Методическая разработка классного часа по теме "Россия - Родина моя".
Методическая разработка классного часа по теме "Россия - Родина моя".
Данная разработка развивает познавательный интерес у обучающихся к истории своей Родины. Знакомит с государственными символами, формирует чувство гордости за свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа по теме "Россия - Родина моя".»
Методическая разработка классного
часа по теме «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
Берина Инесса Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 97»
г. Новокузнецк
Цели:
- развивать познавательный интерес к истории своей Родины; - дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; Задачи:
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
А. Александров. Государственный гимн Российской Федерации;
Песня «Родина моя» в исполнении Софии Ротару;
презентация на тему «Моя Родина – Россия»;
стихи о Родине (читают подготовленные дети);
компьютер, проектор, экран.
Ход:
Самоопределение к деятельности.
1.1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, послушайте песню «Родина моя» в исполнении С. Ротару и скажите о чем эта песня? (Звучит запись песни «Родина моя»)
- О чём эта песня? (О Родине)
- Как вы думаете, что такое Родина? (моя семья, посёлок, страна, в которой, мы живём, самое прекрасное на свете) - Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
II. Определение темы и цели классного часа.
2.1. - Ребята, назовите тему классного часа.
-Правильно, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире.
- Прочитайте тему урока. (Россия – Родина моя)
- Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного о нашей Родине, о столице государства, познакомитесь с символами нашего государства.
2.2. - Какую цель поставим? (Узнать о нашей Родине, о столице государства, о символах нашего государства)
- Что такое Родина. Давайте послушаем, что нам расскажут ребята.
(Стихотворения сопровождаются слайдами).
Слайд 1. Ученик 1. Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя! Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя! Школа, где твои друзья. Это – Родина твоя!
Ученик 2. Руки матери твоей, Звон дождей, И шум ветвей, И в саду смородина – Это тоже Родина!
2.4. Что такое Родина.
- Правильно, ребята! Молодцы!
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Слайд 2. - Как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация.)
- Россия – самая большая страна на свете.
- Послушаем, что вы знаете о нашей стране?
Ученик 3. Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Ученик 4. Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
- Посмотрите на карту. (Учитель показывает на карте Россию)
- Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Учитель: На свете много разных стран, Но есть одна страна: От белых льдов до тёплых рек Раскинулась она.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Когда на севере почти не бывает лета моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы и моря и реки не замерзают.
- Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это моря, реки и озёра. Коричневый цвет - это горы. Очень красива и богата наша страна.
III. Физминутка.
В нашей стране горы - высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
IV. Сообщение о главном городе нашей страны.
4.1. Москва – столица России.
- А какой самый главный город нашей страны? (город Москва.)
Слайд 3.
- Москва - столица России.
- Ребята, а кто-нибудь знает значение слова столица?
- В толковом словаре С.И. Ожегова даётся такое значение слову.
- Давайте прочитаем:
- Столица - главный город государства, местопребывание правительства.
- Слово столица происходит от древнерусского стол - «престол, трон, место правления князя»
- Ребята, а какое здание находится в самом центре Москвы? (Кремль)
- Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Учитель:
- Кремль представляет собой 20 башен, стены высотой от 5 до 19 м, толщиной от 3 до 7 м и общей протяженностью - 2,5 км, музеи, соборы, сады и другие достопримечательности. В Кремле работает правительство нашей страны.
- Как зовут президента нашей страны? (Владимир Владимирович Путин).
- Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы.
- Ребята, а кто-нибудь знает, значение слова символ?
- Давайте за более точного определения значения этого слова обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
- В толковом словаре Ожегова даётся такое значение слову символ.
- Прочитайте, пожалуйста, со слайда.
Слайд 4.
- Символ – это предмет, служащий условным обозначением какого либо понятия. Например, белый голубь – символ мира.
- А какие символы нашего государства вы знаете? (ответы детей)
- Правильно, ребята, к символам нашего государства относятся - гимн, герб, флаг. Это государственные символы.
5.2. Чтение стихотворений о символах подготовленными учащимися.
Ученик 5. Имеет флаг, и гимн, и герб Российская держава. И, как все символы, они Жизнь нашу отражают.
- Давайте послушаем, что знаете вы о гербе России.
Ученик 6. У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог.
Слайд 5.
5.3. Сообщение о гербе России.
- Герб – это отличительный знак государства, города. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Давайте рассмотрим наш герб.
- Что на нём изображено? (Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Георгий Победоносец - герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
-Где можно увидеть изображение герба? (на флагах, монетах, печатях и других государственных документах) Учитель:
-Ещё одним символом нашего государства является флаг.
- Что вы можете рассказать о флаге?
Слайд 6 – 7.
5.4. Чтение стихов подготовленными учащимися.
Ученик 7. Белый цвет - берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска - солнечный рассвет.
5.5. Сообщение о флаге.
- Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли. Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя». Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.
Белый означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации. - На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?
5.6. Сообщение о гимне.
- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Слайд 8 – 15.
- Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях.
-Гимн – это главная песня в стране. - Ребята, гимн слушают стоя.
- Давайте и мы послушаем гимн.
- Встаньте, пожалуйста.
- Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова - Сергей Владимирович Михалков.
Слайд 16.
VI. Игра «Собери пословицу»
6.1. Пословицы о Родине.
- Наш народ любит Родину.
- О Родине есть много пословиц и поговорок.
Задание в группах:
- Собери пословицу:
Родина - мать
что соловей без песни
Человек без родины
ни сил, ни жизни не жалей
Для Родины своей
умей за неё постоять
Нет в мире краше
Родины нашей
6.2. Проверка работы в группах.
- Объяснение смысла пословиц.
VII. Итог.
6.1. Вопросы по содержанию.
- Назовите государственные символы Российской Федерации.
- Когда в стране отмечают день рождения Государственного флага Российской Федерации.
- Что обозначает красный цвет флага?
- Что обозначает белый цвет флага?
- Что обозначает синий цвет флага?
- Что запомнили о гербе?
6.2. Стихотворение Е. Синицын. «Берегите Россию»
Ученик 8
- Классный час разрешите закончить стихотворением «Берегите Россию». Е. Синицын.