Внеклассное мероприятие посвящено Международному дню толерантности, которое можно провести как занятие с младшими школьниками, так и как классный час с более старшими детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мы разные, но мы вместе»
Воспитатель группы продленного дня ГБОУ средней общеобразовательной школы № 288 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга Иванова Елена Владимировна
Мероприятие, приуроченное ко дню толерантности
Тема: «Мы разные, но мы вместе»
«Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма…» Ж.Леметр
Цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
Развивающие:
Сформировть умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
Воспитательные:
Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
Формирование и развитие у учащихся толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоёв населения, разных политических взглядов.
Оборудование:
Этнокалендарь
Мультимедийный центр
Словари (толковый, иностранных слов, энциклопедический и другие)
Раздаточный материал для моделирования игровых ситуаций
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня наше мероприятие будет посвящёно Международному дню толерантности, который во всём мире отмечается 16 ноября. В связи с этим у меня к вам вопрос: а знаете ли вы, что обозначает это слово, это понятие? (ответы учащихся). Давайте попробуем ответить на эти вопросы, заглянув в различные словари (учащиеся самостоятельно работают со словарями, затем записывают на доске (или читают определения, спроецированные через мультимедийный проектор на экран):
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это:
Толковый словарь под ред. Ушакова Д.Н.: терпение, либерализм, мягкость, снисходительнось (по отношению к окружающим)
Словарь иностранных слов: терпимостьк чужим мнениям, поведению, верованиям
Философский словарь: терпимостьк иного рода взглядам, нравам, привычкам
4. Медицинский словарь: способность организма переносить (т.е. терпеть) неблагоприятное влияние того или иного фактора среды
В.: Видите, сколько толкований у одного слова. А что общего во всех объяснениях? (ответы учащихся)
А теперь посмотрите, как объясняется это понятие на других языках (Слайд №2), (и обратите внимание на эпиграф, высказывание Жоржа Леметра – бельгийского католического священника, математика и астронома)
Tolerancia (испанский) – способность признавать, отличительные от собственных, идеи или мнения.
Tolerance (английский) – готовность быть терпеливым, снисходительным.
Tolerance (французский) – отношения, при которых допускается, что другие могут думать и действовать иначе.
Tusamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, милосердие, терпение, расположенность к другим.
Толерантность (терпимость) - (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, считаться с мнением других.
В.: Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (у каждой нации свои представления о человеческих ценностях)
В.: Какое из определений вам кажется наиболее верным (нравится больше других)?
(ответы учащихся и обобщение определения толерантности) (Слайд№3)
У.: Сейчас понятие «толерантность» очень модное, и это слово часто можно услышать, а приходилось ли вам встречаться с негативным отношением других людей к вам? По какой причине?
Мы все разные: и в школе, и дома, и на улице. Разные характерами, умом, цветом волос и кожи, ростом и весом, а также национальностью и национальными традициями.
Мы живём в огромной стране – России, в г.Санкт-Петербурге, а все ли вы родились здесь, давно ли приехали, откуда? Напишите на доске название страны и города (посёлка) из которого вы родом (Слайд № 5)
Посмотрите, как много в нашем классе ребят из других республик.
Знали ли вы русский язык, когда приехали, могли ли на нём разговаривать, писать?
Легко ли вам было общаться с другими людьми?
Как они к вам относились? (ответы учащихся)
Как обстоит дело сейчас? Много ли у вас друзей в школе, во дворе, где вы живёте? Есть у вас друзья других национальностей (кроме русских)?
Людей каких национальностей вы встречаете в своём ближайшем окружении? (ответы учащихся)
Учитель(воспитатель) акцентирует внимание учащихся на том, что Петербург называют «многонациональным городом» и предлагает учащимся записать на доске перечень наций и национальностей, которых можно встретить в городе. (Слайд №3)
В.: А теперь давайте вернёмся к началу урока и поговорим о том, когда появился Международный день толерантности и кто его учредил.
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Ассамблея – в переводе собрание – название руководящего органа международной организации) предложила ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости и уважению к культурным различиям).
Годом раньше государства – члены ЮНЕСКО (организации по вопросам образования, науки и культуры) приняли Декларацию ( официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства) принципов толерантности, которая провозгласила: хотя все люди по своей природе различны, но они равны в своих правах. Согласно документу, толерантность означает принятие и разумное понимание многообразия культур мира, форм самовыражения людей и общественных групп и всех видов проявления человеческой индивидуальности.
Основные принципы толерантности закреплены в документах международного значения: «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах» и других.
В Российской Федерации основные принцип толерантности закреплены в Конституции РФ. Статья.19,п. 2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
Работа над понятием «толерантная» и «интолерантная» личность.
В.: Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, в других – наоборот.
Давайте рассмотрим пути развития толерантной и интолерантной (нетерпимой) личности, человека, думающего только о себе, равнодушного к окружающим; для чего разделимся на две группы и попробуем описать черты, присущие этим противоположностям.
Работа по группам. Ответы можно записывать на листочках или на доске.
Толерантная личность
Интолерантная личность
уважение мнения других
непонимание
доброжелательность
игнорирование
понимание и принятие
эгоизм
чуткость, снисходительнсть
нетерпимость, раздражительность
Доверие, желание делать вместе
равнодушие
гуманизм
цинизм
Учащимися совместно с учителем делается вывод о том, что интолерантный путь характеризуется низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, чувством дискомфорта. В свою очередь толерантной личности присуще понимание, доброжелательность, готовность прийти на помощь…
А теперь попробуем понять, что же за «личности» вы, ученики .
Для этого составим небольшой перечень положительных качеств человека, применительно к понятию «толерантность», а вы поставите знак + напротив тех качеств, которые, по вашему мнению, наиболее выражены у вас (графа – А), и тех, которые должны быть у «толерантного» человека (графа – Б). Это задание также делается самостоятельно и индивидуально каждым учеником, затем делается обобщающая таблица на доске и вывод.
Таблица «Черты толерантной личности» у учеников нашего класса
( знак + поставлен здесь произвольно)
качества
А
Б
расположение к другим
+
чувство юмора
+
терпение
+
чуткость
доверие
+
+
терпимость к различиям
+
умение владеть собой
доброжелательность
+
+
умение слушать
умение не осуждать других
+
любознательность
+
снисходительность
+
гуманизм
способность к сопереживанию
+
Далее можно смоделировать игровые ситуации, закрепляющие понимание термина «толерантность»:
1. «Волшебная лавка» (с использованием предыдущей таблицы). Представьте, что существует лавка (магазин) с необычными «вещами» (терпимостью, доброжелательностью…). Ведущий-продавец обменивает одни качества на другие (т.е. каждый ученик может приобрести ( в обмен) одну или несколько «вещей», которых у него нет), например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько ему нужно терпения и зачем. В качестве платы продавец просит у покупателя что-нибудь взамен, например, чувство юмора. И т.д.
2. «Лукошко» (корзинка, красивый пакет, коробка), в котором находятся различные мелкие предметы ( значки, мячики, игрушки…). Количество предметов не должно быть меньше количества участников. Ведущий обходит ребят, предлагая взять (не глядя) предмет и найти связь этого предмета с понятием «толерантность». Например: «Мне достался мячик. Он напоминает земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Перечень предметов лукошка и что они могут олицетворять(произвольные примеры):
Пазл – на земле много национальностей, которые разбросаны по свету, они как пазлы, которые нужно собрать, чтобы получить что-то общее, объединяющее
Словарик – помощь при общении
Монета – помощь нуждающимся
Наушники – не закрывать уши, чтобы слышать чужую беду
Чётки (бусы) – терпение
Цветок – как цветик-семицветик может выполнить желание (помощь)
Зеркальце – смотреть на себя, когда злюсь
Ракушка – дать послушать её шум, успокоить
Кукла в национальной одежде – интересно узнавать о культуре, обычаях и традициях других национальностей
Значок с изображением города другой республики – хочу узнать об этом городе, т.к. мой друг оттуда родом, и т.п.
Подводя итог нашего занятия, обобщим всё вышесказанное. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Сегодня мы живём в мире различий, и именно различия делают толерантность необходимой. Для современного общества толерантность – условие социальной безопасности всех его членов.
Я думаю, что вы согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья, и поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание.
Аннотация к мероприятию: так как состав учащихся групп продленного дня, где я являюсь воспитателем, многонационален (таджики, узбеки, азербайджанцы), то акцент раскрытия понятия толерантности делаю на межнациональную направленность, хотя оставшиеся члены коллектива также нуждаются в особом внимании – это дети из приюта и сироты.