4
Классный час «Семья. Семейные ценности»
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности;
2. Развивать речь, внимание, мышление, память,
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся,
проявления их активности.
4.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения;
5.Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: презентация, анкеты для детей, тест – рисунок «Моя семья», белые листы А4, клей, конверты с пословицами, рисунки солнышка с лучиками, столы в классе сдвинуты, дети сидят группами.
Ход классного часа
Орг. момент. Мотивация.
Возьмитесь за руки, закройте глаза, почувствуйте тепло ваших рук. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Пусть эта беседа принесёт нам радость общения и хорошее настроение.
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нём и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
Порой бывает иногда,
Могу поссориться я с ним,
Но чаще все ж делиться рада
Игрой, секретами своими.
Здесь в мире мы за годом год
Живем, друг другу помогая,
Здесь наша семья живет
Беды и горести не зная.
Беседа.
Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? Верно, о семье. О том, что такое семья, о том, какая семья называется счастливой, почему семью нужно беречь и о семейных ценностях.
Слово «Семья» состоит из семи Я, то есть семь таких же, как я. Недаром иногда некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне, так и по характеру.
Закройте глаза, произнесите слово «Семья». Что вы почувствовали? Тепло. Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко.
На столах лежат солнышки. Каждый лучик – член вашей семьи. Подпишите свои лучики.
Покажите.
У каждого из вас разные лучики. Так и семьи бывают разные. В некоторых семья есть только 1 родитель, но это не беда, от этого семья не становится хуже. Она может стать самой лучшей, если в ней будет царить любовь, взаимопонимание и забота. А кого, кроме мамы и папы, еще можно назвать членом семьи? (тетю, дядю и других близких, родных людей).
Что же такое семья?
Если мы обратимся к словарю, то узнаем, что семья - это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчаться секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Я хочу рассказать вам притчу. Причта – это маленький поучительный рассказ, похожий на басню, заключающий в себе поучение, урок, мораль.
: "Однажды, очень давно, Бог слепил человека из глины, но у него остался маленький её кусочек. Тогда Бог спросил человека:
" Что слепить тебе из оставшейся глины?"
Человек подумал и ответил:
" Слепи мне счастье".
Бог задумался, потом улыбнулся и протянул человеку глину и принес:
"Ты сам можешь это сделать".
В чем мораль этой притчи? Чему она учит?
Мораль этой притчи в том, что каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая она по- вашему?
( ответы обучающихся)
Вы еще не совсем взрослые, но от этого ваша роль в семье не становиться меньше, вы можете стать опорой и надеждой своей семье. Как вы думаете, что вы можете сделать для своей семьи? ( ответы обучающихся)
Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших. Помыть посуду, убрать свои вещи, подмести, протереть пыль, налить ай, приготовить бутерброды …именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Вы тоже можете слепить свое семейное счастье.
Какие пословицы о семье вы знаете?
На столах лежат листы с напечатанными пословицами. Ваша задача собрать эти пословицы. Кто быстрее?
Как вы понимаете значение этих пословиц?
- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
Предлагаю построить дом «счастья»? С чего начать?
Задание для 1 группы: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».
- «Дом» – это… .
Задание для 2 группы: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .
Задание для 3 группы: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.
Задание для 4 группы: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
(на подготовку 5 - 10 минут)
- Все бригады готовы, осталось только построить дом
- Строительство дома начинается с фундамента.
I группа зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).
- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.
II группа зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.
- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет III группа.
III группа зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.
- IV группа расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
Можно наш класс назвать семьей?
Мы тоже семья – школьная семья.
Фотография класса на доске.
Почему? Что нас объединяет?
Нас объединяют общие школьные дела – учеба, совместные праздники, конкурсы, походы в музеи и библиотеки. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, дарим друг другу подарки. Заботимся друг о друге, помогаем тому, кому требуется помощь. У каждого, как и в обычной семье есть свои обязанности.
Да, рано или поздно все вы создадите свои собственные семьи. Какие они будут? – время покажет.
3. Подведение итогов
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
А сейчас я хочу вас попросить, когда вы вернетесь домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко – то позвонить и сказать, что вы их очень ЛЮБИТЕ!