Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Моё здоровье"»
Урок:
«Моё здоровье»
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 1» г. Поворино
Е.П. Козлёнкова
Цели: сформировать у учащихся правильное представление о здоровье; вызвать у них стремление к сохранению своего здоровья.
Оборудование: динамическая модель дерева «Мое здоровье»; плакат «Правила общения», запрещающие знаки (см. статьи А.Плешакова в журнале «Начальная школа» за 1989,1990гг.); тетради, карандаши.
Ход урока.
Организация учащихся, настрой на работу.
У ч и т е л ь (обращается к сидящим за первым столом, приветствует их и пожимает им руки, улыбается. Учащиеся по цепочке передают приветствие, пожатие, улыбку). Какое пожелание я передала каждому из вас, а вы друг другу? (Ответы учащихся.)
Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.
Сообщение темы и цели урока.
У ч и т е л ь. тема нашего урока – «Мое здоровье». Как вы думаете, что такое здоровье? (Ответы учащихся).
Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете, как вам следует себя вести, чтобы быть действительно здоровыми. Для этого вам нужны карандаши, тетрадь по природоведению и, конечно, ваши знания, умения и желание работать.
Откройте тетради, запишите число и тему урока – «Мое здоровье». В «Уголке настроения» отметьте свое настроение в начале урока.
Учащиеся работают в тетрадях.
- Теперь посмотрите на доску. На доске модель дерева и запишите на нем «Мое здоровье».
Когда я спросила, что такое здоровье, большинство из вас ответили, что здоровый человек ловок, силен, смел, не болеет. Ученые назвали эту часть нашего здоровья физическим. Вы в тетрадях нарисуйте первую веточку дерева и подпишите ее название «Физическое здоровье».
Учащиеся работают в тетрадях.
- На ветке много зеленых листьев. Снимите один из них. ( Ученик снимает листочек с дерева и читает: «Школа Геркулеса».)
Кто такой Геркулес? (Ответы учащихся.)
Давайте познакомимся с некоторыми уроками школы Геркулеса. В этом нам поможет второй листочек. ( Ученик снимает второй листочек и читает: «Закаливание».)
Что такое закаливание? ( Обтирание, обливание, купание.)
Правильно. Но кроме этого к закаливанию относится и снегохождение. (Рассказ ученика о П. Иванове.)
Второй урок в школе Геркулеса посвящен гимнастике, зарядке. Два ученика показывают комплекс упражнений утренней гимнастики для III класса, затем весь класс выполняет физкультминутку.
- Теперь каждый из вас, если, конечно, захочет, может стать учеником школы Геркулеса. На веточке физического здоровья еще много листочков. Ветка крепкая, красивая.
Ученик открывает третий листок. На нем нарисованы два зуба. Один – белый, улыбающийся, другой – красный, плачущий.
- О чем поведал нам этот листок? (Ответы учеников.)
Физическое здоровье включает в себя не только физическое развитие, но и состояние отдельных органов. Наши глаза, зубы, желудок могут быть здоровыми или больными.
У дерева «Моё здоровье» могут быть и другие секреты, посвященные физическому здоровью. А мы с вами нарисуем вторую веточку и подумаем, как она будет называться.
В это время в класс входит девочка и мальчик.
Д е в о ч к а. Почему ты такой сердитый?
М а л ь ч и к. мне все постоянно делают замечания.
Д е в о ч к а. Мне не приятно с тобой разговаривать, когда ты сердитый.
М а л ь ч и к. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Я люблю всех смешить, шутить, а они моих шуток не понимают!
Д е в о ч к а. Как, например?
М а л ь ч и к. Вот вчера вижу: в коридоре Колька упал. Я к нему подошел и весело спросил: «Как прошла посадка?» Он обиделся. Или вот брат двойку в школе получил. Мама его ругает, а я его утешить и спел ему дразнилку. Что тут было!
Д е в о ч к а. Мне кажется, что ты нехорошо поступил. Правда, ребята? (ответы учащихся.)
Правильно тебе сказали, что ты поступил плохо.
М а л ь ч и к. А разве в классе ребята так не поступают? Я слышал много раз, как они обзывают друг друга, не уступают друг другу.
Д е в о ч к а. Надо всем помнить, что доброе слово лечит, а злое калечит. Народ это давно заметил. Наши отрицательные реакции могут вызвать нервное напряжение у других и у самого себя. Это называют стрессом. Коля упал, ушибся, ему плохо, а ты смеешься. Брат получил двойку (он хорошо учится и не ожидал плохой оценки) – это для него стресс.
У ч и т е л ь. Обратите внимание на правила общения, которые записаны на плакате.
Учащиеся читают правила и каждое комментируют.
На плакате записаны следующие правила общения.
Умей владеть собой.
Умей прощать.
Не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.
- Эта веточка на дереве нашего здоровья называется нервно-психическим здоровьем. Запишите это название в тетради. (Учащиеся работают в тетрадях.)
Теперь я предлагаю послушать правила поведения в природе.
Четыре ученика читают правила поведения в природе, размещая на магнитной доске запрещающие знаки по А. Плешакову.
1-й у ч е н и к.
По лесной спешит тропинке
муравьиная семья.
Эй, сандалии, ботинки, пожалейте
муравья!
2-й у ч е н и к.
На пригорке мухомор, мухомор…
А у нас уговор, уговор:
Пусть растет, пусть стоит,
Это только он для нас ядовит.
3-й у ч е н и к.
Колокольчик голубой поклонился
нам с тобой…
Колокольчики-цветы очень вежливы.
А вы?
4-й у ч е н и к.
Шел Сережа по траве,
Бил цветы по голове.
Бил панамкой, бил ладошкой…
Не хотим играть с Сережкой!
У ч и т е л ь. Как вы думаете, какой вопрос я вам приготовила?
Правильно. Почему на уроке, тема которого «Моё здоровье», мы вспомнили правила поведения в природе?
Правильно. Наше доброе отношение к окружающему нас миру природы характеризует наше здоровье. Мы с вами рисуем еще одну веточку и называем ее нравственным здоровьем. (Учащиеся работают в тетрадях.)
А что скажут нам листочки на этой веточке? Да здесь пословица: «В здоровом теле – здоровый дух». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Русский народ давно установил связь между здоровьем физическим и нравственным. Эту пословицу можно прочитать и в обратном порядке. Как? (Ответы учащихся.)
Да, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Недаром говорят, что некоторые болезни Бог посылает нам за наши безнравственные поступки. Нравственное здоровье включает в себя доброе, заботливое отношение в семье. Откроем еще один листок. (Ученик читает: «Любовь к маме».)
Почему маме на нашем дереве здоровья посвящен отдельный листок? (Чем больше любовь к маме, тем радостнее и светлее становиться жизнь.)
Много листочков на веточке нравственного здоровья. Это очень важная веточка нашего здоровья. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. Л. Николаенко и ответьте, почему я предлагаю вам послушать его именно сейчас.
У ч е н и к (читает).
Не стой равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
Был прожит.
Что годы живешь ты не зря!
У ч и т е л ь. Я согласна с вами, что это стихотворение посвящено всей веточке нравственного здоровья.
Вот такое получилось у нас дерево! Много на нем листочков. За урок мы не все успели их открыть. За годы учебы в школе вы сумеете узнать и о других листочках дерева «Мое здоровье».
Теперь вы встаньте и выйдете из-за столов. С помощью движения тела, жестов и мимики представьте крепкое дерево, стремящееся к ласковому солнцу и высокому голубому небу. (Физкультминутка.)
Как настоящее дерево, если оно могучее и крепкое, может противостоять ветрам, морозам и засухам, так и наше здоровье поможет нам пройти через все жизненные невзгоды.
Домашнее задание.
- Нарисуйте в тетрадях на дереве «Мое здоровье» зеленые листочки, назовите их. Можно открыть новые веточки и новые листочки. Цветом или размером можно выделить те составляющие здоровья, которые вам особенно нравятся.
IV. Подведение итогов.
- Всемирная организация здоровья приняла определение здоровья. Запишите его в тетрадях: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». (Учащиеся в тетрадях отмечают, как изменилось их настроение за урок.)
Закройте тетради. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Урок окончен.