Вступительное слово | Давным–давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы: Что люди могут делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что люди имеют право и на что не имеют? Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах. И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе – Всеобщей декларации прав человека. А есть ли какие-нибудь права у детей? Права у детей конечно же есть. И записаны они в двух главных документах, о которых я вам сейчас расскажу. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | Воспитанники слушают рассказ воспитателя и смотрят слайды презентации Дети высказывают свою точку зрения. |
Введение нового материала | В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую заботу о детях, признать и защищать их права. Со времен принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция как международный документ отличается от Декларации. Декларации являются призывам к народам и государствам соблюдать записанные в них положения, а конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору. А как вы поняли, в чем различие документов – Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка? Таким образом, Декларация – образец-призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения. Как вы думаете, какие права ребенка должны быть записаны в Конвенции? На что ребенок имеет право? Давайте посмотрим, сколько совпадений прав ребенка, записанных вами, с правами, принятыми в Конвенции, у вас получилось. Права человека есть у всех людей. Права человеку никто не дает, он получает их от рождения. Все мы люди и все мы равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8-22 | Воспитанники отвечают на вопрос. Идет обсуждение с воспитателем. |
Закрепление полученных знаний | Игра «Волшебный сундучок» Дети садятся в круг. Дети, сейчас мы с вами поиграем. Перед вами волшебный сундучок. В нем лежат волшебные предметы, символизирующие уже знакомые вам права человека. Каждый из вас по очереди будет доставать из нашего сундучка предмет. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет. (предметы: свидетельство о рождении, сердечко, домик, конверт, букварь, рисунок семьи). Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев. Воспитатель предлагаем детям ответить на вопросы (сопровождается слайдами презентации): Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни? Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права нарушаются? Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права Иванушки она нарушает? Игра «Угадай, какой знак» Воспитатель заранее готовит лист, на котором приведены 2 столбца: в первом столбце – четверостишия о правах ребенка, во втором – знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. Задача ребенка – соединить стрелочками соответствующие четверостишия и знаки. Далее, выполнение задания проверяется на слайде. | Слайд 23, звучит музыка Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29-36 | Дети играют, выполняют задания Дети выполняют задание. |
Заключительная часть | Вы молодцы! И выполненные вами задания еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам человека. Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего занятия. Завершая наше занятие, давайте встанем в круг и выполним следующее: взяв лампадку с горящей свечой, каждый из вас проговорит слова, глядя соседу в глаза: «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя от выполнения домашнего задания». Собеседник кивает головой, благодарит, принимает лампадку из рук соседа и говорит своему соседу «Я уважаю твое право на … и не стану …» (Дети вспоминают права и придумывают окончания). По окончании тренинга, взяв лампадку от детей воспитатель произносит заключительные слова: «Я вас всех люблю, уважаю ваши права и сделаю все возможное, чтобы обеспечить ваши права, в том числе и право на образование. Желаю вам успехов!» | Слайд 37, Звучит спокойная музыка | |