Внеклассное мероприятие для 8 классов
«Мои права и обязанности»
Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.
Задачи:
- закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
- развитие умения отстаивать свои права;
- воспитание чувства ответственности;
- развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
- умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Форма: интеллектуальная игра, тренинг
( Слайд1) Оформление: высказывания.
- Самое высшее право и обязанность – быть всегда человеком.
- Нужно каждому сверять свои поступки с требованиями закона и морали, с интересами других людей.
- Свобода есть право делать всё, что дозволено законами (Ш. Монтескье)
- Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон. (О.Бальзак)
Ход занятия:
( Слайд 2)
- Классный руоковдитель: С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В первых государствах права человека были весьма ограничены, но постепенно страны Западной Европы, Северной Америки и Россия оказались готовы не только провозгласить права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление. Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.
Классный руководитель: Как вы думаете, о чём сегодня говорить на нашем занятии? (обучающиеся формулируют ответы) ( Слайд 3)
Классный руководитель: Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.
- Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы обучающихся)
«Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
- -Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
- ( Слайд 4 ) -Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.
Классный руководитель: В международном календаре отмечено несколько дат, посвящённых правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники
- 1 июня (Международный день защиты детей)
- 20 ноября (Всемирный день прав ребёнка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия
- 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребёнка.
Вставьте нужное слово:
1. Пусть ты пока ещё ребёнок,
Но должен знать уже с пелёнок,
Что ты уже России сын,
Пусть маленький, но …. (гражданин)
Предоставляется слово социальному педагогу МБОУ “ СОШ № 19» Каторкиной Т.Г.
Классный руководитель: Предлогаю вам выполнить упражнения
( Слайд 5) Упражнение «Задачки»
Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?
Ложный звонок
В школу по телефону позвонил Серёжа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно - наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определённой деятельностью, постановка на учёт в КДН, штраф и т.д.)
Порча школьного имущества
Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учёт на внутришкольном контроле, штраф и др.)
Драка на улице
Девятиклассник Антон шёл домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроём они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения. (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учёт, в школе и в КДН, если в драке не были причинён серьёзный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)
Ограбление ларька
Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларёк: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (Уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е. штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).
Классный руководитель : А теперь мы с вами немного поиграем:
( Слайд 6 - 8) Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» (выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни).
1.Право на жизнь
Золушка
Колобок
Кот в сапогах
2.Право на неприкосновенность жилища
Сестрица Алёнушка
Три поросёнка
Колобок
3.Право на свободный труд
Золушка
Красная Шапочка
Балда
4.Право на владение личным имуществом
Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга
Классный руководитель :
( Слайд 9 ) Какие права отражены в пословицах
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)
( Слайд 10) Итог : Ребята! Думаю, что наша встреча не оставили равнодушным никого из присутствующих. Ведь рассмотренные ситуации имеют место и в нашей жизни. Поэтому знание своих прав, законов нашего государства является необходимым условием для успешного становления вас как граждан. Телефон доверия ….