Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Что такое толерантность?"»
ГБОУ «Ново-Кинерская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», РТ
Воспитатель 1 квалификационной категории
Сабирова Илхамия Талгатовна
Что такое толерантность?
ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями. Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям
ЗАДАЧИ: Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Вступительное слово учителя
- Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей планете. Сегодня мы собрались в нашем классе для того, чтобы стать еще добрее и светлее, радостнее и позитивнее, благороднее и радушнее по отношению друг к другу; мы познакомимся с понятием «толерантность» и сделаем вывод о том, насколько толерантны мы уже сегодня.
Приветствие. - Давайте, поприветствуем друг друга, как это делают представители разных народов: - приложить руку к сердцу (Индия); - сложить руки в молитве и поклониться (Япония); - пожать руку самому себе (Китай); - слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии (Великобритания); - сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии (Германия); - крепкие объятия (славянский обычай); - левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем язык (Тибет); - и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как это делают во всем мире.
По-татарски: - Исэнмесез! «АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ».
Слово учителя.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы. Чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. Вы хотите узнать откуда такое название? мы должны напомнить какими чертами должен владеть человек. Давайте рассмотрим плакат «Черты толерантной личности» 1.Терпение. 2. Доверие. 3.Умение не осуждать других. 4. Умение слушать. 5. Способность к сочувствию. 6. Чувство юмора. 7. Умение владеть собой. 8. Доброжелательность. - Как вы понимаете каждое из этих качеств? - Вы можете себя назвать толерантной личностью?
Толерантный человек должен быть добрым. Где добро там и нет недопонимании и конфликтов.
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней
- Доброта начинается от хороших слов.
- Всем приятно слышать комплименты.
Упражнение «Комплименты»
Участники становятся в круг. Ведущий предлагает придумать комплимент для соседа справа и проговорить его, обращаясь к соседу по имени. Участники проговаривают свои комплименты по очереди.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?
- Что чувствовали, когда услышали комплимент?
Видите каждый из вас принимает то или иное действие по разному. Я хочу вам предложить еще одно упражнение.
Игра «Волшебная рука»
Игра «Пожалуйста».
Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять. Только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны.
Пожалуйста, встаньте.
Будьте добры, поднимите правую руку.
Пожалуйста, поднимите левую руку.
Будьте любезны, сядьте.
Пожалуйста, похлопайте.
Улыбнитесь
Пожалуйста, садитесь!
Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой.
Отправимся в мир сказок.
Ведущий: Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.
Иван царевич
Кощей бессмертный
Золотая рыбка
Дюймовочка
Карабас Барабас
Золушка
Красная шапочка
Гуси-лебеди
Водяной
Баба-Яга
Морозко
Мальвина
Его не раз обманывала вредная старуха, хитрила и издевалась над ним и его маленьким другом, но он был настолько добродушен, что всегда прощал её. И даже ехал с ней и своим другом в вагоне и пел песню, играя на гармошке. Кто это, и из какого мультфильма?
Слайд 1
Ответ: крокодил Гена из мультфильма «Приключения Чебурашки и крокодила Гены».
Слайд 2
Он - серый и лохматый. И всегда гоняется за этим маленьким и проворным зверьком, но никак не может его поймать. А если и ловит, то съесть никак не может. Хотя они непримиримые враги в жизни, но в конце концов они мирятся и всегда оказываются рядом друг с другом. Что это за герой. И из какого он мультфильма?
Слайд 3
Ответ: волк из мультфильма «Ну, погоди!»
Слайд 4
Его всегда одолевают два маленьких юрких и зловредных зверька. Они делают ему мелкие пакости, но в результате получают по заслугам. А он всегда добродушен, терпелив и выдержан, и неизменно говорит одну и ту же фразу. Кто это, и из какого мультфильма?
Ответ: кот Леопольд из мультфильма «Приключения кота Леопольда».
Работа с трудными детьми: Назиль, Айрат, Азалия.
Для того чтобы быть толерантным, надо иметь друзей.
Игра «Кто с кем дружит?
- А теперь перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен? (изображения героев на слайде 5).
1.Добрая Белоснежка и …(семь гномов).
2.Забавный Вини Пух и …(Пятачок).
3.Добрый Малыш и …(Карлсон).
4.Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).
5.Маша и Медведь.
- Кто же такой друг?
(Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст и не подведёт. Друг способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.)
Игра Мы разные, но мы вместе :
Встаньте
- По возрасту:
- 6класс, 5 класс
- По цвету глаз :у кого черные глаза
- По цвету волос: у кого светлые волосы
- По национальности: русские татары
- Кто любит мороженое
- Кто родился зимой
- Кто любит урок
- В имени есть буква «А»
- Чья фамилия заканчивается на «ов»
- поднимите руки, кто любит играть в футбол;
- встаньте те, у кого светлые волосы;
- а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;
- похлопайте те, кто любит рисовать;
- потопайте ножками те, у кого карие глаза;
- скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;
- покачайте головой те, кто любит животных;
- помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Какой же вывод? Мы все разные, но все-таки мы - вместе!
- Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)
- Как вы считаете, каким быть легче – добрым или злым?
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»
Стихи и танец. (Музыкальная пауза)
Ведущий:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить, Дружбу, Любовь.
В своем сердце хранить
Упражнение «Что такое толерантное отношение?» Ситуации:
1.В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому – то достаются приятные клички, кому – то – не очень. Одного из ребят все называют «Рыжим», хотя он несколько раз просил так его не называть. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он же – Рыжий!».
Ваши действия:
станете тоже называть его «толстый», иначе все могут начать смеяться над вами;
будете называть его по имени, вам наплевать на мнение окружающих;
попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.
2.К вам в класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то из мальчиков говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!»
Ваши действии:
тоже не будете с ним дружить, он же «двоечник»;
сначала соглашусь с ребятами, но потом сделаю свои выводы и подружусь с ним;
попробую объяснить всем, что первое впечатление может быть обманчивым.
3.В вашем дворе живет девочка – инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения.
Ваши действия:
откажетесь, зачем вам общаться с инвалидами;
согласитесь, но потом не пойдете, наверняка там будет скучно;
пойдете и приведете с собой сестру (брата, др.)
Я сам однажды видел, что маленький мальчик обижал свою бабушку. Бабушка его просила не садиться в лужу. И чтобы отстоять свое право сидеть в луже, он грубил, капризничал, отбивался от бабушки. Ну, в общем, так ее обижал, что бабушке хотелось плакать.
Школьный анекдот Учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ: - Это, когда мы бьём Ваську, а он терпит. (обсуждение данной ситуации)
- Что же сделал Петушок? - Вот видите так же как и в русских сказках звери борются с врагами, помогают друзьям, защищают слабых, принимают недостатки других. Закрываем глаза и переносимся в другую страну; по пути мы попадаем на остров. На этом острове люди любят танцевать, встречают гостей танцами. Мы не будем нарушать традицию, потанцуем вместе с жителями.
Не забывать, что все люди разные, но все они равны. Не спешить гневаться на людей или осуждать их: надо постараться понять человека, разобраться в конкретном случае. Уважать чувства людей, не оскорблять их.
Взаимодействовать с другими людьми, не подгоняя их к своим представлениям
Не забывать, что все люди разные.
Игра «Волшебная рука» Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.
Упражнение «Дерево толерантности». Дети на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы сделать «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается.
Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Толерантность — это важно, Без нее нам не прожить! И подумать даже страшно, Без терпимости как быть?
Все грубили бы друг другу И терпели унижения! В общем, было бы нам туго, В этом точно нет сомнения!
Доброта души — бессмертна, Мы от злобы «излечимы»: Будьте, люди, милосердны И к другим всегда терпимы!
Мы все разные, все непохожие, Пересуды отбросив расхожие, Встретим дружно мы День толерантности, С пониманием, с долей галантности,
Этот день специфичный и знаковый, Солнце светит для всех одинаково, Звезды всем одинаково светят, На земле каждый счастье пусть встретит!
Все мы живем на планете большой, Будьте терпимыми к вере чужой, К своду обычаев... И никогда Не причиняйте другому вреда!