МБОУ «СОШ №»7» г.Менделеевса РТ учитель начальных классов Тихонова Эльмира Галимзяновна ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ! |
Приложение 1
Слайды 1-3
Учитель: Ребята, вы закончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, водить по морям и океанам могучие корабли, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни.
Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
На классных часах мы много говорили о правилах вежливости. Давайте еще раз вспомним их.
Всегда говори «спасибо» взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, передали нужную вещь, сделали подарок.
После еды скажи «спасибо» тому, кто тебя накормил.
Если «спасибо» сказали тебе, ты ответь «пожалуйста».
Предлагая или передавая что-либо взрослому или своему товарищу, не забудь сказать «пожалуйста», например: «Садитесь, пожалуйста», «Возьмите, пожалуйста, книгу».
Учитель: Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными и добрыми к ним. Например, хлопать со всего маха дверью или, хуже того, громко кричать на лестнице в доме, где вы живете, - это признаки бескультурья. Ведь в любой квартире может оказаться больной человек. А может быть, чьи-то папа и мама отдыхают после работы в ночную смену? Или кто-то напряженно работает, сидя за письменным столом. А вы нарушаете их покой и сон, заставляете волноваться, нервничать. Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор по телефону. Он всегда помнит, что кому-то из взрослых могут позвонить по очень срочному делу.
Слайды 4-6
А сейчас послушайте стихотворение А. Барто «Почему телефон занят».
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики —
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
— Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки...
Учитель: Я надеюсь, что среди нас нет таких учеников, кто любит поговорить по телефону. А какое правило нам поможет, если мы хотим позвонить по телефону? А какое правило мы должны помнить?
Не забывай добавить слово «пожалуйста», если просишь позвать кого-нибудь к телефону: «Позовите, пожалуйста, Аню».
Учитель: Вы скажете, что это мелочи. Но из этих мелочей складывается характер человека. И этот характер проявится в большом деле. Ребята в школах часто дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.
Сейчас мы послушаем стихотворение, которое называется «Четыре глаза».
Слайд 7
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему. "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша,Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стеклами не хвастай!
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!
Учитель: Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними. Вежливый человек не станет сам и не позволит окружающим унижать и оскорблять больного товарища.
А нет ли у нас в классе учеников, которые любят дразнить товарищей, давать клички. Сегодня мы не будем называть их имена. Я надеюсь, что они исправятся. А сейчас мы прослушаем стихотворение А. Барто « Я был когда-то болен».
Слайд 8
Меня прозвали «Вата»!
Как я страдал когда-то
Переживал когда-то...
В походы шли ребята
И на вершины лезли,
А мне кричали: — Вата,
Тебе сидеть полезней!
Не бегал я в горелки
И в речке, самой мелкой,
Не мог со всеми вместе
Плыть в безопасном месте.
Подбадривала мама
(И в голосе тревога):
Твоя кардиограмма
Улучшилась немного.
И словно извиненье
В словах ее звучало:
- Ангина… Осложненье…
Поправишься сначала.
Меня прозвали «Вата».
Кричали мне ребята
- Сиди, грызи орешки,
Тебе сидеть полезней!
Мне было от насмешки
Больней, чем от болезни.
Учитель: Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью товарищей, сохраняется в памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам товарищей.
Вспомним, какие правила вежливости мы знаем.
Слайды 9-10
Ситуация: Мальчик толкнул девочку, она упала и заплакала. Мальчик прошел мимо. Что он забыл сделать?
Надо извиниться, если задел кого-нибудь, толкнул, что-то уронил: «Простите меня, пожалуйста», «Извините меня».
Извиниться не забудь и тогда, когда тебе надо срочно обратиться и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: «Простите, пожалуйста, Э.Г., мне надо сказать» и после разрешения взрослого рассказываешь, что тебе нужно.
Проснувшись, говори родным «доброе утро», а вечером, ложась спать, «спокойной ночи».
Ситуация: Мальчик входит в класс и здоровается с учителем. (Павлик выходит и здоровается с учителем).
- Какую ошибку допустил Павел? (забыл поздороваться с классом) Какое правило мы знаем?
Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом не забудь поздороваться с товарищами.
Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя поздороваться только с ней: «Здравствуйте, Э.Г.». Надо, обращаясь ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте».
Здороваться надо со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день. Надо здороваться и с дежурными по школе. Не забудь поздороваться со знакомыми взрослыми, если встретишь их на улице.
Уходя из школы, от товарища, из гостей, не забудь сказать «до свидания».
Учитель: Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба переходит в драку. И тогда ребята постарше и посильнее начинают бить слабых.
Слайды 11-16
Стихотворение «Игра» Е. Ильин.
Игру во дворе начинают опять
Мальчишку в игру не хотят принимать
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями
Да здравствует смелость, азарт, быстрота
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствует добрые лица!
И пусть тот, кто злится-стыдится.
Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, со старшими. Им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.
А. Барто «Признание».
Слайды 17-23
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
— Придешь обедать к трем часам,—
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам...—
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын при знался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Учитель: Грубость, неуважительное отношение к людям-признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
Слайды 24-27
Стихотворение А. Барто «Любочка».
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном, отвернувшись в сторону. Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей, не дразнит своих товарищей.
Слайд 28
В заключении послушайте стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы»
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
---
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" - говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
Учитель: Все вы, ребята, в играх своих должны оставаться друзьями. Хвастаться силой и драться со слабыми недостойно воспитанного человека. Сильные всегда справедливы, они не придираются по мелочам к своим товарищам. Вот в этом и заключается их сила. Бой драчунам и злюкам! Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
Слайды 29-40
Задачи:
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему мальчик сделал четыре ошибки. Какие?
А. спокойно
Б. пожалуйста
В. который час
Г. Спасибо
2. Девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа-зовет меня Галька». «А ты как его зовешь?- спросила мама. «Я его вообще никак не зову»,- ответила Галя,-я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Скажите, права ли Галя?
Приложение 2 Задания к картинкам
Итог занятия
НИЧТО НЕ ЦЕНИТСЯ ТАК ДОРОГО, КАК ДОБРОЕ И ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО
ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО СОЛНЫШКО В НЕНАСТЬЕ
ВЕЖЛИВОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ЛЮДЬМИ
ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИЧИНИТ ДРУГОМУ НЕПРИЯТНОСТЕЙ И ОБИД
БУДЬ ВЕЖЛИВ СО СВОИМИ ТОВАРИЩАМИ: НЕ ДАВАЙ ИМ ПРОЗВИЩ И КЛИЧЕК
НЕ СПОРЬ С ТОВАРИЩАМИ ПО ПУСТЯКАМ, НЕ ССОРЬСЯ, РАБОТАЙ И ИГРАЙ ДРУЖНО
В РАЗГОВОРЕ И ИГРЕ ВСЕГДА ПОМОГАЙ СЛАБОМУ, ЗАСТУПАЙСЯ ЗА НЕГО, НЕ ОБИЖАЙ МЛАДШИХ