Задачи: дать представление, что такое здоровый образ жизни, роль здорового образа жизни для человека, выяснить факторы здоровья; развивать мыслительные операции, память, внимание, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Ход занятия
1. Организационная часть
- Здравствуйте, ребята! А задумывались ли вы, какой смысл имеет это слово?
- Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Говорят, что «Хорошее настроение – половина здоровья!».
- Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и учиться, и отдыхать.
2. Основная часть
- А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре-викторине «Здоровое поколение», посвящённой здоровому образу жизни.
– А кто скажет, что значит здоровый образ жизни? (Это соблюдение всех правил, норм для поддержания хорошего здоровья.)
– Но сначала предлагаю разделиться на 3 команды. Каждая выберет капитана и название (выбирают на листках, не видя названий: «Витаминки», «Здрайверы», «Зожики»).
Девизом сегодняшней игры мы взяли народную поговорку «Здоров будешь - все добудешь». А добывать сегодня вы будете «здравики» с помощью знаний, смекалки, находчивости и юмора.
Первый конкурс «ЗОЖ»
За правильный подробный ответ команда оценивается жетоном:
- Ребята, а кто из вас завтракает?
Из предложенного набора продуктов выберите те (подчеркните и назовите), которые вы использовали бы для приготовления завтрака. Учтите, это должен быть полезный для ребенка завтрак.
Специалисты считают, что завтрак школьника должен состоять из трех элементов – молочные продукты, белковые продукты, продукты, содержащие зерновые.
- Вспомним, основные составляющие здорового образа жизни
Режим дня (Под режимом дня подразумевается рациональное распределение времени между любыми видами деятельности и отдыха. Режим дня нужен для того, чтобы человек мог поддерживать высокую работоспособность в любой период бодрствования. Продолжительность сна – 10ч)
Отсутствие вредных привычек (грызть ногти, курение, алкоголь, наркотики)
Здоровое питание (Питаться детям необходимо 5 раз в день. Любые блюда должны быть полезными и питательными. В завтраке, обеде и ужине обязательно присутствуют полноценные блюда, в то время как в полдник можно ограничиться булочкой с кефиром, соком, чаем или фруктами. Есть ребёнку следует всегда в одно и то же время, благодаря чему его желудочно-кишечный тракт будет работать нормально.)
Двигательная активность (У школьников под двигательной активностью подразумевается: утренняя гимнастика, занятия спортом, прогулки и активные игры на свежем воздухе)
Гигиена (Начинается гигиена с утреннего туалета, включающего умывание и чистку зубов, а заканчивается вечерним туалетом, во время которого к чистке зубов добавляется вечерний душ. У школьника устойчивой хорошей привычкой должно стать мытьё рук после возвращения с улицы и перед каждой едой)
Благоприятная эмоциональная атмосфера
Окружающая среда (по возможности чаще бывать на свежем воздухе, на природе)
Второй конкурс «Анаграммы»
– Сейчас мы с вами закрепим понятия, которые связаны со здоровым образом жизни.
Нужно собрать слово, связанное со здоровьем. Первая команда получает 2 «здравика». Кто быстрее?
ОСПТР – спорт
ДКАЗАРЯ – зарядка
ПИЕНИТА – питание
Оценивание
Третий конкурс «Загадки»
– Соблюдение здорового образа жизни неразрывно связано с правилами гигиены. А в соблюдении правил гигиены нашими помощниками могут быть, кто – вы узнаете, отгадав загадки. Каждой команде задаются 2 загадки, если не отгадали, то правильный ответ может назвать другая команда. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло.)
Костяная спинка, Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щетка.)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам. И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа.)
Вафельное, полосатое, Гладкое, лохматое, Всегда под рукою, Что это такое? (полотенце)
Вроде ёжика на вид Но не просит пищи По одежде побежит Она станет чище. (одёжная щётка)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик непростой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (душ)
Оценивание
Сейчас по командам необходимо составить слоганы, коллажи, плакаты на изученную тему.
Оценивание
Закаливание
– Почему люди простужаются?
– Дело в том, что кожа человека чувствительнее к холоду, чем к теплу. И для того, чтоб даже лёгкий сквозняк не вызвал переохлаждение и не привёл к насморку, чиханию, нужна тренировка тела к прохладным действиям. Наше тело – «общежитие» для бактерий. Защитные силы организма сдерживают их размножение. В результате, например, переохлаждения, защитные силы ослабевают и бактерии, до того момента тихо гнездились в определённом месте организма, начинают проявлять свои вредные характеристики. Начинается насморк, возникает ангина и др. болезни.
– Не зря в народе говорят: «Закалишься – от болезни оправишься». Но закаливаться нужно по правилам.
– Назовите известные правила закаливания.
Правила закаливания:
Закаляться нужно постепенно и регулярно.
Нельзя начинать закаливание во время болезни.
Используй разные средства закаливания: солнце, воздух, воду.
Перед сном обязательно проветривать свою комнату.
Утром выполняй зарядку при открытой форточке.
Обтирайся водой комнатной температуры.
– И не забывайте, что «только в здоровом теле – здоровый дух!».
Оценивание
Витамины
– Как говорят: «Хороший повар стоит доктора». Как понять эти слова?
- Ребята, вы знаете, что ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минералов. Большинство витаминов поступает в наш организм только с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в вашем рационе регулярно.
Задание командам: определить, о каких витаминах идет речь.
Витамин «?» - это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам хорошо видеть, сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.(Ответ: витамин А)
Витамин «?» - прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах. (Ответ: витамин С.)
Витамин «?» сохраняет наши зубы. Без него зубы человека становятся хрупкими, мягкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем его. (Ответ: витамин D.)
Оценивание
Итоговый конкурс
1. Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
2. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
3. Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
4. Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
5. Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).
6. Какие средства закаливания можно использовать? (солнце, воздух, вода)
Оценивание
3 Заключительная часть
– Какая главная задача была сегодня на нашей игре-викторине? (вспомнить о правилах ЗОЖ)
– Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные сегодня?
– Можете ли вы сами воспользоваться полученными знаниями и посоветовать что-либо своим друзьям и близким?
Сейчас по командам необходимо составить слоганы, коллажи, плакаты на изученную тему.