kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметные связи в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи в начальной школе в условиях реализации ФГОС »

Межпредметные связи в начальной школе

в условиях реализации ФГОС

Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни

Фролова Е.В. учитель начальных классов


«О межпредметных связях говорится очень много. Каждому учителю ясно, что надо в своем предмете искать точки соприкосновения с материалом других предметов. Но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда».

(В.А. Сухомлинский)

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на мой взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Одна из важнейших задач современного образования — показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый учебный предмет по сути своей несет в себе интеграцию разных областей знаний. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

В свою очередь интегрированные уроки позволяют учителю:
-сократить сроки изучения отдельных тем;
-ликвидировать дублирование материала по разным предметам;
- уделить больше внимания тем целям, которые, учитель выделяет в данный момент обучения  (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала)
- снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с    одного вида  деятельности на другой.


Классификация межпредметных связей


Формы
межпредметных связей 

Типы
межпредметных связей 

Виды
межпредметных связей 

1) По составу

1) содержательные

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

2) операционные

по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

3) методические

по использованию педагогических методов и приемов

4) организационные

по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2) По направлению

1)Односторонние,
2)Двусторонние,
3) Многосторонние

Прямые; обратные, 
Или восстановительные

3)По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)

1)хронологические
2) хронометрические

1)преемственные
2)синхронные
3) перспективные

1)локальные
2)среднедействующие
3) длительно действующие







Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"

 №
п/п

Тема

Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей


1

Зимняя экскурсия

Чтение

Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”.


ИЗО

Рисование по теме “Зима в моём представлении”.

 

2

Зимние явления в неживой природе

Чтение

И.Никитин “Встреча зимы”.
А.Чехов “Шёл первый снег”.


ИЗО

И.Грабарь “Февральская лазурь”.


Музыка

Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”.

 

3

Снег и лёд

Чтение

В.Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы).


Музыка

К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”.

 

4

Растения зимой

ИЗО

Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”.


Чтение


С.Есенин “Берёза”.


Труд


Аппликация “Деревья зимой”.

 

5

Животные зимой

Чтение

В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение).



ИЗО


Рисунки птиц.



Труд


Лепка животных (кто как зимует), составление композиции.




Музыка


Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”.


6

Зимой (обобщение)

Чтение

Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”.


Музыка

В. Крутицкий “Зима”.

 


В системе «Школа-2100», по которой я работаю, интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой письмо и чтение чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы по ИЗО, окружающему миру.

Литературное чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по окружающему миру; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.

На интегрированных уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.

На моих уроках русского языка и математики прослеживается межпредметная связь. Дети выполняют словарно-орфографическую работу с математическими названиями различных величин: килограмм, тонна, грамм, километр, сантиметр, миллиметр, дециметр, секунда, гектар.

При изучении темы «Слова с сочетаниями ча, ща » (3 класс) обучающиеся работают над написанием слов, которые регулярно употребляются на уроках математики: час, задача, площадь, тысяча. При изучении темы «Числительное» четвероклассники записывают слова, обозначающие многозначные числа: семьсот восемьдесят четыре, одна тысяча триста тридцать, восемь миллионов пятьсот одиннадцать.

Уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира взаимосвязаны с уроками физкультуры. Для укрепления здоровья детей на всех уроках обязательно проводятся физкультминутки. Отличительной особенностью этих динамических пауз является положительный и эмоциональный заряд, который получают дети. Физкультминутки помогают не только снять напряжение, усталость, ослабленное внимание детей, но и развивают творческую активность, воображение, активизируют мыслительную деятельность.

Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии и физики. Я интегрирую уроки окружающего мира с экологией и краеведением, ОБЖ, ИЗО, музыкой, технологией.

Межпредметные связи включаю в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Тщательно отбираю информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала.


Математика и окружающий мир. Темы: «Воздух. Формы поверхности земли» и «Решение задач».

Человек неотделим от природы. Решение на уроке математики задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей. Приведу пример: (В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?)

После ознакомления на уроке окружающего мира с темой «Формы земной поверхности» на уроках математики создаются условия для составления задач, содержание которых знакомит учащихся не только с названием гор, но и с их числовой характеристикой. После того, как учащиеся ознакомятся со следующими темами, на уроках математики составляю серию задач углубляющих знание этих тем.


Уроки на межпредметной основе нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют не только развитию орфографической зоркости, но и развитию логического и образного мышления, глубокому проникновению обучающихся в мир красок и звуков, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, формируют успешность обучения.





Литература:

Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с.

Косарев И. С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И. С. Косарев // School4-perm.narod.ru: Городской портал. — Пермь, 2009. — Режим доступа: http: // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2009.

Мельник Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе., СПб:КАРО, 2003

Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. — Ростов на Дону: РПИ, 2007. — С. 165–173.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Межпредметные связи в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Автор: Фролова Елена Викторовна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по английскому языку по ФГОС для 2-4 классов "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-po-fgos-dlia-2-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "240506"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445022405"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа факультативного курса  « Истоки» класс:1-4"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-istoki-klass-1-4"
    ["file_id"] => string(6) "296779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456077305"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства