kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод синквейна в педагогической теории и практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённойa суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менееa важно, ученика. Именноaэтой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобыaна уроке,  по словам Цицерона, «зажглисьaглаза слушающего о глаза говорящего» [16]. Основными принципами инновационного обученияaявляютсяa[55]:      

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знанийaв системе;

- нетрадиционныеaформы и методы;

- использование личного опыта учащихся.

Инновационные методы обучения практически все разработаны и реализуются в системе развития критического мышленияaчерез чтение и письмо, которая была разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние  несколько десятков лет онаaполучила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира. Это позволило отечественнойaпедагогике открыть для себяaбольшое количество конкретных инновационных методов активного обучения. Одним из таких методов являетсяaметод синквейна.

Саму форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошлиa   вфеё посмертное собраниеaстихотворений, изданное в 1914 годуaи несколько раз переиздававшееся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод синквейна в педагогической теории и практике »

Метод синквейна в педагогической теории и практике.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,

когда мы хотим научить его читать и писать.

А от того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

В.А. Сухомлинский

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённойa суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менееa важно, ученика. Именноaэтой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобыaна уроке, по словам Цицерона, «зажглисьaглаза слушающего о глаза говорящего» [16]. Основными принципами инновационного обученияaявляютсяa[55]:

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знанийaв системе;

- нетрадиционныеaформы и методы;

- использование личного опыта учащихся.

Инновационные методы обучения практически все разработаны и реализуются в системе развития критического мышленияaчерез чтение и письмо, которая была разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние несколько десятков лет онаaполучила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира. Это позволило отечественнойaпедагогике открыть для себяaбольшое количество конкретных инновационных методов активного обучения. Одним из таких методов являетсяaметод синквейна.

Саму форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошлиa вфеё посмертное собраниеaстихотворений, изданное в 1914 годуaи несколько раз переиздававшееся.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, используемая в США с середины XX века в образовательном процессе школ, колледжей и университетовa[43].

В Россииaстала использоваться с 1997 года в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить практический результат.

Ряд методистов (Гончарова Е.А., Иванова Е.А., Курганов Ю.Н.) полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, вaкачестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихсяa[13,50,56,].

Синквейн рассматривается как приём технологии развития критического мышления учащихся, в том числе и начальной школы на стадии рефлексии (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит)a[55].

Л.Н. Чурилина определяет синквейнaкак малую стихотворную форму, используемую для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; как средство творческого самовыраженияa[57].

Ю.Н. Караулова использует в своих исследованиях метод синквейна как инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

Метод синквейна представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы учащихся с информацией в процессе чтения и письма. Она направленаaна освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие личностных и учебных способностей, реализацию индивидуального творческого потенциала. Метод обладает большимaпедагогическим потенциалом для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

 Концептуальные основы метода синквейнаa[43]:

  1. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

  2. Не присвоениеa «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

  3. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый,aинтерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

  4. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценкаaположительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

  5. Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могутa вести к формированиюaстереотипов.

Основная дидактическая направленность метода синквейна заключается в развитии интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно на основе грамотной обработки информации, и ее творческого представления в определенной форме. aКогнитивные навыки  переходят в метакогнитивные и позволяют учащемуся планировать свою деятельность, учат самоанализу, самооценке, осознанному и эмоциональному отношениюaк устной и письменной речи, информации в целом. Целью применения метода синквейна выступает [57]:

  • Развитие аналитических способностей, нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие личностных качеств, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 Основные образовательныеaзадачи обучения учащихся методу синквейна a[55]:

 -         выделять причинно-следственные связи;

 -         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

 -         понимать, как различные части информации связаны между собой;

 -         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражаютaтекст;

 -         избегатьaкатегоричности в утверждениях;

 -         уметь отличатьaфакт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

 -         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

 -         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом;

- умение использовать письменную речь для различных коммуникационных задач.

Традиционныйaсинквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайкуa17, в танка — 31).

Авторы, развивавшиеaформу в дальнейшем, предложилиaряд её вариаций [57]:

  1. Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностьюaстихов (2—8—6—4—2);

  2. Зеркальный синквейн (Mirroracinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;

  3. Синквейн-бабочка (Butterflyacinquain) — девятистрочная форма со слоговойaструктурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;

  4. Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующихaзавершенное стихотворение;

  5. Гирлянда синквейнов (Garlandacinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, кaкоторой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Структурная характеристикаaнаписания синквейна [26]:

На первой строкеaзаписывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающихaтему сиквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещаетсяaцелая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатоеaвыражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автораaсинквейна к теме.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Ценность заключаетсяaв том, что все собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, учащиеся усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются собственныеaинтересные мысли, развиваются мыслительные навыки, аaразвивать мышление – значит развивать умение думать.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшенияaтекста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятойaстроке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Дидактический синквейн, который развился в образовательной практике американской школы. В этомaжанре текст основывается не на слоговой зависимости, а наaсодержательной и синтаксической заданности каждой строки [55].

Синквейн с точки зрения педагогики является формой свободного творчества, требующейaот ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делатьaвыводы и кратко их формулировать [50]. При этом важно четко соблюдать правила работы с вопросами [51]:

1.Задаваться вопросами, интересоваться.

Речь идетaне о поверхностномaлюбопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, аaтакже работать на рефлексию.

  1. Анализировать идеи, предположения, тексты.

Анализ - это исходная мыслительнаяaоперация, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект наaсоставные части.

3. Исследовать факты, доказательства.

4. Высказывать свои предложения, мысли, идеи в творческой эмоциональной форме, а такжеaсчитайтесь с другими мнениями.

Здесь целесообразно использовать «Ромашку вопросов» или «Ромашку Блума». Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательнойaдеятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современногоaобразования. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привестиaсвои примеры и создать на основе своихaответов четкое представление о смысловом содержании заданной темы разговора, урока, сочинения) [51].

Эффективна в данном контексте может быть и стратегия «Вопросительные слова» [31]. Эта стратегия используетсяaтогда, когда учащиеся ужеaимеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают имaсоздать так называемое «поле интереса».

Для уроков литературы синквейны очень эффективны. Ученики любят эти смысловые стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькимиaсловами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не толькоaэкономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколькоaсочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить [31].

Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использованиеaсинквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. А на уроках русского языка данный методaпредставляет особый интерес как для изучения законов и особенностей устной и письменной речи, так и для конкретизации способов работы с текстами, собственными мыслями по теме сочинения, в работе над изложением при работе по четкомуaплану [29].

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития личности ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для болееaэффективного выражения своей мысли. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеетaболее жёсткие рамки по форме изложения, и его написаниеaтребует от составителя реализации практически всех его личностныхaспособностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательныхaсистем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной [43].

Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Каждомуaучащемуся будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым обаaбудут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведенийaдругих те идеи, которыеaони могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать паруaсинквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию [17].

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты [28]:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

  • коррекцияaи совершенствование готового синквейна;

  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн безaуказания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Применение метода синквейна способствует формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоватьсяaразными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортироватьaинформацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критическиaоценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Если же вдруг у ученикаaвозникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорееaвсего, объясняетсяaследующим. Либо тема синквейна ученику не близка (не понята им или просто не интересна). Либо же ученику необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

Следует отметить, что синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же вaмнемонических целях. Если ученики легко могут составить стихотворение, то это объективное свидетельство факта усвоения темы в целом. Кроме того, в синквейнеaсодержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто, вспомнив свой синквейн. Синквейны – превосходный способ контроля.

Что же касается письменной речи, то для неё синквейн – это больше, чем метод контроля или запоминания. Чтобы написать синквейн про литературного героя, нужно подобрать единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, а значитaвыразить и свое собственное отношение, и ценностную позицию, и эмоциональное впечатление от услышанного или прочитанного. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы [31].

Составление синквейнаaтребует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Это означает, что авторaсинквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметьaпо ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в несколькихaсловах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Таким образом, синквейн – это метод технологии развития креативного мышления, на стадии рефлексии, представляющий собой стихотворение, которое требуетaсинтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу [43].

Это метод свободного творчества, но по особым правилам. Метод, который учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Он позволяет отработать навыки анализа текста, развиваетaвниманиеaучащихся к слову, побуждает анализировать собственные ощущения, помогает учителю организовать диалог.

Метод синквейна является быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий, обработки и представления информации в устной и письменной речи. Когда это делается, учение и мышление становятсяaпрозрачнымaпроцессом, доступным для всех. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться. Важно делать эти упражненияaсистематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Метод синквейна в педагогической теории и практике

Автор: Семенихина Надежда Викторовна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(69) "programma-profiessional-nogo-razvitiia-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "193572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427649667"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Статья по теме:Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-ramkakh-tiekhnologhii-chtieniie-i-pis-mo-dlia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149833"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420321347"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Доклад "Формирование у учащихся умение самостоятельно  работать   на уроках естественного цикла" "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-formirovaniie-u-uchashchikhsia-umieniie-samostoiatiel-no-rabotat-na-urokakh-iestiestviennogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "151032"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624933"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства