Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятий по ИЗО по обучению детей с особыми образовательными потребностями.»
Методическая разработка
занятий по ИЗО по обучению детей с особыми образовательными потребностями .
подготовила методист МБОУ ДО ДДТ
Бирюкова Е.А.
Данная методическая разработка поможет педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности, которые имеют в своих объединениях детей с особыми образовательными потребностями. Планирование занятияпо обучению детей с особыми образовательными потребностями включает в себя, как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие, предусматривает в ходе занятия смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. В этом педагогу помогают информационные технологии. На занятии использованы здоровьесберегающие технологии (Физкультминутки их несколько, составлены с учетом упражнений для детей с ОВЗ). Возраст детей 7-8 лет. В данной разработке два направления по разным темам это занятие по теме «Осень», а также занятие по изучению подводного мира «Осьминог».Для детей подобраны дифференцированные задания. Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
Педагог проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после педагога.
На занятии применяются следующие коррекционные методы:
-информационные методы (беседа, консультирование).
-практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).
-оценочные методы (поощрение).
Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей развитие наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.
Отличительной особенностью занятий по обучению детей с особыми образовательными потребностями является тот факт, что им доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно-образовательную систему. Занятия имеют большие возможности и являются носителем новых перспектив для социального развития ребенка, что является актуальным процессом во всем мире.
Тема «Осень»
Цели:
учить работать акварелью, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;
воспитывать аккуратность, взаимопомощь, прививать бережное отношение к природе;
учить детей передавать в рисовании методом печатания строение деревьев, окраску осенних листьев;
развивать речь детей посредством сопряженного и отраженного проговаривания речевого материала;
воспитывать любовь к природе, умение замечать её красоту, воспитывать доброжелательность при оценке работ других детей;
устранять психологическое напряжение и создавать положительный настрой средствами изотерапии;
формировать позитивный аффект, связанный с получением удовольствия от самовыражения в рисовании «ладошкой»;
Оборудование: бумага, кисти, акварельные краски, баночка для воды, ваза с осенними листьями;
Демонстрационный материал: макет комнаты зайчика с большим окном, зайчик.
Включается весёлая музыка. Незаметно от детей зайчику наклеивается радостное лицо.
- Зайчику нравятся рисунки.
Зайка доволен и настроение у него изменилось.
V. Рефлексия
Закончите предложение:
На занятии время прошло ……… (быстро)
Мы рисовали …………… (осенние деревья)
Самое интересное задание было ……………. ( )
А теперь покажите какое у вас настроение ( солнышко, тучка, солнышко с тучкой)
Педагог помогает детям с ОВЗ убрать рабочее место.
Игровой момент для использования педагогами в подготовке к занятию по теме: изучение подводного мира «Осьминог»
Оборудование: пособие «Осьминог» со звёздами основных цветов на щупальцах; аудиозапись «Звуки океана»; краски для рисования пальцами (можно взять гуашь + зубная паста); маленькие валики из поролона; затонированный под морское дно лист ватмана; вода для рук, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I часть. «Путешествие на облаке».
Педагог: - Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Закройте глаза и почувствуйте, как ваши ноги удобно устроились в мягких, пушистых облаках… Наши облака перенесут нас на берег моря, где нас ждёт удивительная встреча… Вот мы и на берегу моря… Почувствуйте приятную свежесть морской воды, послушайте крик чаек, шуршание под ногами жёлтого , тёплого песка… Открывайте глазки.
Педагог: - Ребята, сегодня к нам в гости приплыл… Вам интересно – кто ?
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морской житель к нам приплыви! (педагог достаёт игрушку осьминога)
Педагог: - Как вы думаете, кто это? (осьминог). Давайте поздороваемся с ним, улыбнёмся ему и друг другу.
- Хотите с ним познакомиться? Передавайте друг другу осьминога и называйте ему своё имя.
На мольберт прикреплён «осьминог», прикрытый голубой тканью. Дети садятся полукругом напротив мольберта.
- Наш осьминог приплыл не один, а со своими подружками - морскими звёздочками (открывается осьминог на мольберте).Педагог показывает звезды разного цвета – назовите эти цвета (дети называют основные цвета).
- А теперь покажите по очереди, какого цвета сегодня ваше настроение (дети выбирают звёздочку соответствующего цвета и прикрепляют ее к осьминогу).
Релаксация «Звуки океана».
Педагог: - А теперь закройте глаза... Представьте себе морское дно, где живут рыбы, моллюски и другие животные… Море очень богато разными животными, растениями, кораллами… Посмотрите, совсем рядом – семейство осьминогов… На голове у них восемь длинных щупалец… На щупальцах есть маленькие присоски, которыми они захватывают пищу - рыбок, крабов, кальмаров.
- А где ваши ручки - осьминожки? (дети сидя повторяют движения руками за педагогом)
- Путешествуя по морю, осьминог осторожно и поочерёдно передвигает своими щупальцами-пальцами. Вот он встретил другого осьминога, они остановились, сначала притаились, потом улыбнулись друг другу, обнялись и пошли гулять вместе (показ руками).
II часть. Изотерапия.
- А теперь представим и изобразим плавающих в море осьминожек. Согласны?
Педагог маленьким валиком с краской смачивает свою ладонь и отпечатывает «осьминога» на ватмане, поясняя, где голова, щупальца. Глаза и ротик дорисовывает пальчиком. Приглашает обучающихся к работе, при необходимости помогает им. Цвет краски дети выбирают по желанию. Работу детей сопровождает приятная музыка.
Заключение:
- У нас получилось целое семейство осьминогов. Найдите самого весёлого, задумчивого, шаловливого, смешного. Они все разного цвета – у каждого своё настроение. Я думаю, с нашим осьминогом они подружатся так же, как мы дружим с вами! До свидания! (обучающиеся моют и вытирают руки, уходят).