Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа о милосердии»
МБОУ СОШ №1 п. Клетня
Брянской области
Классный час
«Поговорим о милосердии»
Подготовила:
учитель начальных классов
Свиридова О.М.
2018 г.
Тема: « Поговорим о милосердии»
Цели: 1. Познакомить с понятием «милосердие».
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
3. Воспитать стремление помочь окружающим.
4. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
5. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Задачи:
Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции и
создать условия для свободного общения и самовыражения
в процессе мыследеятельности детей на уроке.
Воспитательные: воспитывать свободу мышления, учить свободно, без
боязни выражать свои чувства, эмоции, мысли;
воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему.
Развивающие: развивать воображение, монологическую и диалогическую
устную речь детей;
расширить представления детей о нравственной стороне
окружающей деятельности, развивать умения выражать свои мысли.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный
материал.
Тип : проблемно-диалогический.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
-Ребята, уважаемые гости я очень рада видеть вас. Но не только я рада видеть вас.
-Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко.
-Давайте улыбнёмся ему в ответ. А теперь улыбнитесь друг другу, гостям. Видите как весело , приятно и тепло стало всем нам.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего мероприятия ваше настроение станет ещё лучше.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путь. И хочу предложить вам выбор: по какой дороге пойти.
- Перед вами придорожный камень:
-Прямо пойдём- трудно нам будет, доброту обретём, вежливыми станем.
-Я рада, что вы выбрали дорогу прямую. Несмотря на то, что путь этот нелёгкий, пройдя его мы с вами станем ещё добрее и лучше.
- Ребята в дорогу я предлагаю вам взять волшебные бусины.
-Подходите ко мне и выбирайте понравившуюся бусину (бусины 3 цветов , по цвету бусин деление на группы)
- А теперь, когда вы выбрали бусину, сожмите её в левом кулачке, прижмите к сердечку, закройте глаза, улыбнитесь( обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете.
2. Актуализация заний.
Эпиграф:
Достаётся нам недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
- Сегодня нам предстоит разговор об очень важной проблеме нашей жизни. О какой именно, я думаю, вы скажите сами, просмотрев видеоролик._ Притча «Мальчик и морские звёзды».
- Каким вы увидели мальчика? Какими качествами характера обладает этот ребёнок? (доброта и милосердие)
- Что значит быть милосердным человеком? Какой он милосердный человек? Именно на этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
3. Основная часть.
- Почему то в наше время доброта утратила свою нравственную силу. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Неужели это так? Попробуем разобраться.
- Поговорим о качестве, без которого человек, по моему мнению, не может называться человеком.
- Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, почему стоит многоточие? (мысль незакончена)
- Попробуем дать определение этому понятию к каким источникам мы можем обратиться? (словари)
(Дети работают в группах)
- Произнесите слово МИЛОСЕРДИЕ . Вслушайтесь в это слово.
-Как вы думаете, как оно могло возникнуть?
-Найдите корень в этом слове.
-В этом слове два корня: мир и серд.
- Как вы думаете, что означает это слово? (милое сердце)
- А что значит милое сердце? ( доброе, ласковое, нежное, любящее, заботливое)
- Ребята, часто люди говорят :
«У этого человека доброе сердце»
- О каком человеке так можно сказать?
- Вспомним сказку «Снежная королева» Кто автор этой сказки?
- Кому из героев сказки в сердце попали осколки ледяного зеркала? (Кай)
-Каким он сделался? (злым и жестоким)
-А какие у него были поступки? ( злые и жестокие)
_ Вы хотели бы иметь такое сердце?
- Давайте попробуем растопить ледяное сердце и наполнить его добром.
- У вас на столах лежат маленькие сердечки, напишите на них по одному доброму качеству, которое присуще именно вам. Соберём из ваших сердечек одно большое доброе сердце.
- Часто можно услышать такое высказывание «Милосердие – зеркало души»
- Как вы понимаете эти слова?
-Доброта и милосердие всегда ценились у всех народов и народ сложил много пословиц и поговорок о добре и милосердии.
- Я предлагаю вам поработать в группах и собрать пословицы и поговорки о добре и милосердии.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без обиды.
Живи добрее, будешь всем милее.
- Тема добра нашла своё отражение во многих сказках и произведениях.
4. Физминутка.
- Я предлагаю вам сыграть в игру «Сказка»
- Я буду называть сказочных героев, а вы должны определить добрый он или нет, если добрый хлопайте в ладоши, если нет топайте ногами.
- Вот видите, ребята, добрых героев намного больше.
- Доброта, милосердие, радость и переживание о других создают основу человеческого счастья.
- Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место этого человека. Только тогда вы поймёте, как тяжело нуждающемуся человеку.
Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
- Жизнь всегда даёт нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдёт- по тропе милосердия и помощи нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.
- Ребята, как вы считаете, по какой тропинке легче, а по какой труднее?
Сейчас ребята нашего класса представят вашему вниманию инсценировку небольшой сказки « Сказка о счастье»
- Посмотрите внимательно и подумайте в чём по вашему заключается человеческое счастье.
Сценка «Сказочка о счастье».
- Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в той или иной ситуации, какую выбрать дорогу: милосердия или равнодушия?
- Я предлагаю вам поработать в группах и проанализировать конкретную ситуацию . Подумайте и прокомментируйте как бы вы поступили в этой ситуации или что бы вы посоветовали героям.
Ситуация №1.
По улице шли мальчик и девочка Шёл сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась , уронила клюку в лужу.
- Подожди меня!- крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:
- Это твоя бабушка?
- Нет! Ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
_ Нет.
- Ну, тётя или знакомая?
- Да нет же ответил мальчик. – Это просто старушка.
( По отношению к кому было проявлено милосердие и что надо объяснить девочке?)
Ситуация №2
Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинают с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний. Что можно посоветовать маме и детям?
(По отношению к чему здесь надо проявить милосердие)
Ситуация №3
Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко стидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело.
Чему надо научить этих детей?
- Ребята, мы сегодня много говорили о милосердии, а теперь мне хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе занятия, те, которые вы не смогли произнести вслух легли на бумагу. Я хочу вам предложить творческую работу по группам.
1группа- изобразить милосердие в виде рисунка
2 группа – составить указ о милосердии ко всему живому
3 группа составить свой цветик-семицветик правила доброты. Помните в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» каким было последнее желание девочки Жени. Можно сказать , что она проявила милосердие по отношению к мальчику?
- Молодцы.
- Ребята, о милосердии мы с вами будем часто говорить на уроках литературного чтения и на уроках внеклассного чтения познакомимся с замечательным произведением А . Гайдара. «Тимур и его команда».
-Герои этого произведения творят чудеса, они оказывают помощь престарелым людям, всем кто нуждается в помощи.
-Их называют «Тимуровцами»
- В нашей школе тоже есть такие отряды, которые готовы прийти на помощь всем, кто в ней нуждается. В наше время такие отряды называют волонтёры или добровольцы. И мы с вами тоже не остаёмся в стороне. В нашем классе организован отряд «Дорогой добрых дел».
Мы принимаем активное участие в акции «Чистый лес», делаем пасхальные и рождественские открытки для тяжело больных детей, принимаем участие в акции «Подарок Ветерану». И я не сомневаюсь, что мы ещё с вами совершим очень много добрых дел.
- В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки в море добра. Хорошо, когда доброта живёт в сердце каждого человека и никто не остаётся равнодушным к чужой беде.
Стихотворение
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Если когда то кому то
Поможет улыбка твоя
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
5. Заключение.
- Жизнь дана на добрые дела. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми людьми. И в заключении Я хочу предложить вам игру «Тёплые ладошки»
Потрите ладошки, поделитесь теплом друг с другом. Возьмите тёплыми руками свои бусины, сожмите в кулачок, подумайте о том, что вы возьмёте с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Мы сегодня прошли по нелёгкому пути, но у нас всё получилось.
-Подойдите ко мне с бусинами (нанизываем на ленту)
Посмотрите, какие чудесные бусы получились. Так и мы с вами связаны с другими, но в тоже время кажая бусина существует отдельно. Так и человеку порой хочется побыть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
Посмотрите, как плотно бусины прилегают плотно друг к другу, как-будто они дружны между собой.
Я хочу, чтобы у нас в классе сплочённые и дружеские отношения остались надолго.
В заключении я хотела бы обратиться к словам писателя Максима Горького «Если хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй отнестись к ним внимательно, ласково, бережливо – увидишь, что всё станет лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого…»
- Дайте друг другу свои тёплые ладошки и закончим наш классный час замечательной песней «Дорогою добра» ведь именно эту дорогу мы с вами выбрали в самом начале.(звучит песня)
Наше занятие подошло к концу. На память о нём я хочу подарить вам памятки-советы, которые помогут вам взглянуть на общение с окружающими с другой стороны.
1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(257) "Методическая разработка классного часа на тему «Цветок полыни» или Милосердие по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_klassnogo_chasa_na_temu_tsvetok_polyni_ili_miloserdie_"
["file_id"] => string(6) "572305"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1612514842"
}
}