Просмотр содержимого документа
«Мониторинг сформированности УУД в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей физики, математики, информатики №40» при
Ульяновском государственном университете
«Мониторинг сформированности УУД
в начальной школе»
Подготовила
учитель начальных классов,
руководитель кафедры НО
Левушкина С.С.
Ульяновск
Мониторинг сформированности
универсальных учебных действий в начальной школе
Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.
И.В. Гёте
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.
Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
Еще В.А Сухомлинский, писал: «Главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим, неспособным». А этот инструмент – общеучебные умения и навыки. Для того чтобы универсальные учебные действия не стали чисто механическими функциями у учащихся, а перешли в их личностные качества, приобрели для них социальную значимость, учителю, необходимо видеть главную цель – это воспитание компетентного человека.
С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития.
Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо определять уровень сформированности УУД у младших школьников. Поэтому очень важной является система мониторинга сформированности предметных компетенций и УУД.
Готовясь к набору учащихся 1 класса, я столкнулась с проблемой выбора диагностического материала для отслеживания сформированности УУД.
Объекты исследования:
Учащиеся начальной школы.
Универсальные учебные действия младших школьников.
Психолого- педагогические условия обучения.
Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Предмет исследования: мониторинг сформированности УУД у младших школьников.
В основу идеи положена гипотеза: проведение мониторинга сформированности УУД у младших школьников по предложенным мною критериям оценивания позволят:
Отследить динамики развития УУД и индивидуальности учащихся.
Составить план дальнейших действий и корректировку программ.
Увидеть сильные и слабые стороны, как учителя, так и учеников.
Повысить уровень качества образования и знаний учащихся.
Мониторинг в школах представлен двумя уровнями.
Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).
Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).
Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Мониторинг обладает следующими возможностями:
возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;
получение учителем представления о каждом из учащихся;
возможность успешной дифференциации обучения;
широкая возможность консультирования родителей, учащихся и педагогов;
определение зоны ближайшего развития;
создание групп коррекции для детей с отклонениями в развитии каких-либо сфер…
Я считаю, что система мониторинга сформированности УУД является очень важной и необходимой при личностно – ориентированном обучении. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Функции мониторинга:
Диагностическая
Определение уровня развития того или иного умения.
Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом.
Оценочная
Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).
Контрольная
Описание и определение критериев успешности работы учителя.
Мы рассматриваем развитие УУД в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа
1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Например, выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Ребенок не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление». На этапе «Представления» ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.
2 этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа. Может этот способ назвать (знает, как он называется на общепринятом или специально введенном педагогом для учащихся языке). Знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить он должен ответить себе на следующие вопросы:
1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения)
2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения)
3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление)
4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод).
3 этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Он также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини-проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, на основании чего сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-проекта. То есть, на этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.
Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы.
В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части показателей).
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Решению этих задач и помогает портфолио
Портфолио
Индивидуальная папка ученика в которой фиксируются, накапливаются и
оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах
деятельности: учебной, творческой,социальной, коммуникативной за
определённый период времени
Цели рабочего Портфолио:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность,
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умения учиться : ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
формировать отчёт об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся
Примерная структура портфолио может быть представлена следующей таблицей
УУД
Разделы портфолио
Мой портрет
Мои учебные помощники
Мои рабочие материалы
Мои достижения
Личностные
Смысловая линия «Я сам», «Я чувствую», «Мое отношение»
Таблица «Это нужно знать для того, чтобы…», правила поведения в школе, законы жизни класса
Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей, таблица «Что такое хорошо и что такое плохо?»
(выводы по собственным жизненным и литературным событиям)
Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома»
Регулятивные
Смысловая линия
«Я могу», «Я знаю как», «Я знаю разные способы»
«Что я могу, умею делать?», «Что я хочу делать и чему могу научиться?»
План-список чтения, план график работы в проекте, план-памятка решения задач, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (при возникновении опасности)
Самостоятельные работы по предметам
Самые лучшие работы
Общеучебные
Смысловая линия «Я учусь»
«Я учусь в школе – значит, я ученик», «Дерево проблем», «Мои любимые книги»
Вопросы для работы с разными видами текста
Тексты, вырезки из журналов по выбранной теме, образцы самостоятельных работ
Словарь новых терминов, лучшие работы, сочинения
Коммуникативные
Смысловая линия «Мы вместе», «Способы Общения»
«Мои друзья»
Памятка «Правила общения», рисуночные анкеты
Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Требования к оформлению портфолио
систематичность и регулярность ведения портфолио- 1 раз в четверть;
достоверность сведений, представленных в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных матералов;
наглядность;
классный руководитель организует и координирует деятельность по оформлению портфолио;
портфолио оформляет обучающийся совместно с родителями (законными представителями) в соответствии со структурой, принятой в ОУ;
обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность;
портфолио хранится дома у обучающегося.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.Стараться с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Формы оценки портфолио
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
публичная презентация в конце четверти, года (она
может проходить на классном часе, собрании
родителей;
выставка портфолио (по желанию учащихся).
Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
1)обучающийся ведёт работу по формированию и заполнению портфолио;
2)заместитель директора ОУ по учебно-
воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива про реализации технологии портфолио в ОУ;
3)классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
4) учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
5)педагог-психолог проводит индивидуальную психодиагностику; ведёт коррекционно-развивающую и консультативную работу.
Учёт результатов Портфолио при аттестации обучающихся
Учёт результатов позволяет сделать выводы:
о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения в основной школе;
о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач
Портфолио учитывается:
при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников;
при проведении внутришкольного контроля;
в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ
( аккредитация ОУ, контроль качества образования)
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста
Список используемой литературы
Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся// Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138-150.
Галиахметов И. Р. Комплексный педагогический мониторинг качества образования// Национальные проекты. - 2006. - № 4. - С. 60-62.
Засорина Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования./ Л.Н.Засорина, Е.Н.Плюснина.//Нач.школа.-2007.-№ 1. -с.74.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.
Петрова О. В. Портфолио как форма мониторинга развития школьника// Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 34-42.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов] — М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
Пульбере А. И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно-ориентированного образования// Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 33-36.
Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 3.
Соломонов В. А., Шаин А. В., Матвеев Д. А. Мониторинг успеваемости и контроль качества образования// Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 195-199.
Федосова Н.А. «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 год.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010