Происходящие в российском обществе изменения, свидетельствующие о возрастании роли и значения социальных и политических институтов в отстаивании и достижении национальных интересов, выдвинули качественно новые задачи развития страны. Успешное их решение возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России всего происходящего, при проявлении активной жизненной позиции и вовлечении их в полноценную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Патриотическое воспитание обучающихся образовательных учреждений представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана.
В таком случае реализация системы патриотического воспитания обучающихся предполагает:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Модели патриотического воспитания"»
Модели патриотического воспитания обучающихся в
образовательных учреждениях.
Происходящие в российском обществе изменения, свидетельствующие о возрастании роли и значения социальных и политических институтов в отстаивании и достижении национальных интересов, выдвинули качественно новые задачи развития страны. Успешное их решение возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России всего происходящего, при проявлении активной жизненной позиции и вовлечении их в полноценную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Патриотическое воспитание обучающихся образовательных учреждений представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана.
В таком случае реализация системы патриотического воспитания обучающихся предполагает:
утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России;
обеспечение оптимальных условий развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России;
обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;
создание механизма, оптимизирующего и инициирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания обучающихся на всех уровнях [3].
Создание системы патриотического воспитания в образовательном учреждении связано с выбором одной из организационных моделей и ее осуществлением. Разнообразие моделей, которые реализуются в настоящее время в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, дошкольных учреждениях, подтверждает развитие и функционирование системы патриотического воспитания в нашей стране.
В настоящее время выделяют пять моделей патриотического воспитания в России. Они встречаются как в чистом виде, так и в смешанном вариантах. Это следующие модели:
предметно-тематическая, связанная с реализацией учебных программ или курсов;
межпредметная, которая может быть реализована в любых типах образовательных учреждений;
институциональная, предполагающая наличие общественного самоуправления в учреждении;
проектная;
диссеминационная, которая распространена во всех типах образовательных учреждений [2].
Предметно-тематическая модель патриотического воспитания основана на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории. Главный акцент делается на изучение информации по контрольным темам и разделам дисциплин, программ курсов, входящих в раздел «Патриотическое образование и воспитание». Эта модель практически полностью отражается в текстах учебных программ и пособий таких предметов, как граждановедение, человек и общество, политика и право, обществознание.
Использование данной модели может быть продуктивной лишь при соблюдении трех основных условий:
содержание изучаемых тем должно личностно и общественно значимым;
следует широко использовать активные методы обучения (ролевые игры, дискуссии, моделирование ситуаций, методы групповой работы и т.д.);
необходимо вовлечь воспитанников в решение проблем, сочетающих учебную и внеклассную работу.
Патриотическому воспитанию способствует также внеурочная деятельность по предмету. Она является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции. Внеурочная деятельность строится с учетом интересов учащихся и возможностей учителя и учебного заведения. Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся.
Например, учителям истории можно рекомендовать проведение предметных недель истории. В обязательную программу недели включаются исторические газеты, КВН, деловые игры, викторины и т.д. Для старшеклассников будет интересна деловая игра "Колесо истории". Участники этой игры должны перенестись в различные временные этапы истории нашей страны. Они могут стать то членами различных политических партий, возникших в ходе революционных событий начала XX века, то оказаться свидетелями переломных моментов российской истории XX века.
Межпредметная модель патриотического воспитания включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы в образовательном учреждении. В данной модели может быть использован краеведческий подход в реализации патриотического воспитания. Краеведческая деятельность, которую так любят и младшие школьники, и старшеклассники связана с познанием своей малой Родины и ее природных богатств в ходе экспедиций, походов и экскурсий, что позволяет наполнить слово «Родина» особым личностно-значимым смыслом, способствовать формированию любви к ней. Специфика реализации данной модели в дошкольных образовательных учреждениях связана именно с проведением экскурсий и краеведческой деятельностью.
Трудности внедрения данной модели в общеобразовательных школах связаны с отсутствием у многих воспитателей практических навыков безоценочной, позитивно окрашенной речи. Обычно воспитатель проецирует на воспитанников свои чаяния, надежды, политические, культурные, религиозные установки, неудовлетворенные интересы, моральные предпочтения.
Чтобы избежать морализаторства, воспитателю необходимо руководствоваться конструктивными позициями, которые разработаны в практике международного преподавательского сообщества и взять на себя роль: информатора, катализатора, фасилитатора, советчика; лидера группы; эксперта; равноправного участника.
Институциональная модель патриотического воспитания представляет собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей. Данная модель предусматривает наличие различных сценариев в рамках жизни и образовательного учреждения, и социума.
Сценарий 1.Моделирование (воссоздание) элементов взрослой жизни (пример, школьное самоуправление, участие в выборах государственной власти, «Если бы Я был…» и т.д.);
Сценарий 2. Основные элементы воспитательной работы приводятся в соответствии с демократическими ценностями (уважение национальных культур и традиций, толерантность к различным вероисповеданиям, изучение фактического материала о защите нашего Отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны и т.д.).
Сценарий 3.Уклад и структура воспитательного пространства выстраиваются с учетом обеспечения реализации первого и второго сценариев.
Сценарий 4.Установление партнерских взаимоотношений с общественными и культурными центрами района, города.
Проектная модель патриотического воспитания – разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической направленности. В ходе работы над такими проектами учащиеся анализируя общественные проблемы в своем микрорайоне, городе, страны сами участвуют в их решении. Может быть реализована в любых типах образовательных учреждений, но наилучшие условия для использования такой модели существуют в учреждениях дополнительного образования детей. Проекты по поиску останков, восстановлению захоронений и облагораживанию памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, имеют высокую социальную значимость [1].
Возрождение тимуровского движения и помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны – это варианты проектной практической деятельности. Волонтерское движение часто способствует реализации проектов, связанных с социально значимой деятельностью, направленной на формирование позиции патриота.
Проекты, выполняемые дошкольниками, могут быть связаны с познанием природных богатств своей малой Родины и формированием чувства гордости за красоту, уникальность её природы.
Основное содержание процесса патриотического воспитаниясоставляет система мероприятий для педагога и обучающихся. Основные виды деятельности для педагога:
осваивает философию содержания гражданско-патриотического воспитания;
осваивает методы социального проектирования и компетентного подхода;
придерживается демократического стиля педагогической работы, стремится к компромиссу, умеет слышать и поддерживать собственное мнение ребенка и высокую коммуникативную культуру;
имеет собственную гражданско-патриотическую позицию, предполагающую к уважению конституционного строя, системы ценностей, основанную на толерантности.
Обучающийся:
осваивает систему ценностей, основанную на признании многообразия мира и толерантности;
участвует в общественной жизни школы или общих мероприятиях учреждений дополнительного образования детей;
умеет аргументировать патриотическую позицию с учетом нравственных ценностей;
умеет давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры, религии.
Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения гражданских обязанностей, в том числе и службы в рядах Вооруженных Сил РФ.
Участие в проектировочной деятельности рассматривается как способ овладения патриотическими компетенциями (аналитическими, критическими, коммуникативными).
Диссеминационная модель патриотического воспитания представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности и формированию патриотической позиции учащихся.
Требования к организации и осуществлению патриотического воспитания учащихся с использованием разнообразных моделей состоят в том, чтобы:
охватывать всех участников воспитательного процесса;
создавать условия для сохранения верности Родине, для формирования гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, уважительного отношения к историческому прошлому Родины, к своему народу, его обычаям и традициям;
развивать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
формировать уважительное отношение к родному языку,
способствовать осознанию долга перед Родиной, необходимость отстаивания ее чести и достоинства, свободы и независимости;
создавать условия и развивать такие качества личности обучающихся как совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям и милосердие.
В каждой из представленных моделей можно выделить следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся:героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое и т.д [4].
Стоит отметить необходимость использования в каждой из моделей современных интернет ресурсов и компьютерных технологий. Так, во внеурочной деятельности и на занятиях дополнительного образования возможно создание презентаций, мультимедиа учебников, мультимедиа-уроков, что способствует патриотическому воспитанию а также развитию творческих способностей обучающихся. С помощью интернет-ресурсов можно изучать выступления и лекции крупных российских историков, совершать виртуальные путешествия по историческим местам, городам-героям, посещать музеи, пользоваться сайтами библиотек.
Таким образом, модели патриотического воспитания обучающихся реализуют различные стороны социального пространства. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами образовательного учреждения. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания обучающихся [4].
Литература
1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
2. К вопросу о патриотическом воспитании в школе [Текст] // Воспитание школьников. – 2003. – №5.
3. Кузнецова, А. В. Формирование патриотического сознания современной молодёжи в условиях трансформации российского общества [Текст] / А.В. Кузнецова. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. – 96 с.
4. Яковлев, Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Д.Е. Яковлев. М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.