Разработка классного часа на тему: "Святые покровители семьи: Петр и Февронья".
Разработка классного часа на тему: "Святые покровители семьи: Петр и Февронья".
Методическая разработка к классному часу на тему: "Святые покровители семьи: Петр и Февронья" предназначена для проведения мероприятия духовно-нравственного направления в 11 классе. Материалы разработки напрвлены на повышение семейных ценностей у подрастающего поколения.Классный час сопровождается интересной и красочной презентацией о жизни Петра и Февронии Муромских. В своем классном часе я использовала песни и стихи о семье, пословицы и поговорки. Полагаю, что данный материал будет полезен классным руководителям, работающим в старших классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему: "Святые покровители семьи: Петр и Февронья".»
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Методическая разработка открытого классного часа.
Тема:
«Святые покровители семьи – Петр и Февронья»
Подготовила: Устинова Л.А.
Классный руководитель группы Э-11
Рассмотрена и утверждена
на заседании методической комиссии
классных руководителей
Протокол №___________________
От «____» __________________2015 г.
Председатель цикловой комиссии
________________ /Маркина Е.Т.
Кирсанов 2015
Аннотация.
Данная методическая разработка предназначена для организации внеурочной деятельности студентов в рамках духовно-нравственного и семейного воспитания студентов, она включает в себя полный материал на тему: «Святые покровители семьи - Петр и Февронья». Материал разработки будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования и всем, кто осуществляет воспитательную деятельность в образовательном учреждении.
Содержание методической разработки направлено на воспитание студентов в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны.
Содержание
Введение.
Основная часть: «Святые покровители семьи - Петр и Февронья»
Своеобразие развития нашего государства на современном этапе, поворотный характер изменений общественного бытия, исказившие взаимоотношения между государством и гражданским обществом требуют глубокого переосмысления функций общества, государства, всех социальных институтов к развитию культуры, морали и нравственности в условиях формирования демократического, гражданского общества. Поэтому проблемы духовно-нравственного и семейного воспитания детей любого возраста приобретают особое значение.
Культура России исторически формировалась под воздействием православия. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа, государства. Обеспечивала духовное единство народа, его нравственные устои. Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. Важная роль в решении этой проблемы отводится образовательному учреждению.
В содержании образования работа по духовно-нравственному и семейному воспитанию студентов является составной частью воспитательной системы любого образовательного учреждения, и включает в себя комплекс мероприятий. Одним из таких мероприятий может стать классный час по данной теме.
Представленный в методической разработке материал направлен на расширение кругозора в области духовно-нравственного и семейного воспитания студентов, на формирование у них здорового образа жизни. Механизмом воздействия в данном случае являются не только слово, но и мультимедийная презентация, сопровождающая классный час, которая позволяет раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся, объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах.
Там, где есть историческая подлинность, отражающая глубину духовного сознания предыдущих поколений, где создана возможность оценить величину и значение опыта, накопленного предками, там есть добро и любовь. Там студенты становятся духовно богатыми личностями.
План-конспект открытого классного часа, группа Э-11
Цель: формирование основ семейного воспитания на примере православных святых Петра и Февронии.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с историей возникновения и смыслом празднования Дня святых Петра и Февронии;
-формирование нравственных основ воспитания будущего семьянина;
Развивающие:
- развитие речи, памяти, логики студентов,
- развитие кругозора, наблюдательности, внимания студентов,
- развитие восприятия и мышления при усвоении слуховой и зрительной информации.
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и истории православия.
-воспитание уважения к культурно-историческому наследию нашей страны
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по теме, выставка книг о св. Петре и Февронии.
Слайд 1, 2, 3. Пусть рядом с вами всегда будут вера, надежда, любовь. Ибо сказал Господь: «Где любовь – там я». Стране любви неведомы границы, как точно это передал поэт Ю. Энтин в стихотворении «Гимн любви»!
Любовь как жизнь: то весело, то грустно. Порой смешна. А иногда — мудра. Любовь, любовь — загадочное чувство — К тому приходит, чья душа добра.
Любовь давно поэтами воспета, Но в песне каждый повторяет вновь: Земля, земля теплом любви согрета. Прекрасный этот мир спасёт любовь!
Стране любви неведомы границы. Лети в неё, как птица, окрылён. Любовь, любовь — незримые страницы Великой сказки — сказки всех времён.
(читает студент)
1 ведущий. Слайд 4. Что же такое христианский брак? И что мы знаем о нем? Сегодня мы поговорим об этом на примере христианской жизни святых Петра и Февронии. Петр и Феврония Муромские – супруги, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. (Звучит колокольный перезвон).
Слайд 5. 8 июля Православная Церковь вспоминает этих удивительных святых. Этот день по праву называется православным днем влюбленных. Потому что Петр и Феврония покровители счастливого супружества.
2 ведущий. История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранились их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края.
1 ведущий. Слайд 5. Записал «Повесть о Петре и Февронии» в XVI в. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), священник одного из кремлевских соборов, входивший в круг церковных писателей, сформировавшийся вокруг святителя Макария Московского, талантливый литератор, широко известный в эпоху Ивана Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви. Со времени преставления святых до времени написания “Повести” прошло более 300 лет.
Слайд 6. Преподобный Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного Павла.
3 ведущий. Слайд 7. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей и принимать облик князя Павла. Горестная женщина обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, Н. Петр тотчас решился убить обидчика, положившись на помощь Божью. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю.
4 ведущий. Слайд 8. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду.
Слайд 9. «Я хочу его вылечить, - без обиняков сказала Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Уже тогда Петру приглянулась кроткая, но очень мудрая Феврония. Слайд 10. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
1 ведущий. Благодатная девица имела премудрость Святых отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Священному писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Но он не собирается жениться и отправляется в Муром. По дороге домой он вновь покрывается струпьями. Некая неполноценность его природы открывается теперь самому Петру. Вылечить ее можно, лишь соединившись с той девушкой, слова которой так поразили князя. Петр возвращается в село Ласково и соглашается взять замуж Февронию. Только теперь он исцеляется окончательно.
2.2.Венчание. Христианский брак.
1 ведущий. Слайд 13. В Библии мы читаем: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Именно такая любовь сопровождает христианский брак.
Слайд 13. Петр и Феврония повенчались в маленькой церквушке на окраине села Ласково (Звучит колокольный перезвон).
Слайд 14. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем, не приступая, Божьи заповеди». В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам.
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали его, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались, и потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города.
2.3. Изгнание из Мурома.
2 ведущий. Слайд 15. Княгиня ничего, кроме своего супруга не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги поплыли по реке на двух судах.
3 ведущий. Слайд 16. Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар, который сопровождал супругов, принялся готовить ужин. Чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила обрубки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Ведь коли для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено оживет» (Иов. 14 : 7)то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей. Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь.
4 ведущий. Слайд 17. Наутро приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Это идеал христианского правления. Для всех своих подданных они были как отец и мать, а не как владыки. Удалось им это потому, что благодатная любовь, которую они стяжали в своем браке, стала преизобиловать и излилась на всех окружавших их, граница их семьи как бы раздвинулась и включила в себя многих и многих. Но и тогда сама семья, взаимная любовь друг ко другу оставались для Петра и Февронии безусловной ценностью.
2.5. Брачные обеты. Окончание земной жизни.
2 ведущий. Слайд 18. Прошли годы. Когда Петр и Феврония состарились, они умолили Бога, чтобы им умереть в один день и час. Не могли они даже малого времени прожить друг без друга. В ожидании же кончины, по обычаям того времени, они одновременно приняли постриг. Петр в монашестве был наречен Давидом, Феврония — Евфросинией. Монашество для них — это способ удалиться от княжеских забот, отдать больше времени молитве и таким образом достойно приготовиться к смерти.
Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому временно. Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Слайд 19. Они скончались в один день и час, каждый в своей кельи. Но супругов похоронили отдельно.
3 ведущий. Слайд 20. Люди сочли нечестивым хоронить монахов в одном гробу и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела раскладывали по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и совершилось чудо, прославившее святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих. Случилось это 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Так завершилась земная жизнь святых Петра и Февронии. После их кончины почитание их постепенно распространялось за пределы Муромской земли и к XVI в., вероятно, охватило большинство жителей Московского государства.
2.6. Прославление и почитание в лике святых.
1 ведущий. Слайд 21. В 1547 г. трудами святителя Макария Московского они были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Святитель Макарий заслуживает особого упоминания в связи с нашими святыми, так как его заботами были прославлены люди, достигшие праведности благодаря именно жизни в христианском браке. Слайд 21. Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет, убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”.
2 ведущий. Слайд 21. В центре Москвы стоит маленький древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом, золотой патиной икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад, - князь Петр и Феврония Муромские. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи. Как бесценное сокровище, чтят православные люди чудотворные мощи этих святых, которые находятся в г. Муроме и открыты для поклонения в Свято-Троицком женском монастыре. Они воистину стали покровителями христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.
2.7. День семьи. Традиции празднования.
3 ведущий. Слайд 22.С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена Муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Премьер-министра Российской Федерации Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность). Она была учреждена Федеральным оргкомитать итетом и вручается в этот день супругам, которые прожили в счастливом браке не менее 25 лет. А символом праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» была выбрана ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности.
Ребята, какие вы знаете пословицы о семье?
Студенты читают пословицы о семье. (на ромашке)
Слайды 24, 25, 26, 27, 28.
4 ведущий. В 2008 году стартовала общенациональная программа «В кругу семьи». В рамках этой программы был установлен ряд памятников святым Петру и Февронии в различных городах России.
Памятник в Муроме, памятник в Архангельске, памятник в Ейске, в Омске, памятник в Абакане.
О св. Петре и Февронии вы можете прочитать в следующих книгах.
Обращается внимание студентов на выставку книг.
ΙΙΙ. Заключительная часть.
Какова тема классного часа?
Что из жизни св. вам запомнилось более всего?
Какой праздник мы празднуем 8 июля?
В каких городах св. Петру и Февроньи установлены памятники?
В заключение классного часа, хочется отметить, что известно много случаев, когда после молитвенного обращения к святым князьям Господь даровал отчаявшимся бездетным супругам ребенка, или после долгих разладов в семье воцарялся мир. Такие общечеловеческие ценности, как семья, любовь, нежность и верность очень важны в нашей жизни. Семья дает человеку любовь, поддержку, стабильность и радость. Нам следует стремиться к идеалам, о которых напоминает нам этот праздник. Мы все должны брать пример с этих святых, семейная жизнь которых стала идеалом супружества, любви и верности.
Звучит песня Инь-Ян «Гимн семьи» в исполнении студентов.
Спасибо за внимание!
Заключение.
Материалы открытого классного часа дают возможность студентам прикоснуться к духовной жизни Петра и Февронии, узнать о христианском браке, традициях празднования Дня семьи, покровителями которого и являются святые благоверные князья. Актуальность организации классного часа обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и семейного воспитания подрастающего поколения. Материалы методической разработки расширяют знания студентов в области православной религии и культуры.
Данная методическая разработка раскрывает тему «Святые покровители семьи-Петр и Февронья», что поможет студентам сформировать свой собственный взгляд на христианский брак и семейную жизнь, обогатить свой духовный мир примерами христианской любви и благочестия.
Список использованных источников и литературы.
Бухарев И. Жития всех святых. – М.: МРО «Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса» РПЦ, 2009. С.45-49.
Зубова Г.Д. «Уроки милосердия» -ИД «Мичуринск», 2014. С.15.
Святыни православной России. СПб.: ИГ «Весь», 2012. С.54-58.
Сказания о чудесах: Т.1.Русская фантастика XI – XVI вв. – М.: Сов. Россия, 1990. С. 123-127.
Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские – М.: Художник и Книга, 2008. С.12-23.