kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 4-ых классов. Знакомит с жизнью, творчеством И.Алтынсарина. Развивает любознательность, внимание, любовь к Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мир освещается солнцем, а человек знанием»»

Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №16 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области









«Мир освещается солнцем,

а человек знанием»









Подготовили: Вяткина Т.В.











Костанай

2021

Тема: «Мир освещается солнцем, а человек знанием»


Цели и задачи:
- ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина.
- развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь,

совершенствовать умение внимательно слушать друг друга.
- воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру

своего народа, воспитание нравственных качеств.
Оборудование: портрет Ы. Алтынсарина, листочки и ручки, компьютер, презентация, мультфильм.

Ход классного часа.
1.Вступительное слово учителя.

– Я приглашаю вас в литературную гостиную, посвященную памятным датам великих писателей Казахстана. В нашей литературной гостиной мы предлагаем вам окунуться в прошлое нашей страны и познакомиться с беспримерным подвигом служения Родине, родному народу. Подвигом человека, названного Учителем учителей, подвигом Ыбрая Алтынсарина…


– А начать наше мероприятие я хочу с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.


– В этом году исполняется 180 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина. Ученый, поэт и прозаик, он внес неоценимый вклад в развитие Казахстана.
Ыбрай Алтынсарин приложил не мало усилий, чтобы открыть первые русско-казахские школы. Это первый народный учитель степи. Он написал первые учебники на казахском языке. Он мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину и приносили ей пользу.

2.Презентация из жизни Ыбрая Алтынсарина.
Биография И.Алтынсарина.
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю было три года. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда дед отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
Через 7 лет Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике. И.Алтынсарин создал ремесленне и сельскохозяйственне училища.
Написл  «Киргизскую хрестоматию» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку», эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык. Открыл первые русско-казахские школы в Тургае, Иргизе, Костанае… Первый народный учитель степи, он был настоящим патриотом своей Отчизны. Им были написаны первые учебники на казахском языке, создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и неисчислимое множество других образцов казахской литературы.
Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник» и другие.
Перевел на казахский язык произведения М.Лермонтова, А.Пушкина, К.Ушинского, Л.Толстого, И.Крылова. Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию.
Доброе дело два века живет, доброму – добрая память… Более ста лет прошло с того дня, как Ыбрай Алтынсарин открыл первую школу, но и теперь в ее стенах звучат детские голоса…

(Слайд «Первая школа, открытая Ы.Алтынсариным – ее нынешний вид»)

– Ы. Алтынсарин преподавал в этой школе. Он был первым учителем в степи.

(Слайд «Ыбрай Алтынсарин – первый народный учитель степи»)

– А теперь пришло время нам погрузиться в пучину прошлого и познакомиться с удивительным творчеством Ыбрая Алтынсарина, его мыслями и мечтами…


Викторина по притчам Ы. Алтынсарина.

– Как мы уже знаем из уроков чтения, Ы. Алтынсарин писал притчи: это небольшие произведения, в которых осуждается зависть, лень, ложь, невежество, и говорится о пользе знания и воспитания. Давайте вспомним, с какими притчами мы уже знакомы.

1) Эти орехи не для еды, а сделаны они для украшения. Я взял пустые скорлупки

орехов и покрасил их золотой краской. В другой раз о вещах не суди по их

наружному виду, так как ценность вещи заключается в её содержании.

(«Золотой орех»)
2) Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. На то место,

откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил его и

обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым,

как этот родник». («Чистый родник»).


3) Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет

паутину, ловит в неё комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и

ищет пищу для своих детей. Найдя крошку. Он не съест её, а с радостью бежит с

ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы.

(«Паук, муравей и ласточка»)

Стихи Ы. Алтынсарина
– Ы. Алтынсарин создал более ста литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов. В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы.
(Дети читают стихи).

«Весна. Жарки»
В апреле наступает благодать;
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор.
Звенят дожди, туман, клубясь, плывет,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.

«Лето»
Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.

«Өзен»
Таулардан өзен ағар сарқыраған,
Айнадай сәуле беріп жарқыраған.
Жел соқса, ыстық соқса бір қалыпта,
Аралап тау мен тасты арқыраған.
Көңілің суын ішсең ашылады,
Денеңде бар дертінді қашырады.
Өксіген оттай жанып жануарлар
Өзеннен рақат тауып басылады.


Наставления Ы. Алтынсарина

– Немало наставлений оставлено для нас великим учителем и поэтом. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов:

(Дети читают отрывки из цикла стихотворений «Наставление»)


Уч. 1.Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.

Уч. 2.Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,

Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.


Уч. 3.Живущие всюду народы
Для радости сотворены…
Всем ласково светит солнце,
Всем светят лучи луны…


Уч. 4.Мы друг перед другом с детства
Во всем быть должны равны!

Если можете – добрым делом
Помогайте народу Вы!

Уч. 5.На поклон ни к кому не ходит,
Чтобы не было злой молвы!
У хорошего человека на лице
Лучится привет…
Научитесь с первого взгляда узнавать –
Каков Ваш сосед…


Инсценировка«Садовые деревья» по мотивам одноименного произведения Ы. Алтынсарина.
– Ыбрай Алтынсарин был не только талантливым поэтом. Многие его произведения были написаны в совершенно других жанрах. Ребята, назовите их.

(Пословицы, поговорки, басни, притчи).
– А сейчас предлагаю Вашему вниманию небольшую инсценировку «Садовые деревья» по мотивам одноименного произведения Ы. Алтынсарина.

Садовые деревья (Автор, отец и сын).
Автор: Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном

прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.

Сын: – Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво?


Отец: – Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали,

срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло

само по себе.


Сын: – Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода.


Отец: – В уходе есть большая польза,. – это и тебе может послужить наукой. Ты

ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я

буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои

советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком, если же ты

будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево.
(Дети завершают инсценировку).

Автор: – Дети, скажите, почему же одно дерево выросло прямым и стройным, а

другое – кривым?

Автор: – Какому дереву становятся подобны дети, лишенные родительского

внимания?
Автор: – А что вы можете сделать, чтобы не вырасти такими?
(ответы детей)


Просмотр мультфильма «Паук, муравей, ласточка».

– Сейчас дадим себе минутку отдыха и посмотрим интересный мультфильм, основой для которого послужили рассказы Ыбрая Алтынсарина.

Просмотр мультфильма «Паук, муравей и ласточка».

Беседа:
– Подумайте, чему бабушка учит внука в этой сказке?
– Какой вывод каждый из вас для себя сделал?


Вывод: Эти маленькие существа могут служить для вас примером. Нет ни одной

живой души, которая не трудилась бы, и вы живёте не для того чтобы

бездельничать. Нужно привыкать к труду.


3.Обобщение изученного.

Викторина:
1. В каком году родился Ибрай Алтынсарин? (1841 год).
2. Место рождения И.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).
3. В каком городе были открыты женские училища? (г.Иргиз).
4. В каком городе учился Ибрай Алтынсарин? (Оренбург).
5. Стихи каких поэтов переводил Ибрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов,

И.Крылов)

4.Итог:

Сегодняшний урок хочется закончить замечательными строками, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству.

Пусть они станут и вашим девизом:

Знаний увидев свет,

Дети, в школу идите!

В памяти крепко, навек

Прочитанное сохраните.

Учение даст вам счастье,

Оно озарит, как свет,

Каждое ваше желание,

Яркий оставит след.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

Автор: Вяткина Татьяна Викторовна

Дата: 24.03.2021

Номер свидетельства: 576578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Открытый урок на тему "Сложное предложение". "
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi-urok-na-tiemu-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "149382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420176315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока ко Дню знаний на тему "Любите то, что учите, и учитесь тому. что любите""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_ko_dniu_znanii_na_tiemu_liubitie_to_chto_uchitie_i_uchities_tomu"
    ["file_id"] => string(6) "425495"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502883488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проект по предмету Окружающий мир 2 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "249617"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446923476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок по окружающему миру на тему"Голубая планета Земля""
    ["seo_title"] => string(65) "urok_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_golubaia_planieta_ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "369621"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481720329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Солнце - огромная звезда. Планеты Солнечной системы" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-solntsie-oghromnaia-zviezda-planiety-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "203883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429552932"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства