Тематический классный час по теме "Праздник вежливых наук" составлен для обучающихся 2, 4 класса.
Цели: показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Ход занятия.
1.Сообщение темы и целей мероприятия.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(высказывания ребят)
-А главное – научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться. А теперь поприветствуем друг друга и наших гостей и хором скажем «Здравствуйте!».
2.Вводная часть.
Учитель. Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс – это коллектив.
-Какими должны быть отношения между одноклассниками? (Вежливость, тактичность, деликатность, внимание и чуткость)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Праздник вежливых наук" »
Праздник вежливых наук
(тематический час)
Цели: показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Ход занятия.
1.Сообщение темы и целей мероприятия.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(высказывания ребят)
-А главное – научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться. А теперь поприветствуем друг друга и наших гостей и хором скажем «Здравствуйте!».
2.Вводная часть.
Учитель. Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс – это коллектив.
-Какими должны быть отношения между одноклассниками? (Вежливость, тактичность, деликатность, внимание и чуткость)
3.Основная часть: формирование представлений о нравственно – этических нормах общения.
а) работа над стихотворением А. Барто.
Учитель. Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?
Первый чтец.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут …а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Второй чтец.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече : « Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
Третий чтец.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Четвертый чтец.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего…»
Пятый чтец.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Шестой чтец.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Седьмой чтец.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нём,
А мы… мы скажем вам – спасибо!
- Может быть кто-то узнал себя в этом ученике?
б)Слова приветствия и прощания.
Учитель. А какие слова приветствия и прощания вы употребляете, ребята?(Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер! Добрый день! До свидания! Всего Вам хорошего! Будьте здоровы! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливого пути! Счастливо оставаться! Час добрый!)- дети слова называют «цепочкой».
«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом!? Почему?(ответы детей)
Две группы мышей были помещены исследователями в одинаковые условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали, других - нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышленее необласканных и даже более устойчивыми к заболеваниям. Так что доброе слово не только кошке, но и мышке приятно.
А что тогда говорить о нас – людях?
Все мы нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке – символе человечности и доброты.
А что обозначает другое хорошее слово – «здравствуйте?» (ответы детей).
Все эти слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной ночи – хороши тогда, когда человек человеку, действительно, желает добра, здоровья.
В) Работа над стихотворением «Невежливая вежливость».
- Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».
Первый чтец.
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй, говорить!
Второй чтец.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
Третий чтец.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Четвертый чтец.
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Иринка, стой-
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка.
Пятый чтец.
Нёс вожатый горку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
Шестой чтец.
- Вы,- вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?!
- Где и когда невежлив Петя?
- Почему стихотворение так называется?
Г) Работа с пословицами.
- Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
- Худое слово и сладким мёдом не зальёшь.
(на доске написать их по частям со стрелками – дети должны соединить начало пословицы с концом)
- Объясните, как вы понимаете эти слова.
Д) Игра «Хорошо – плохо».
- «Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.
1). Здороваться при встрече.
2). Толкнуть и не извиниться.
3). Помочь поднять упавшую вещь.
4 ). Не встать, обращаясь к учителю.
5). Не уступить место в транспорте.
6).Сидеть в шапке за столом.
7).Резать- уродовать стволы деревьев.
8).Ломать ветки деревьев и кустов.
9).После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
10).Поздравить родных с праздником.
Е).Обсуждение ситуаций.
1).А теперь, ребята, давайте обсудим две ситуации : Одна девочка жаловалась возмущённо маме:
- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовёт меня Танька!
- А ты как его зовёшь? – спросила её мама.
- Я его вообще никак не зову, - ответила Таня. – Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Таня?
2).Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?
Ё).Игра «Стоп – красный свет».
- О чём говорит красный свет? (высказывания детей)
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку.(после каждого эпизода идет обсуждение – «Почему вы подняли красную(зелёную) карточку)
1).Два мальчика о чём-то увлечённо спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.(красн.)
2).На перемене у двери буфета 2 мальчика, обогнав девочку и отстранив её, первыми вбежали в буфет. (кр.)
3).Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (кр.)
4).Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дёргают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (кр.)
- Какую пользу приносят собаки, кошки, птицы?
5).По утрам убираем свою постель.(зел.)
6).После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (зел.)
7).Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.(кр.)
8).Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду.(зел.) (нужно не обижаться, а поговорить друг с другом и решить проблему вместе).
Ж).Подведение итогов.
- Для того , чтобы стать вежливым, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами. Дополните рифму:
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
-Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
- и во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания)
Учитель. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены Великие силы.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую, есть лучше в продаже.
Простите! Казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово! М. Юсупова.
- Как нужно поступить, если вы сделали что-то нечаянно?
З).Заключительное слово учителя.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться.
Надо стараться всегда и во всём быть полезными людьми.