Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа на тему: Все профессии нужны, все профессии важны"»
Классный час по профориентации
"Все профессии важны, все профессии нужны"
Актуальность:
Тема актуальна, так как знакомит детей с профессиями, прививает любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству, развивает кругозор, мышление; воспитывает интерес к различным профессиям, уважение к людям труда. Данный классный час и подготовка к нему способствуют формированию исследовательских знаний.
Цель: познакомить с понятием «профессия», создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем. Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире. Формирование уважительного отношения к людям различных профессий и развитие нравственных качеств - трудолюбия, ответственности, добросовестности.
Задачи:
активизировать личное участие в формирование своего будущего;
пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.
Ход занятия
I. Организационный момент
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
II. Основная часть
1. Выяснение темы занятия
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. - Прослушайте отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»
- Разговор у нас с вами пойдет о профессиях.
- Давайте уточним, что же такое профессия? Как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
-Профессия- это название человека, который занимается работой.
- Профессия- это кем ты работаешь.
- Профессия- это важная работа.
Да, действительно, профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь - Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь: Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Итак, дорогие ребята! Будущие врачи и юристы, инженеры и лесничие, учителя и рабочие, космонавты и строители! Не удивляйтесь, что я так к вам обращаюсь. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете самую красивую, модную и удобную одежду, откроете новую звезду.
Но чтобы кем–то стать в жизни, вам надо вырасти, выбрать себе профессию и выучиться.
В мире насчитывается более 50 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. Нелегко разобраться в таком многообразии профессий. Но выбирать вам придется. А чтобы выбрать, нужно знать, какие существуют профессии, чем они интересны. О некоторых профессиях мы говорили на классных часах, о других вы читали сами в книгах. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Важно не ошибиться в выборе профессии. Ведь от этого зависит и материальный достаток, и круг общения, и интересы. Недаром говорят: «Выбирая профессию, человек выбирает себе судьбу».
Сегодня мы обобщим и расширим полученные знания о профессиях. Это - главная цель нашего занятия, которое называется «Все профессии важны, все профессии нужны».
Ученик: Мы растем и день, и ночь,
Чтоб стране родной помочь,
Ведь мечты у нас крылаты,
И дела мечтам под стать.
Как решить один вопрос:
Кем же быть?
Вопрос не прост.
Учитель: Да, вопрос не прост. .
У: А кем мечтаете стать вы?
(ученики читают стихотворение Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”)
Ученик1:
- Скорей бы стать нам взрослыми Совсем, совсем серьёзными! О чём мечтаем мы, о чём?
Ученик 2: - Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: - Я – фоторепортёром!
Ученик 4: - А я… А я – зубным врачом!
Ученик 2:
- Профессии чудесные, земные и небесные! Каких на свете только нет!
Ученик1: - Я буду инженером!
Ученик 2: -Я - милиционером!
Ученик 3: - А я…. Пока ещё секрет!
Ученик 4:
- Когда мы станем взрослыми – Умелыми, серьёзными – То всё нам будет по плечу!
Ученик 3: - Я стану агрономом!
Ученик1: - А я вот астрономом!
Ученик 2: -А я… Я в космос полечу!
Ученик 3:
Товарищи родители! Вот мы растём – строители. А время убыстряет бег… И будущее – с нами,
И славными делами Мы прославим двадцать первый век!
Итак, начинаем говорить о профессиях.
Профессии, которые нужны всегда
Учитель: Есть профессии, которые нужны ежедневно миллионам людей, в том числе и нам с вами. Давайте назовем некоторые из них
(обучающиеся называют: продавец, повар,врач,учитель, почтальон, хлебороб и т.д.)
Ученик:
Добрый повар в колпаке
С поварешкою в руке,
Он готовит на обед –
Кашу, щи и винегрет.
Учитель: Что же по- вашему нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим поваром?
Ответы детей.
Да, профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.
Ученик: Продавец Мы приходим в магазин. В нём обилие витрин. Выбрать нужную покупку Продавец поможет чуткий.
Учитель Быть учителем – призванье. Нужно так детей любить, Чтобы душу и старанье Без остатка им дарить. Быть примером подражанья, Интересно объяснять, Чтоб имели все желанье На уроках отвечать.
Строитель
Точно в срок построит он: Небоскрёб и стадион. Детский садик и больницу, Магазинов вереницу. Даже дом, скажу вам я, Где живет моя семья, (и другие жители) Строили - строители!
Учитель: О людях каких профессий мы вспоминаем чаще всего, если у нас что-то случилось.
-Заболел человек - вызываем (врача).
Ученик: Профессия врача очень ответственная. От его работы зависит наше здоровье и жизнь. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.
Все болезни лечит врач,
Он уколет - ты не плачь.
Веселей смотри вокруг,
Детский врач - ребятам друг.
Учитель: - Как называют детского врача? (Педиатр)
- Зубного врача? (Стоматолог)
-А как называют врача, который лечит животных? (Ветеринар)
- Что вы можете рассказать об этой профессии?
Ученик: Животных лечат ветеринары. Животных лечить гораздо труднее, чем людей, ведь они не могут рассказать о своей болезни. Для этого ветеринару нужны крепкие знания биологии, зоологии, химии.
Я мечтаю вот о чем:
Хорошо бы стать врачом.
Но не детским, а кошачьим.
Детям больно - мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий, он ничей.
Учитель: Продолжите список профессий, обеспечивающих нам ежедневный быт (электрик, дворник, хлебороб…)
- Неполадки в электропроводке – (электрика).
Электрик Вдруг погас в квартире свет. Как нам быть, кто даст совет? Мы электрика зовём. Он приходит сразу в дом. Ремонтирует проводку. Действует умело, чётко. С электричеством, друзья, Быть беспечными нельзя.
Синоптик
Он нам передаёт:
«Осторожно, гололёд!
Снег пойдёт с утра, возможно,
Будьте очень осторожны!
Минус семь, восточный ветер.
Надевайте шубы, дети!
К вечеру – внимание!
Ждём похолодание».
Учитель: Вот, например, шофер - очень распространенная профессия.
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать водителем?
Ученик: Чтобы стать хорошим водителем, недостаточно только хорошо знать правила дорожного движения, необходимо их строго соблюдать. Надо уметь хорошо водить автомобиль, знать его устройство. Настоящий водитель должен быть очень внимательным, ведь он отвечает не только за себя, но и за жизнь пассажиров.
Шофёры Шуршат по дорогам Весёлые шины, Спешат по дорогам Машины, машины… А в кузове - важные, Срочные грузы: Цемент и железо, Изюм и арбузы. Работа шофёров Трудна и сложна, Но как она людям Повсюду нужна!..
Учитель: Как вы считаете, нужны ли специалисты, чтобы люди были красиво одеты?
Ответы детей.
Для того чтобы стать хорошим модельером, нужно обладать и талантом и фантазией, уметь придумывать новые модели одежды, хорошо рисовать, вести математические расчеты и составлять чертежи. Для этого нужно серьезно учиться.
В кухне шторка не нужна,
Нету вида из окна.
Кукле платье я строчу,
Модельером стать хочу.
5. Самые отважные профессии
Учитель: Есть профессии опасные, связанные с риском для жизни: альпинисты, военнослужащие, спасатели. Давайте о них и поговорим. Чем опасна профессия пожарных?
Ученик: Я хочу рассказать о профессии пожарный.
Это опасная профессия. Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове стальная каска. Ведь пожарные идут в огонь. Они бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Профессия пожарного требует бесстрашия, ловкости, самоотверженности, самообладания, быстроты реакции, силы, крепкого здоровья.
он должен уметь быстро потушить пожар, знать, как спасти людей и при этом напрасно не рисковать своей жизнью. На пожарного нужно долго учиться, так как это профессия повышенного риска.
Мы – пожарные
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!
Ученик: А я хочу рассказать о профессии водолаз. Эта профессия серьезная и опасная. Водолазы на большой глубине выполняют подводные работы. Морские и океанические глубины изведаны не более, чем космические, хотя находятся неизмеримо ближе.
Водолаз
Жил да был неустрашимый
Знаменитый Водолаз.
И акулы и дельфины,
Да, акулы и дельфины,
С ним здоровались не раз.
С кем он только не встречался
Под водою голубой,
Потому что погружался,
Потому что погружался
Он в работу
С головой.
Полиция Если вы в беду попали, Телефон 02 набрали. К вам полиция придёт, Всем поможет, всех спасёт.
Пограничник.
Кто, ребята, на границк
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
Летчик Лётчик знает своё дело, В небе водит самолёт. Над землёй летит он смело, Совершая перелёт.
Учитель: А какие качества нужны летчику?(крепкое здоровье, смелость, знание математики, физики)
Какую дату отмечают 12 апреля?
В отряд космонавтов зачисляют крепких, мужественных летчиков.
Новые профессии
Учитель: Жизнь не стоит на месте. Появление новых технологий во всех отраслях и сферах производства требует подготовки высококвалифицированных рабочих. Ежегодно появляется около 50 новых специальностей.
Ученик: Сейчас на рынке труда появились новые, современные профессии: дизайнер, дилер, аудитор, программист, маркетолог.
От вирусов злобных компьютер наш чист,
Программы и файлы спас программист.
Рабочие профессии
Учитель: Но по-прежнему важными и нужными остаются рабочие профессии. Президент страны призывает особое внимание уделять рабочим профессиям - за ними будущее. Современный высококвалифицированный рабочий - человек образованный.
Сталевар Прикрывается рукой Он от огненного жара, И течёт металл рекой По команде сталевара!
Ученик: Сталевар - человек, выплавляющий сталь или железо. Современные машины, строительные конструкции, рабочие инструменты - они все стальные или железобетонные. Сталевары - люди сильные, решительные, волевые, мужественные. Не зря говорят «железный характер», «стальная воля».
Ученик:Литейщики расплавленный металл заливают в специальные формы и дают ему остыть. Этим способом делают много вещей - от сковородок до якорей. Но их главная продукция - детали машин. Литейщики могут изготовить предмет любой формы и размера.
Ученик:Сварщик - одна из ведущих рабочих профессий. «Сшивают» рельсы, трубопроводы, детали машин. Если надо заварить трещину в корпусе судна - сварщик спускается под воду. Квалифицированный сварщик нужен везде, где имеют дело с металлом.
. Профессии наших родителей
Учитель: Каждое утро вы идете в школу, а ваши родители идут на работу. Кем же работают ваши родители?
(Слово родителям)
О профессиях своих родителей вы написали в своих сочинениях (выставка сочинений).
Расскажите о профессиях родителей (2-3 обучающихся рассказывают о профессиях своих родителей).
Инспектор ДПС
Кто дежурит на дороге Целый день и в дождь и в снег? Кто имеет голос строгий, Хоть и добрый человек? Кто мигалку вмиг включит И в погоню храбро мчит? Нарушителя – накажет, Первокласснику – подскажет? Кто же он, друзья мои? Наш инспектор из ДПС
Бухгалтер
Есть бухгалтер в ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!
Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд — только тогда получится настоящий художник.
Однажды, Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут. - Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач - самая главная профессия, потому что он лечит людей. - А я буду строителем - ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы. - Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать - сказала Таня. - Значит главнее повара продавец, если он не продаст продукты, то повар не сможет приготовить обед - подумав, заметил Ваня. - А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты? - Его вылечит врач - уверенно сказал Ваня. - Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня. Загадку разрешила мама, вернувшись с работы. Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что... (ответы детей: они приносят пользу.
Дети исполняют частушки
Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть астрономом.
Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать.
***
Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать.
Этот опыт пригодится –
Я хочу артисткой стать!
***
Если, Петя, ты потом
Будешь депутатом,
То дневник твой может стать
Жутким компроматом!
***
Я решил, что ни к чему
Боксом заниматься –
Стану я зубным врачом,
Все его боятся.
***
Вовка хвалится ребятам,
Что он станет адвокатом.
А пока не адвокат,
Он колотит всех подряд.
***
Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где – и съел!
***
Наконец до десяти-то
Научился я считать.
И теперь судьёй по боксу
Я могу уж точно стать.
***
Стану мастером по стрижке
И Лариске отомщу –
Обстригу аж под мальчишку,
А потом тогда прощу.
***
На гимнастику хожу,
Ем лишь раз в неделю.
По секрету вам скажу:
Стать хочу моделью.
С трактористом я дружу, Помогать ему хожу. Тракторист ведет машину, А я рядышком сижу!
Кем я хочу стать?
Учитель: А кем хотите стать вы? Вы писали сочинение о своей будущей профессии. Расскажите о ней (2-3 обучающихся рассказывают о своей будущей профессии).
Но кем бы вы не решили стать, какую бы профессию не выбрали, главное - вы должны добросовестно трудиться. Людям, каких профессий необходимо трудиться? Ответы детей. (Людям всех профессий)
Учитель: Правильно, конечно, всех.
Пословицы о труде
Учитель: О трудолюбии создано много пословиц и поговорок. Лодырей и лентяев народ никогда не любил.
Игра «Продолжи пословицу»
Армянская пословица гласит:
1.Не откладывай на завтра то, (что можно сделать сегодня).
Финны любят повторять:
Принеси сперва издалека –(близкое всегда взять успеешь).
Русские говорят так: О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.
3.Делали наспех, а сделали (на смех)
4.Где труд, там и счастье.
Умелые руки не знают скуки.
Деревья смотри в плодах, а человека в делах.
Землю красит солнце, а человека труд.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Научился сам - научи другого.
Так каждый народ по-своему говорит об одном и том же. О чем?
Ученики: - Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Любое дело надо выполнять добросовестно.
У: Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают.
Ученик 1:
- Подумайте, что было бы Когда б сказал портной: - Шить платья мне не хочется, Устрою выходной!
Ученик 2:
И все портные в городе За ним ушли домой. Ходили б люди голые
По улице зимой!
Ученик 3:
- Подумайте, что было бы Когда сказал бы врач: - Рвать зубы мне не хочется, Не буду, хоть ты плачь!
Ученик 4:
- Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой.
Ученик 5:
-Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофёр: - Возить людей не хочется, – И выключил мотор.
Ученик 6:
- Троллейбусы, автобусы, Засыпаны снежком. Рабочие на фабрику Ходили бы пешком.
Ученик 7:
- Сказал учитель в школе бы: - Мне в нынешнем году Учить детей не хочется, Я в школу не приду!
Ученик 1:
- Тетради и учебники Валялись бы в пыли, А мы бы неучёными До старости росли.
Ученик 2:
Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда! Но только так не сделает никто и никогда! И люди не откажутся от нужного труда!
Ученик 3:
- Учитель обязательно Придёт наутро в класс. А пекари старательно Хлеб испекут для нас.
Ученик 4:
- Любое дело выполнят, Что им не поручи, Портные и сапожники, Шофёры и врачи!
Ученик 5:
- Мы все семьёю дружною В одной стране живём И каждый честно трудится На месте на своём!
Может ли человек сразу получить профессию? (Нет. Надо сначала учиться.)
Где получают профессию? (В училищах, техникумах, институтах, университетах.)
Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,-
Добросовестно учись!
Ученик: Чтоб уметь все делать ловко,
Нам нужна во всем сноровка.
Нужно многому учиться,
Постараться не лениться.
И тогда хорош финал -
Станешь ты профессионал.
Обобщение
Учитель: Ребята! Я желаю вам в дальнейшем выбрать такую профессию, которая вам будет нравиться, чтобы быть по-настоящему счастливыми, чтобы о вас говорили «У него золотые руки» или «Он на своем месте».
К.Д. Ушинский говорил:
Ученик 1:
Вот закончился, ребята, О профессиях рассказ. Выберете вы когда-то Подходящую для вас.
Ученик 2:
Но не будем торопиться, Можно только помечтать. Надо много всем учиться, Чтоб специалистом стать!
Ученик 3:
Чтоб потом гордились вами, Вашей хваткой трудовой, Чтобы были мастерами Вы в профессии любой!
Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И интересны, и важны. И ты скорее подрастай, Профессией овладевай. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить!
16. Рефлексия
- Было ли полезным для вас занятие?
- Что вам больше всего понравилось?
Ребята, что вы узнали сегодня на нашем занятии?
Полезна ли была для вас наша сегодняшняя беседа? Почему? (Обоснуйте свою точку зрения)
- Если было интересно –поднимите красный квадрат, если вы скучали - желтый квадрат.
- Спасибо за работу!
– И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.
Так какие профессии важны?
Хором
Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь
– Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
(ученики читают стихотворение Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”)
Ученик1:
- Скорей бы стать нам взрослыми Совсем, совсем серьёзными! О чём мечтаем мы, о чём?
Ученик 2: - Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: - Я – фоторепортёром!
Ученик 4: - А я… А я – зубным врачом!
Ученик 2:
- Профессии чудесные, земные и небесные! Каких на свете только нет!
Ученик1: - Я буду инженером!
Ученик 2: -Я - милиционером!
Ученик 3: - А я…. Пока ещё секрет!
Ученик 4:
- Когда мы станем взрослыми – Умелыми, серьёзными – То всё нам будет по плечу!
Ученик 3: - Я стану агрономом!
Ученик1: - А я вот астрономом!
Ученик 2: -А я… Я в космос полечу!
Ученик 3:
Товарищи родители! Вот мы растём – строители. А время убыстряет бег… И будущее – с нами,
И славными делами Мы прославим двадцать первый век!
Сценка
Однажды, Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут. - Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач - самая главная профессия, потому что он лечит людей. - А я буду строителем - ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы. - Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать - сказала Таня. - Значит главнее повара продавец, если он не продаст продукты, то повар не сможет приготовить обед - подумав, заметил Ваня. - А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты? - Его вылечит врач - уверенно сказал Ваня. - Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня. Загадку разрешила мама, вернувшись с работы.
Сценка
Однажды, Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут. - Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач - самая главная профессия, потому что он лечит людей. - А я буду строителем - ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы. - Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать - сказала Таня. - Значит главнее повара продавец, если он не продаст продукты, то повар не сможет приготовить обед - подумав, заметил Ваня. - А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты? - Его вылечит врач - уверенно сказал Ваня. - Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня. Загадку разрешила мама, вернувшись с работы.
Ученик 1:
- Подумайте, что было бы Когда б сказал портной: - Шить платья мне не хочется, Устрою выходной!
Ученик 2:
И все портные в городе За ним ушли домой. Ходили б люди голые
По улице зимой!
Ученик 3:
- Подумайте, что было бы Когда сказал бы врач: - Рвать зубы мне не хочется, Не буду, хоть ты плачь!
Ученик 4:
- Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой.
Ученик 5:
-Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофёр: - Возить людей не хочется, – И выключил мотор.
Ученик 6:
- Троллейбусы, автобусы, Засыпаны снежком. Рабочие на фабрику Ходили бы пешком.
Ученик 7:
- Сказал учитель в школе бы: - Мне в нынешнем году Учить детей не хочется, Я в школу не приду!
Ученик 1:
- Тетради и учебники Валялись бы в пыли, А мы бы неучёными До старости росли.
Ученик 2:
Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда! Но только так не сделает никто и никогда! И люди не откажутся от нужного труда!
Ученик 3:
- Учитель обязательно Придёт наутро в класс. А пекари старательно Хлеб испекут для нас.
Ученик 4:
- Любое дело выполнят, Что им не поручи, Портные и сапожники, Шофёры и врачи!
Ученик 5:
- Мы все семьёю дружною В одной стране живём И каждый честно трудится На месте на своём!