kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание в условиях деятелньости школьного музея

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит  описание  модели  патриотического воспитания в школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в условиях деятелньости школьного музея»

Патриотическое воспитание в условиях деятельности

школьного музея


«… мы должны строить своё будущее на прочном

фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм….»

Путин В.В.

Актуальность темы. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. В настоящее время патриотическое воспитание российской молодёжи является одним из приоритетных направлений государственной политики. В.В. Путин подчеркивает: «Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей».

Патриотизм (преданность Родине, готовность ее защищать) – одно из основополагающих качеств духовности человека. Жизнь, Родина, добро для ребёнка всегда начинаются с его ближайшего окружения. В Конвенции о правах ребенка (1991г.) сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной» (статья 29).

Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Мировая история свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную духом державу, привить людям понимание их гражданского долга. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальных.

К настоящему времени вопросом военно-патриотического воспитания занимаются на высшем уровне. Сформирована определенная нормативно-правовая база, из которой можно выделить следующие документы:

‑ Закон Российской Федерации от 13 мая 1995 года «О днях воинской славы России»;

‑ Концепция военно-патриотического воспитания, утвержденная в марте 1998 года.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации:

‑ программа Министерства образования Российской Федерации «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества».

Большие возможности в деле патриотического воспитания подрастающего поколения имеет система дополнительного образования детей. О важности совершенствования работы объединений дополнительного образования свидетельствуют стратегические документы :

-Концепция развития дополнительного образования детей, (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р (с изменениями на 28 января 2017 года);

-Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Приказ от 30 ноября 2016 г. №11);

- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» /Подпрограмма 2 «Развитие дополнительного образования и системы воспитания детей» /(Пост. Администрации Курской области от 15.10.2013).

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены и в ФГОС второго поколения - это формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства, формирование личности, социально и функционально грамотной, осознающей степень своей ответственности за всё происходящее в стране. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Для того, чтобы воспитать такую личность, остро возникает необходимость внедрения модели патриотического воспитания на историко-краеведческом материале в учебно-воспитательный  процесс.

В условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МКОУ «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» модель патриотического воспитания школьников включает следующие компоненты: воспитание в процессе учебной деятельности – воспитательной деятельности (внеурочная деятельность + дополнительное образование) – внешкольной деятельности на основе социального партнёрства и сетевого взаимодействия.

Значительную роль в учебной и внеучебной деятельности призван играть школьный музей .

Выделение воспитательной функции школьного музея в качестве ведущей определяется её значимостью: созданием особой образовательной среды для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

Однако существует недостаточная разработанность системы по реализации средств краеведческого материала в образовательный процесс.

Сложившееся противоречие позволило сформулировать проблему: какой должна быть модель работы по патриотическому воспитанию в условиях деятельности школьного музея.

Выявленная проблема обусловила тему описания опыта работы: «Патриотическое воспитание в условиях деятельности школьного музея».

Необходимое ресурсное обеспечение

при реализации модели организации работы по патриотическому воспитанию в условиях деятельности школьного музея

1.Нормативно-правовая база:

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Концепция развития дополнительного образования детей;

Государственная  программа Курской области «Развитие образования в Курской области» (Подпрограмма 2 «Развитие дополнительного образования и системы воспитания детей»)

Локальные акты ОО:

Положение о дополнительном образовании;

Положение о школьном музее ;

Положение о проектно-исследовательской деятельности в школе.

2.Методическая база:

-программы дополнительного образования « Школьный музей», «Моя малая Родина» «Литературное краеведение», «Православный Курский край»;

-методические разработки занятий, тематических выставок; сценарии уроков мужества, экскурсий;

-программа элективного курса «Учебная практика по этнографии»;

-программа модуля «Православный Курский край».

Технология реализации модели организации работы по патриотическому воспитанию в условиях деятельности школьного музея

Работа по патриотическому воспитанию в условиях деятельности школьного музея осуществляется среди обучающихся 5-11 классов.

Цель данной боты – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.
Реализация модели патриотического воспитания осуществляется на базе школьного краеведческого музея, в состав которого входят четыре зала: Зал Боевой Славы, Зал истории школы, Зал этнографии, Зал православия.

  1. Организация работы музея

Работа музея организуется на основании локального акта школы «Положение о школьном музее», Устава музея школы, программы деятельности музея «Открой в себе память»( принята в 2014 году на период с 2014года по 2018 год), плана работы музея на текущий год.

Практическую деятельность музея осуществляет актив музея.

Координирует текущую работу Совет музея. В состав Совета входят учащиеся –руководители функциональных групп: поисково-собирательской, экспозиционно-выставочной, массово-просветительской, исследовательской.

Совет направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы.

На базе школьного краеведческого музея работают кружки «По малой родине», «Православный Курский край», патриотический клуб «Истоки», общество по изучению культуры родного края.

В соответствии с задачами, которые решаются музеем, система патриотического воспитания включает в себя следующие разделы:

    • гражданско-патриотическое;

    • военно-патриотическое;

    • историко-краеведческое;

    • духовно-нравственное.

Формирование чувства патриотизма входит в содержание воспитания гражданственности и нравственности. Воспитание гражданственности у школьников включает следующее:

-формирование гражданского сознания: знание истории своего края, Отечества; данная задача реализуется во внеурочной деятельности с использованием материалов зала Боевой Славы , зала истории школы и зала этнографии школьного краеведческого музея, участие в поисковой работе;используя материалы музея, учащиеся принимают участие в патриотических конкурсах;

-формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать своё Отечество, отстаивать свои убеждения; это достигается посредством разнообразных по содержанию внеучебных воспитательных мероприятий: встречи с ветеранами ;факельное шествие к 9 Мая; уроки Мужества;

-формирование опыта и культуры гражданского поведения , социальной активности, умений и навыков организаторской деятельности. Пути осуществления этой задачи следующие: участие школьников в деятельности музея, в экскурсиях по местам былых сражений.

2.Направления деятельности музея

1).Поисково-собирательская деятельность. Важным этапом в процессе комплектования фондов музея является подготовка к поисково- собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования разрабатываем тему, интересующую детей.

В Концепции школьного музея определены направления комплектования фондов музея. В соответствии с данными направлениями классы получают задания и работают по следующим направлениям, соответствующим направлениям туристско-краеведческого движения «Отечество»:

-Родословие ( начальные классы)

-Летопись родного края ( 5-6 классы)

-Культурное наследие(7-8 классы)

-Великая Отечественная война (9-10 классы)

-Этнография( 11 класс)

На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт  возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

Поисково-собирательскую деятельность осуществляют следующие группы: поисково-собирательская и исследовательская.

2).Экспозиционная деятельность. Экспозиционную деятельность осуществляют следующие группы: экспозиционно-выставочная и массово-просветительская.

Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств Над музейной экспозицией работает экспозиционно-выставочная группа–художники, фотографы, дизайнеры. Тематика экспозиций разнообразна: «Малиновые звоны родного края», «Герои –касторенцы», «Шли времена, сияли имена…» и другие.

3).Экскурсионная деятельность. Экскурсионная деятельность осуществляется в следующих направлениях: экскурсии к памятникам истории и культуры; экскурсии в музеи (художественные, краеведческие);экскурсии в школьный музей.

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством экскурсовода по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии  является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Одной из форм экскурсий в музеи является организация экскурсий в школьный музей. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводится под руководством учителя.  К проведению экскурсии разработаны специальные требования:

  • экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

  • содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

  • экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

3. Культурно-массовые мероприятия

Одним из основных критериев в оценке работы  музея является  разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, работа с местным населением. Ежегодно в школе проводятся акции, посвящённые победе советского народа в Великой Отечественной войне ( «Свеча памяти», «Бессмертный полк»),операции «Мы перед памятью в долгу», встречи с ветеранами войны,тружениками тыла, организуются экскурсии по местам былых боёв. Вся проводимая работа в этом направлении способствует пополнению фондов музея.

4.Использование материалов музея в учебно-воспитательном процессе

В практике нашей школы сложились следующие виды работы, включающей музейный материал в учебно-воспитательный процесс:

- учебная экскурсия в музее;

- урок-экскурсия в музее;

- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;

-организация выставок экспозиций, творческих работ обучающихся;

- организация проектно-исследовательской деятельности на краеведческом материале.

5. Реализация социальных проектов

Общий инновационный процесс в школе сегодня складывается из совокупности процессов становления её различных участков, то есть отдельных инновационных проектов. В целях апробации и изучения возможности создания данной модели патриотического воспитания были созданы и успешно реализуются следующие социальные проекты:

1) Проект «Святая Русская земля» - на базе Зала православия школьного краеведческого музея. В рамках реализации этого проекта организуется проведение дней национальной культуры, славянской письменности совместно с родителями и объединениями дополнительного образования. Целью данного проекта является воспитание толерантности к национальным обычаям, традициям и религиям различных народов, изучение истории и культурного пространства своего края, воспитание любви к земле, на которой живёшь, участие в районных мероприятиях, поездки по святым местам .

2)Проект «Наш Курский край» - на базе Зала Этнографии школьного краеведческого музея. В рамках этого проекта организуются экскурсии, конкурсы, викторины, выставки рисунков по истории русской архитектуры, организация туристических поездок по исторически значимым местам России, изучение материалов Зала этнографии школьного краеведческого музея, участие в смотрах, конкурсах различного уровня . Цель проекта: повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской культуры, истории России, пополнение экспонатов школьного музея, знакомство с традициями русского народа.

3)Проект «Мы – правнуки Победы» - на базе Зала Боевой славы школьного краеведческого музея. В рамках этого проекта организуются конкурсы рисунков, стихов, сочинений, встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, проведение митинга, посвященного Дню Победы, патриотических акций, участие в смотрах, конкурсах различного уровня , поездки по местам боевой славы Цель проекта: повышение уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся.

4)Проект «Живая связь времён»- на базе Зала истории школы школьного краеведческого музея. В рамках этого проекта изучаются и развиваются традиции школьной жизни; организуется просветительская деятельность среди учащихся и жителей микрорайона. Деятельность основана на совместной поисково-исследовательской деятельности школьников, их родителей и педагогов по изучению истории жизненного пути конкретных людей и их семей, участие в смотрах, конкурсах различного уровня , Цель проекта: способствовать развитию общественной активности школьников, родителей , учителей в процессе сбора, исследования, оформления материалов; способствовать утверждению принципов толерантности в образовательной среде школы.

Работа по реализации данных проектов основана на творческой деятельности, которая предусматривает создание экспозиций, исследовательских, творческих проектов. Изучая историю школы, посёлка, быт и культуру людей родного края, дети не только знакомятся с прежними традициями, но и создают основы для новых традиций( уроки Мужества, конкурсы патриотической песни, патриотические акции , поисковая работа, встречи-беседы с очевидцами различных исторических событий ).

Описание эффектов, достигаемых при использовании модели патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея

-Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

-Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы , района, региона, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности музея.

-Повышение эффективности работы школьного музея за счёт использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач школы.

-Организация взаимодействия школы с музеями в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.

-Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ- деятельности.

-Расширение возможностей школьного музея за счёт социального партнёрства с музеями других образовательных учреждений, районным музеем, советом ветеранов.

-Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путём сотрудничества с образовательными учреждениями, отделом культуры.

-Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Патриотическое воспитание в условиях деятелньости школьного музея

Автор: Циценко Лидия Васильевна

Дата: 17.12.2017

Номер свидетельства: 444887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства