у нее пушистая, золотистая".

"Зайцы живут в лесу. У них много врагов - это волк, лиса ,еж, филин. Спасаются зайцы бегством. Убегают быстро, большими прыжками, потому что задние ноги у зайцев короткие, а передние длин­ные. И от юлка, и от лисы могут убежать зайцы".

Вот и закончилось наше чудесное путешествие по лесной тропинке. Как много мы узнали и вспомнили! Но главное, мы не должны забывать, что все мы -дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ее богатствами.

Берегите землю!

Берегите! Жаворонка, в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над саванной тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!



Примечательные чужеземцы


Много удивительного встречается в природе. На занятии ребята познакомятся с интересной информацией из жизни растений и животных всего мира.

ХИТРЫЙ АПЕЛЬСИН

Родина апельсина - Китай, где он появился задолго до нашей эры. Само слово апельсин в переводе с немецкого языка означает « китайское яблоко» Некоторые апельсиновые деревья могут жить до 150 лет. У некоторых цитрусовых созревшие плоды не опадают, их надо срезать.. Если этого не сделать, то, повисев зиму желтыми, плоды весной снова позеленеют, а осенью вторично пожелтеют.

ТОНУЩЕЕ ДЕРЕВО

В пустынях Средней Азии растет саксаул. Это изогнутое, корявое дерево очень ценно: оно закрепляет пески, при сжигании дает тепла почти столько, сколько каменный уголь. Саксауловые дрова продаются на вес. Древесина саксаула настолько тяжела, что тонет в воде. Саксаул легко сломать, даже если он толстый, но почти невозможно разрубить топором. Дерево хорошо приспособлено к жизни в пустыне. Его корни уходят в почву на глубину 18—20 м. г Листья в виде маленьких чешуек помогают ему экономить влагу.

ГОТОВЫЕ МЕШКИ

В Индии растет анчар безвредный. Называют его мешочным деревом за то, что из него получают почти готовые мешки. Отпилив кусок дерева люди сильно бьют по коре, от чего она легко снимается вместе с лубом. Отделив луб, получают готовый материал, который остается сшить с одной стороны — и легкий прочный мешок готов.

КОЛБАСНОЕ ДЕРЕВО

В лесах Уганды встречает кигелия, или колбасное дерево. Своим названием она обязана плодам, по виду напоминающим колбасы. Они свисают с концов ветвей и весят до 6 кг.

Из плодов дерева местные жители изготавливают чашки и желтую краску, а из коры — лекарства.

МОЛОЧНОЕ ДЕРЕВО

В Центральной и Южной Америке растут рощи стройных деревьев. Это галактодендроны. Местные жители называют их сорвейрисоски. На стволах де­ревьев делают надрезы, из которых вытекает густой беловатый сок. И видом, и вкусом он напоминает обычное коровье молоко, но с горьким привкусом, который исчезает при кипячении. За час из одного дерева вытекает около литра «молока».



СВЕЧЕЧНОЕ ДЕРЕВО

В Панаме есть дерево, плоды которого очень богаты жиром. Если через плод продеть фитиль — получится свеча. Горит она без копоти и дыма в течении 3—5 часов. За это дерево получило название свечечного.



МЫЛЬНОЕ ДЕРЕВО



На полуострове Флорида растет своеобразное дерево. Если растереть его созревшие плоды, то образуется пена, которую местные жители используют вместо мыла.

БУТЫЛОЧНОЕ ДЕРЕВО

Растет бутылочное дерево в лесах Австралии. Название ему дали за ствол, который своей формой напоминает бутылку. Во время дождей в стволе собирается много влаги, которая используется им в засушливые дни.

КОНФЕТНОЕ ДЕРЕВО

В горах Азербайджана растут деревья, плоды которых напоминают внешним видом соевые батончики, имеют вкус изюма и аромат рома. Эти « конфеты» -плодоножки пришлись по душе местной детворе. « конфетное дерево» называется говения

УБЕГАЮЩАЯ ОТ ЗАСУХИ

В Южной Америке растет селагинелла. Она примечательна тем, что во время засухи вытягивает из почвы свои корешки и сворачивается в клубочек. Попав во влажное место, выпускает корешки и растет, как обычное растение.

ЖИВОЙ НАСОС

В Австралии растут эвкалипты. Некоторые их виды достигают 162 м высоты и 7

м в поперечнике. Древесина эвкалиптов обладает железной прочностью, намного

прочнее сосны.

Эвкалипт способен за сутки поглощать из почвы воду, превышающую его объем в

десять раз, и поэтому является отличным осушителем болот.

В эвкалиптовых рощах тени мало, потому что их узкие листья поворачиваются к

солнцу ребром.

Осенью у эвкалиптов опадают не листья, а кора. Она свертывается в лохмотья и

спадает, обнажая голубовато-желтые, гладкие, как шелк, стволы.

САМАЯ ВЫСОКАЯ ТРАВА В МИРЕ

Растение банан — это тропическая трава. Банан достигает 15м высоты.












ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ

Сегодня мы совершим небольшое заочное путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны ,иначе недолго и заблудиться ! А что такое лес? Что вы о нем знаете?

Лес - это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус - высокие деревья; 2-й - деревья пониже; нижние ярусы: 3-й - кустарники, 4-й - травы, 5-й -грибы, мхи.

Итак, мы отправляемся в лес, в природу.

Сейчас во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке: Землю пробуравил, Корешок оставил. Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. Это гриб. Речь пойдет о грибах.

Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? — Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

Так что же это такое - грибы?

Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру животных, ни к миру растений.







Все грибы ,которые вы знаете , называются шляпочными.

У грибов одна часть находится над землей - называется наземная, другая - под землей

подземная. Надземная часть состоит из ножки и шляпки.

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и

прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества,

которые гриб берет из почвы. А .вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть, имеют название

"плодовое тело".

Подземная часть состоит из нитей и похожа на паутину. Подземная часть гриба называется

«ГРИБНИЦА» Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях

пробивается вверх новое плодовое тело.



Как нужно правильно собирать грибы? Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

- Объясните, что произойдет? Мы повредим грибницу, и на этом месте новьш гриб не вырастет. Это очень плохо ,так собирать нельзя.


Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на этом месте.


Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.

Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли .Что происходит? Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.





Грибы питают деревья ( грибница), служат кормом для животных ( плодовое дерево).Кроме того,

грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами. Человек

употребляет грибы в пищу. Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек

может отравиться. Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе

грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а

незнакомые грибы лучше не трогать.

Плесневые грибы человек тоже использует, ведь из них изготавливают лекарства, которыми мы

лечимся.

Слышали такое слово - "антибиотики"?.. А "пенициллин"?.. Это лекарство изготавливают как раз

из плесневых грибов.

Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется "микология".

А сейчас отгадайте загадки.

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он ... (белый).


И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею

Первый найден ... (боровик).

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк, Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь.)



Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки.

В мох душистый две косички

Прячут хитрые ... (лисички).

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут ... (маслята).



Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой. (Моховик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор.)

Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой. (Опята.)



Лета первая примета

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке, (подберезовик)

Он в осиннике родится,

Как в траве ни притаится,

Все равно его найдем:

Шляпа красная на нем. (Подосиновик)

После дождика подружки Поселились на опушке. Шляпы разноцветные — Самые заметные. (Сыроежки.)

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами.









Все о цветах



Ребята! Добро пожаловать в Царство цветов! Народная мудрость гласит: "Кто выращивает

цветы, тот приносит радость себе и людям".Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи видов их

еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви к ним разных народов издавна

являлись праздники цветов

Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были

символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы — значит

выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы — добрые

посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а

общение более непринужденным, доверительным.



Цветы, как люди, на добро щедры.

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

К. Жанэ

Цветы, эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.



Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы —

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними,— поэт душой.

Послушайте стихотворение народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад —

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

В Древней Греции они устраивались в честь гиацинтов и лилий, в Англии - в честь незабу­док, анютиных глазок и первоцветов, во Франции - в честь розы и фиалки. В наше время осо­бенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии. На Руси был праздник Ивана Купалы, когда из цветов плелись венки и гирлянды, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета - цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту един­ственную ночь.

"Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок", - говорил великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощу­тить полноту жизни!



Из них венки плели невесты,

Их в щколу девочки несли,

И у могил, порой безвестных,

Их вдовьи слезы долго жгли.

Растут во все века любимы,

Их не убить, не затоптать.

Они, цветы, неистребимы,

Нам, несгибаемым, подстать

В.Сафонова

Кто может сказать, что обозначает слово "цветок"?

Цветок - это видоизмененный побег с укороченным стеблем, листья которого превратились в его отдельные части. Цветок обычно сидит на цветоножке. Он состоит из зеленых чашелистиков, которые или срастаются между собой (шалфей, бурда), или свободны (лютик, пастушья сумка). Чашечка защищает венчик, иногда видоизменяется в летучку и служит для разноса плодов (одуванчик, осот и др.).

Венчик сострит из лепестков, окрашенных в различные цвета. Форма венчика чрезвычайно раз­нообразна, главное его назначение - привлекать своим цветом, запахом и нектаром опылителей. Мелкие цветы часто бывают собраны в соцветия разной формы: кисть - черемуха, щиток - боярыш­ник, метелка - овес, сережка - береза, колос - пшеница, початок - кукуруза, зонтик - морковь, пет­рушка, головка - клевер, корзинка - подсолнечник.

Давайте же и мы ближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами посмотрим в их добрые, доверчивые, прекрасные глаза, полюбуемся ими, подружимся и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

У каждого из нас есть самый любимый цветок. Но во все времена все народы отдавали этому цветку предпочтение, ему поклонялись, его воспевали с незапамятных времен, о нем создавалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно написать целые тома. В Древней Индии существовал закон, по которому, каждый принесший царю этот цветок, мог просить у него все, чего только пожелает. Этими цветами греки усыпали путь возвращающегося с войны победителя и убирали его колесницу. Ими же убирали тела и гробницы умерших. В России этот цветок начали разводить при Петре I и Екатерине П.

РОЗА

РОЗА — символ божественной тайны.



О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

С. Маршак

Древние греки и римляне создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Анакреон писал, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, богини любви и красоты, когда богиня с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра, когда принимала Марка Антония, приказала усыпать пол в зале пиршеств лепестками роз. По христианской мифологии роза — символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу. Розе, особенно ее аромату, приписывали целебные свойства

По июньским покосам рассыпаны спелые

росы,

Соловьи в ожиданьи июньских рассветов

поют,

Розы светят, как зори, а зори, как свежие

розы,

В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.

Прадедушка этого цветка — куст шиповника. Но ведь и шиповник не мог появиться ниоткуда. Вот послушайте легенду о шиповнике. В далекие времена жила на свете бедная девушка - казачка, которая полюбила жившего в их селе храброю юношу . Тогда богатый атаман, безуспешно домогавшийся ее руки, решил насильно увести девушку. Не в силах перенести разлуку с любимым, девушка убежала в лес и пронзила свое сердце кинжалом, а на месте ее гибели вырос куст с прекрасными душистыми розовыми и темно-красными цветами, покрытый от злых людей острыми шипами.

Сейчас насчитывается более 1000 сортов роз. В разных странах роза имела разное значение: в Древней Греции и Риме роза считалась эмблемой любви, весны, красоты. Ветками из роз у греков украшалась невеста; бросали розы и к ногам победителей.

Цвета роз тоже всегда что-то обозначали: желтые — славу, красные — страдание, белые — радость. Белые розы в средние века назывались розами Магдалины: рассказывали, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них слез. Шиповник — лекарственное растение, в нем (в плодах) очень много витаминов.

ТЮЛЬПАН

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, мифологи не создали о нем никакого предания. Первые сведения о тюльпане встречаются в древних персидских рукописях. Многочисленные жены турецкого султана с большой любовью разводили эти цветы в его садах. В Европу этот цветок попал очень прозаично: в сундуке германского посла при турецком дворе. Это произошло в 1599 году. Нигде увлечение тюльпанами не достигало таких гигантских размеров, как в Голландии. В честь цветка устраивались праздники, выставки. За выведение тюльпана необычайной формы или расцветки присуждались огромные премии. Цветок изображался на полотнах живописцев.

НАРЦИСС

Существует греческий миф о происхождении этого изящного цветка. Однажды в лесу гулял сын речного бога Цефиза, прекрасный юноша по имени Нарцисс, которому было предсказано, что проживет он долго и счастливо, если не увидит своего лица. Юноша повстречался с нимфой Эхо, которая безумно в его влюбилась. Нимфа обратилась к богам сжалиться над ней и наказать бесчувственного Нарцисса, потому что он был холоден к ней. По велению богов он ощутил сильную жажду и наклонился над чистым, спокойным источником. Увидев свое отражение, он влюбился в себя. Но боги не дали ему погибнуть и превратили в цветок нарцисс, венчик которого наклонен, как будто Нарцисс желал еще раз полюбоваться собою в воде.

На востоке нарцисс считался символом весны и счастья .Девушки выращивали его в горшочке и, выходя замуж, забирали цветок в дом мужа, ухаживали за ним и берегли как свое счастье.

ГЛАДИОЛУС

Раньше гладиолус считали сорняком, который рос на полях. Но позже гладиолус стали считать священньм растением. В средневековье, богатом жестокими войнами, гладиолус считался сим­волом победителя и меча. Свое название получил за форму листьев (от лат. - меч) Существовала мысль о том, что гладиолусы сберегают воинов от ран, домашних животных — от болезней. Как декоративное растение гладиолусы начали появляться в садах и парках дворянства и монастырей только в XVI веке.

Большинство гладиолусов разных цветов были выведены и Америке. Самый большой цветок диаметром 14—16 см. Сейчас во всем мире насчитывается более 100 тыс. прекрасных цветов. Но человек продолжает выводить новые сорта, еще более прекрасные, более ароматные.





ПОДСНЕЖНИК

Идет весна-красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них — подснежник.

Цветок весны, идущий к нам по снегу,—

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку!

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника — надежда.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

НЕЗАБУДКА



Пожалуй, это самый маленький цветок, но сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний сложено о нем!



У леса и реки на перепутке,

Где выстлана березовая гать,

Такие загорелись незабудки,

Окинешь взором — глаз не оторвать.

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: «Ты забыла меня, Флора, дай, мне, пожалуйста, имя». Флора еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветочек. «Хорошо,— сказала Флора,— будешь называться «незабудкой». А еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину».

А вот еще легенда. Путешественник остался в чужой стране и стал сказочно богатым и знатным. А мать долго ждала его и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришел гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешения спеть ему. И спел он сыну колыбельную, которую пела ему мать, и передал букетик незабудок. Ничто не могло остановить сына. Цветы и песни подсказали ему дорогу, и он пришел к своей умирающей матери, потому что незабудка — цветок постоянства и верности





РОМАШКА

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Бс. Рождественский

Ромашка — милый, обаятельный цветок. Он смотрит на нас, будто доверчивые детские глаза. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Ее обычно сопровождают эпитеты «скромная», «полевая», но трудно обойтись без нее, сплетая венок, собирая букет полевых цветов. Есть у ромашки и другие названия — нивяница, поповник, рамонок.

ЛАНДЫШ

Проснулся лес. Весной разбужены,

Деревья по ветру парят

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

С. Красиков

Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Поэты посвящают ему восторженные строки:



О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

А. Фет

Предания утверждают, что ландыш — это счастливый смех русалки Мавки, рассы­павшийся по весеннему лесу, когда она впервые узнала радость любви. Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считались символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, это означало, что она согласна выйти за него замуж, если бросит на землю — значит, его предложение не принято. В обрядовых праздниках ландыш являлся одним из главных действующих лиц.Германские язычники считали ландыш цветком Остары — богини восходящего солнца, зари и предвестницы весны. В ее честь на Пасху устраивали празднества, на которых все молодые украшали себя букетами ландышей. На рассвете цветы сжигались — приносились в жертву прекрасной богине зари. Принять в этот день в подарок букетик ландышей означало дать согласие на брак, бросить под ноги — кровно обидеть. По древней русской легенде, цветки ландыша — слезы морской царевны Волхавы по Садко, который любил другую. В одних сказках ландыш— смех русалки, в других — бусинки Белоснежки, в третьих — фонарики гномов.

Из настоящих ландышей в древности готовили "золотую воду"—эликсир против головных болей и сердцебиения. Цветок занесен в Красную книгу, поэтому его надо беречь.

СИРЕНЬ

Цветет сирень в мае. Во время массового цветения сирени тихой вечерней порой кажется, что густой нежный неповторимый аромат заполнил всю землю.



Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая дрожь.

А появилась сирень однажды весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами — синими, красными, желтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у нее только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она решила окрасить кусты. Получилось удивительно красиво! На элегантно склонившихся ветках сирени будто подвешаньт ма­ленькие розовые сердечки. Поэтому, наверное, об этом цветке сложено много легенд, но чаще всего это легенды о несчастной любви.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

У колокольчика есть много имен — балаболки, звонцы, бубны, неботочки, но во всех этих названиях звучит любовь к нему.

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошенной травы, головой качая?

А. Толстой

В самом облике этого цветка и в названии слышится нежная музыка.



Не падайте духом и верьте в удачу!

Жизнь розовой станет и белой впридачу,

И снова лиловой звенит — ну и пусть

Ведь грусть колокольчиков — светлая грусть.

Л. Ширяева

ФИАЛКА

Про фиалку существует множество легенд. В одних говорится, что один могущественный владыка превращал в цветок любопытных придворных. А в другой: Бог света Аполлон пре­следовал одну из красавиц, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился над ней и превратил девушку в чудесную фиалку, которая укрылась в тенистой зелени кустов.

Фиалка — это лекарственное растение. Оно применяется при желудочных заболеваниях. Фиалка занесена в Красную книгу и запрещена к сбору и продаже. Но все же можно встретить любителей природы с букетом этих нежных цветов. Радость от такого букета мимолетная, фиалки очень быстро вянут и их выбрасывают, а потеря в природе невосполнимая.

ВАСИЛЕК

Всё васильки,васильки,

Много мелькает их в поле,

Помнишь, у самой реки

Их собирали для Оли.

Красивый, стройный парень Василек и русалка полюбили друг друга, но не сложилось у них счастье: Василек не мог жить без земли, а русалка — без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.



Синевой небесной, нестерпимой,

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами васильков

.Б. Кежун

СОН-ТРАВА

Пригрело солнышко, освободились от снега пригорки, и как по мановению волшебной палочки вдруг появляются волшебной красоты цветы. Это сон-трава или прострел. Русское название сон-травы связано с поверьем, что животные и люди, пожевав корень, впадают в глубокий сон. И это неспроста — растение ядовито.

Сам цветок будто маленький мохнатый зверек. Длинные шелковистые волоски щедро покрывают стебелек, листья и цветок. Цветок, переживая холода, долго не раскрывается и опущен, будто в задумчивости. Капли дождя или росы, падая на цветок, скатываются с него по шелковистым волоскам. Только когда потеплеет, прострел гордо выпрямляется ,расправляет свои крупные лиловые цветки. Сон-трава - это декоративное растение ,из-за своих красивых цветков чрезвычайно страдает. Говорят, что еще есть в Беларуси места, где весной разливается лиловое море прострелов. Но вблизи городов редко встретишь цветок. Сон-травы становится меньше, растение находится под угрозой исчезновения. Сбор этого вида строго запрещен.

Счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать ее своими руками. До свидания, наши милые, нежные, добрые друзья — цветы!

Берегите цветы!

Они нежны.

Они - как нежность,

Как любовь-, как дети.

Сильнее зла,

Сильней всего на свете,

Сильнее смерти

И сильней войны.

Цветы, как люди,

На добро щедры.

И, щедро нежность

Людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Я славлю тех, Кто вырастил цветы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Неделя окружающего мира в начальных классах

Автор: Шпилева Светлана Ивановна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 375925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380425"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "127192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415281107"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(96) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepookruzhaiushchiemumiru3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416034"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК Ритм "
    ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-umk-ritm"
    ["file_id"] => string(6) "128295"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415466623"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "122633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414317961"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства