«Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии». (народная мудрость)
Давным – давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства. Конституция обеспечивает защиту прав как взрослым, так и детям. Права детей защищаются и на международном уровне – Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мои права и обязанности"»
ТЕМА: «Мои права и обязанности»
ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой грамотности учащихся, развитие гражданско – правовой культуры.
ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК «О правах ребенка».
Формировать положительное отношение к законам и их выполнению. Побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали.
Воспитывать в духе законности и уважения прав других людей.
НАГЛЯДНОСТЬ:
Интерактивная доска (презентация)
Видеоролик о правах детей
Памятки «Мои права и обязанности»
Весы
ТЕХНОЛОГИИ:
Игровая технология
Коллективно – творческое дело
ИКТ
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
ОРГ. МОМЕНТ
Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения соседу по парте. Вот видите, от ваших улыбок стало уютнее и светлее в классе.
ВСТУПЛЕНИЕ
«Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии». (народная мудрость)
Давным – давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства. Конституция обеспечивает защиту прав как взрослым, так и детям. Права детей защищаются и на международном уровне – Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.
И сегодня на нашем мероприятии мы подробно поговорим о правах и обязанностях детей. Итак, тема нашего классного часа «Мои права и обязанности».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(Чтец 1)
Права ребенка
Лишь появится ребенок
И начнет едва дышать
У него уже с пеленок
Всякие права.
Он имеет право жить
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, дружный дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым
Он на свете не один.
Каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе. Главное, что всегда должны помнить взрослые - это то, что перед ними человек, личность со своими нуждами и желаниями, к которым нужно относиться с уважением. Мы с вами должны повторить и узнать новые права и обязанности ребенка.
Что же такое право? (высказывания детей).
Право ребенка- это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.
Давайте вспомним какие у вас есть права? (на доске)
Право на жизнь
Право на отдых
Право на полезную и качественную пищу и воду
Право на жилье
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на имя
Право на игру
Право на защиту от физического насилия
Но не забывайте реализация ваших прав не должна нарушать права других, дети – это будущее любой страны. «Конвенция ООН о правах ребенка» - это международный документ, определяющий права детей на образование, отдых, досуг и многое другое. Конвенция была принята в 1989 году и утверждена всемирной международной Организацией Объединенных Наций.
ФИЗМИНУТКА
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Я буду перечислять права и обязанности. Если называю право, то вы поднимаете руки вверх, а если обязанности – то хлопаем в ладоши.
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)
Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)
Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)
Бесплатно учиться. (П)
Бережно относиться к имуществу школы. (ОБ)
Беречь и охранять природу. (ОБ)
Отдыхать. (П)
Соблюдать устав школы. (ОБ)
Добросовестно учиться. (ОБ)
Помогать родителям. (ОБ)
Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)
Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)
Вывод: Все мы имеем права. Защищая свои права мы не должны забывать и о своих обязанностях, а также не должны нарушать права других людей.
Сейчас мы с вами рассмотрим правовые ситуации на примере известных сказок и попробуем разобрать, какие права были нарушены у их героев
(Сценка 1 русская народная сказка «Морозко»)
(Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы грызут семечки).
Сказочник:Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не перевернёшься - бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает гладят по головке: «Умница!» Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и подумала падчерицу со свету сжить.
Мачеха: Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!
Сказочник:Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не
переспорить.
Старик:Собирайся, милая дочь (уходят).
Ну что, ребята, вспомнили сказку? Скажите, на какое право посягала старуха по отношению к падчерице?
Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушила права ребёнка. Онаподвергала жизнь и здоровье девочки опасности.(Конституция РК статья 16 п.1, статья 15 п. 1, статья 27 п. 2; Всеобщая декларация прав человека статья 5).
Сейчас вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягали в ней?
(Сценка 2 Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»)
Герда: Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?
Кай: Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.
Бабушка: Кай, давай не будем говорить о ней.
Кай:Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что – то попало в глаз! Я ничего не вижу.
Герда:(обняв Кая). Бедняжка, это наверное осколок зеркала Снежной Королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда (плачет).
Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие – то гадкие! (толкает вазу).
Герда:Кай, что ты делаешь?
Кай: Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы (смотрит в окно).
Герда: Кай, кто это?
(Входит Снежная Королева).
Снежная Королева: Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей. А ещё дам тебе мороженое.
Кай: Нет, я не пойду с тобой! ( Снежная Королева накрывает его плащом и они уходят)
Кай:(кричит)Герда, спаси меня. Мне холодно!
Герда:Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.
Как называется эта сказка, какие права были нарушены Снежной Королевой?
Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети – не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
(Всемирная декларация прав человека статья 3,4)
(Сценка 3 Карл Коллоди, а перевел эту замечательную сказку Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
(Буратино находится в зрительном зале. Выходит Пьеро).
Пьеро. Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию.
(Выбегает Арлекин)
Арлекин. Здравствуйте, я - Арлекин!(К Пьеро.) Что ты хнычешь, дуралей?
Пьеро. Я плачу потому, что от меня убежала моя Мальвина, девочка с голубыми волосами.
Арлекин. Ха-ха-ха! Вот дуралей! Почтеннейшая публика, разве бывают девочки с голубыми волосами?
(Ответы зрителей. Появляется Буратино).
Арлекин. Глядите - это Буратино!
(Буратино выходит на сцену).
Все куклы. Это Буратино! К нам пришел плутишка Буратино!
Карабас(грозно). Так это ты, маленький мошенник, испортил мою прекрасную комедию?! А ну, глупые куклы, быстро на сцену!
Бьет их плёткой. Хватает Буратино за рукав.
Карабас. А тебя, Буратино, надо хорошенько проучить. (Тащит Буратино за кулисы, грозит куклам плёткой.)
Все куклы. Бедный, бедный Буратино, достанется ему от злого Карабаса Барабаса!(Плачут.)
Что это за сказка, и какие права были ней нарушены? Правильно право на отдых и досуг (Всеобщая декларация прав человека статья 24)
Конвенция о правах ребенка, дает каждому ребенку право на отдых и досуг, он имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.
(Сценка 4 написал эту сказку Шарль Перро, а перевел Иван Сергеевич Тургенев «Золушка»)
(На стульчике сидит Золушка и что – то шьёт).
Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!
(Появляются сёстры).
1-я сестра:Золушка! Ты слышала? Нас приглашают на бал принца.
2-я сестра:Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает).
1-я сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка: Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха:(дочерям) Красавицы мои, вы собрались?
2-я сестра:Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка:Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое - нибудь из старых платьев сестриц.
Мачеха: И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка:Я за три дня не смогу всё переделать. Бедная я, несчастная!(Плачет.)
- Узнали сказку? Какие права нарушены в этой сказке? Право на труд, право на отдых и досуг.
Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал, а также заставляла выполнять непосильную для девочки работу. (Всеобщая декларация прав человека статья 24)
В нескольких статьях Конвенции речь идет о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. Если у вас возникает мысль о чем-то, что вы считаете нужно ввести в правило, высказывайте ее, например, в такой форме:
(Чтец 2-3)
НОВЫЙ ЗАКОН
На час начальником бы стать среди законодателей -
Велел бы я закон издать, для взрослых обязательный.
«В дни отдыха, - гласил бы он, - одних, без нас, родителей,
В театр, в цирк, на стадион не допускать как зрителей».
Пусть надпись - буквы покрупней! - там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей строжайше запрещается».
Тогда бы поняли они - все взрослое сообщество,
Как детям в праздничные дни быть с ними вместе хочется!
Конвенция написана с учетом всех возрастных категорий. Человек растет, крепнет, обретает жизненный опыт. Он поднимается по возрастным ступеням, и для каждой новой ступени в Конвенции есть необходимые права и гарантии.
(Чтец 4)
Мои права (шутка)
У ребенка право есть
Кашу манную не есть,
А еще просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дернуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я друзья не прав? (обсуждение)
Дети имеют много прав, но у детей есть и обязанности. Как вы думаете какие? (высказывания детей).
Правильно нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом. Нужно слушаться учителей, выполнять их требования, вести себя вежливо, здороваться при встрече, быть дисциплинированными, уважать взрослых, не ссориться по пустякам с друзьями. Видите, как много обязанностей у детей.
ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ
Понравился ли вам наш классный час?
О чем мы сегодня говорили? (видеоролик)
РЕФЛЕКСИЯ
Все наши права защищает суд, и в каждом суде стоит статуя «Фимины» – богини правосудия. Она имеет чаши весов – это весы правосудия, ее глаза перевязаны лентой, что означает – независимость в принятии решений, ведь решению суда – подчиняются все люди, а суд – подчиняется только закону. Меч в ее руках – означает власть закона. Сегодня и у нас с вами есть весы правосудия. На одной чаше нарушение закона и порядка в стране, а на другой правопорядок в стране, уважение и защита прав человека.
Подумайте и ответьте, в какой стране хотели бы жить вы?
У вас на столах стикеры, напишите, что я сделаю для того, чтобы в нашей школе, в нашем городе был правопорядок»?
А теперь подумайте и прикрепите ваш стикер на ту чашу весов, которую вы считаете правильной.