kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия на тему: "Мир деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели:

  1. Сформировать представление о понятии «доброжелательность в учебной деятельности».
  2. Показать значимость доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.

Деятельностная цель:

Составить эталон «Проявление доброжелательности по отношению к другим людям».

Основные структурные элементы урока:

  1. Новое знание, которое открывают для себя ученики: доброжелательность – это качество личности, которое помогает ученику успешно учиться. Доброжелательность по отношению к другим людям проявляется в мыслях, словах, поступках.
  2. Пробное действие: из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»
  3. Фиксация затруднения: «Я не могу обосновать правильность своего ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».
  4. Фиксация причины затруднения: «Я не знаю ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность к другим людям?»».
  5. Формулировка цели: «Узнать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».
  6. Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксировано, что доброжелательность проявляется в мыслях, в словах, в поступках.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему: "Мир деятельности"»

Открытое занятие внеурочной деятельности


по факультативу «Мир деятельности».

Тема: «Личностные качества ученика. Доброжелательность».

Основные цели:

  1. Сформировать представление о понятии «доброжелательность в учебной деятельности».

  2. Показать значимость доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.

Деятельностная цель:

Составить эталон «Проявление доброжелательности по отношению к другим людям».

Основные структурные элементы урока:

  1. Новое знание, которое открывают для себя ученики: доброжелательность – это качество личности, которое помогает ученику успешно учиться. Доброжелательность по отношению к другим людям проявляется в мыслях, словах, поступках.

  2. Пробное действие: из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»

  3. Фиксация затруднения: «Я не могу обосновать правильность своего ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».

  4. Фиксация причины затруднения: «Я не знаю ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность к другим людям?»».

  5. Формулировка цели: «Узнать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».

  6. Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксировано, что доброжелательность проявляется в мыслях, в словах, в поступках.


Оборудование:

1. Демонстрационный материал:

  • Эталоны: «Два основных этапа учебной деятельности», «Активность в учебной деятельности», «Терпение в учебной деятельности», «Честность в учебной деятельности», «Доброжелательность в учебной деятельности», «Правила работы в группе», «Правила работы в паре».

  • Карточки для составления эталонов: «Затруднение», «Причина затруднения».

  • Солнышко с лучиками.

2.Печатный материал:

  • Задание для групповой работы на этапе актуализации знаний.

  • Карточки для пробного действия.

Использование ИКТ.




Ход урока.


УУД, формирующиеся на данном этапе.

  1. Мотивация к учебной деятельности.


- Сегодня урок у нас необычный. К нам на урок пришли замечательные гости. Ребята, поздоровайтесь с гостями!

Давайте за руки возьмёмся -

И мы обнимем шар земной,

Теперь друг другу улыбнёмся,

Но только искренне, с душой.


- Я вас рада приветствовать. Здравствуйте! Садитесь.

- Начинаем наше занятие по курсу «Мир деятельности».

- Девиз нашего занятия такой: «ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, НУЖНО СОВЕРШИТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ».

- Почему я выбрала именно такой девиз занятия? (Наверное, мы будем открывать новые знания). Верно, а значит, мы будем находиться в учебной деятельности, проходя её два этапа. Какие?(«Чего я не знаю?» «Сам найду способ»).

- Ребята, назовите тему предыдущего занятия по курсу «Мир деятельности». («Честность в учебной деятельности»). В течение всей недели вы должны были применять свои знания по этой теме и фиксировать свой результат в «Копилке моих достижений». Откройте учебник на стр. 50. Найдите «Лесенку успеха», посмотрите на лесенку под названием «УМЕЮ». Положите перед собой «Копилку моих достижений», она вам поможет себя оценить. Я вам напомню, что:

- если в течение 5 дней в «Копилке» вы оценивали себя ближе к ромашке, поставьте отметку на нижней ступеньке лесенки. Если вы оценивали себя все дни ближе к розочке – на верхней ступеньке. А если вы оценивали себя примерно на середине шкалы, поставьте отметку на 2-ой ступеньке, а если – выше середины шкалы поставьте отметку на 3-й ступеньке.

Приступили! Учитель следит за правилом посадки за партой.

- Итак, поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке. Кто из вас может рассказать почему? Над чем вам нужно поработать? Молодец! Хвалю тебя за смелость и честность. Работа по данной теме ещё будет продолжаться и у тебя обязательно всё получится.

- Поднимите руку те, кто отметил себя на 2-ой или на 3-й ступеньке? Кто из вас может рассказать почему? Над чем вам ещё надо поработать? Вам нужно тренироваться быть честными по отношению к себе и к окружающим и у вас всё получится.

- Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке? Кто из вас может рассказать почему? Молодцы! Закройте учебники и поставьте их на подставку.

- Посмотрите на доску. О чём на уроках вам напоминает это солнышко? (О том, какими качествами должен обладать ученик, чтобы быть успешным в учёбе.)

- Назовите качества ученика, которые вы уже открыли? (Активность, терпение, честность)

- Поднимите руки те, кто убедился, что эти качества помогают хорошо учиться.

- Молодцы! Назовите качества, над которыми вам ещё надо поработать.

- Личностные качества ученика – терпение, активность, честность помогают вам на уроке при какой работе? (При работе в паре, в группе).



2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.



1). Актуализация эталонов, активности, терпения, честности в учебной деятельности.

- Сейчас вы поработаете в группах. - Давайте вспомним, какие правила работы в группе вы знаете?

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял - переспроси.

- Соблюдайте эти правила во время работы.

Я сейчас раздам каждой группе один из этих 3-х эталонов.. В них пропущены слова. Вам нужно восстановить эталоны, написав ручкой нужные слова. Объединились в группы. Приступили.

- Проверьте свою работу.

- Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Активность»? Когда ученика можно назвать активным? ( Когда он с желанием делает все задания). У вашей группы какой ответ? (спросить у другой группы).

- Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Честность». Ученик должен быть честным по отношению к кому? (К себе, к другим). У вашей группы какой ответ?

- Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Терпение». Когда ученик должен проявлять терпение? (При выполнении работы; по отношению к другим, например, выслушать ответ одноклассника до конца).

- Сегодня на уроке вы узнаете ещё об одном качестве ученика, которое поможет вам соблюдать правила работы в группе и в паре.

- Сейчас вы будете очень внимательно смотреть отрывок из мультфильма, который называется «Просто так». Это поможет вам узнать, о каком качестве ученика мы будем говорить на занятии.


2). Актуализация представлений о доброжелательности. - Те, кто смотрел этот мультфильм полностью, расскажите, что было дальше? (Ослик подарил букет собачке, собачка – медвежонку, медвежонок – белочке. И все становились радостными).

- Как вы думаете, почему они дарили букет друг другу, ведь букет был такой красивый, могли и себе оставить? (Они хотели поднять другим настроение).

- Какими качествами обладают все герои этой истории? (Они добрые, не жадные…)

- Верно. Они желают друг другу добра. Вслушайтесь в эти слова «добро»,«желать». Попробуйте соединить их в одно слово. Какое это качество? (Доброжелательность). Повторите хором. Кто догадался, как называется тема нашего занятия?

Верно!

Мы продолжаем с вами изучать «Личностные качества ученика». И сегодня мы откроем ещё одно качество ученика - Доброжелательность. Расскажите, как мы будем открывать новые знания? (Мы сначала поймём, чего не знаем, а потом сами найдём способ).


3). Задание для пробного действия.


- Что я вам сейчас предложу?

- Я вам сейчас предложу задание для пробного действия.

- Внимательно слушаем. Ответьте на вопрос: «В чём должна проявляться доброжелательность к другим людям? Варианты ответа лежат у вас в конвертах. Откройте конверт и достаньте карточку с тем ответом, который вы считаете верным.На выполнение задания даю 1 минуту. Приступили. Время закончилось.

Поднимите руку те, кто не смог выбрать ни одной карточки? На какой вопрос вы не смогли ответить? (Я не могу ответить на вопрос, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).

- Поднимите руку те, кто выбрал одну карточку. Все результаты выношу на доску. Какие карточки выбрали?

- Поднимите руку те, кто выбрал две карточки. Какие карточки выбрали?

- Поднимите руку те, кто выбрал три карточки. Какие карточки выбрали?

- Что вы видите? (У нас у всех разные ответы). Учитель обводит правильный ответ.

- Кто получил неверный ответ? Что тебе помешало выполнить правильно? (Я не могу ответить верно, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).

- Кто получил верный ответ? Вы можете обосновать правильность своего выбора? (Яне могу обосновать, что сделал правильно).

- Это значит, вы столкнулись с чем? (С затруднением).





3.Выявление места и причины затруднения.


- Итак, какое задание вы выполняли? (Нам надо было выбрать карточки, которые показывают, в чем должна проявляться доброжелательность к другим людям).

Как вы поняли, что у вас затруднение? Посмотрите на эталон, с каких слов мы начинаем свой ответ? (Я не могу…).

- Что вы не можете?

- Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать и найти причину затруднения).

- С каких слов вы начинаете формулировать причину затруднения? (Я не знаю…).

- В чём причина вашего затруднения? Что вы не знаете?

(Мы не знаем, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, в чем должна проявляться доброжелательность к другим людям).

- Давайте уточним тему нашего занятия. (Личностные качества ученика. Доброжелательность.)

5. Реализация построенного проекта.

- Как мы воспринимаем затруднение? (Радуемся ему).

- Порадовались затруднению. Ура, затруднение!

- Давайте вспомним пробное действие. Что нужно было сделать?

1. – Те, кто выбрал карточку «в словах», объясните, почему вы ее выбрали? Ответы детей.

- При какой работе на уроке вам нужно обращаться друг к другу добрыми словами?(в паре или группе)

- Почему вам нужны именно добрые слова? Ответы детей. Хорошо, вы доказали, что доброжелательность должна проявляться в словах.

2. - Те, кто выбрал карточку «в поступках». Объясните, почему вы ее выбрали?Ответы детей.

- Получит ли группа хороший результат, если ученик будет вести себя в группе не по-доброму? (нет )

- Почему? Вы доказали, что доброжелательность должна проявляться в поступках.

3. - Кто выбрал карточку «в мыслях»? Почему? (Если человек думает плохо или желает другому человеку чего-то плохого – он не доброжелательный).

Тот, кто плохо думает, может и сделать плохо.

Значит, доброжелательность проявляется ещё и «в мыслях».

4. - Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Эталон). Какой вывод мы сделаем?Доброжелательность должна проявляться сразу с трех сторон: и в мыслях, и в словах, и в поступках.


- Вы можете утверждать, что справились с затруднением? (Да)

- Как вы можете это доказать? (Мы узнали о доброжелательности в учебе и составили эталон).

- Найдите в учебнике наклейки и приклейте их в эталон на стр. 51.

- На лучике солнца, что напишем? Доброжелательность (сокращённо Д.). Учитель открывает на солнышке лучик со словом «доброжелательность». Раскрасьте лучик жёлтым цветом.

Физкультминутка «Два друга». (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают).
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красные и у меня щёчки красные,
У тебя губки алые и у меня губки алые.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

Итак, новое знание открыли, какой следующий шаг? (Потренироваться, закрепить).

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Во время какой работы вам будет помогать открытый вами эталон? (При работе в паре и группе).

Давайте потренируемся быть доброжелательными, для этого поработаем в паре.

Вспомните правила работы в паре.

1. Работать должны оба.

2. Своё несогласие высказывай вежливо.

3. Один говорит, другой слушает.

4. Если не понял, переспроси.

- Соблюдайте эти правила при работе в парах.

1. Каждая пара должна назвать друг другу по одному доброму слову. В паре слова не должны повторяться. Кто выполнил задание – руки в замочек. Какие слова вы назвали?

2. Вспомнить или придумать жест, который желает добра другим людям.(Воздушный поцелуй, знак «виктория» - победа, всё будет «ок». Какие у вас жесты?

3. Послушайте следующую ситуацию:

«На уроке Игорь и Коля работали в паре. Игорь допустил ошибку. Коля, молча, толкнул соседа в бок»

- Как поступил Коля? (недоброжелательно)

- Чем вы можете это доказать? (Эталоном: Коля недобро поступил).

- Как может поступить Игорь? (Дать сдачи, нагрубить, плохо подумать…).

Сейчас я открою вам секрет: поступки людей, их мысли и слова связаны между собой: как поступит, скажет, подумает один, так ответит и другой.

- Получат ли мальчики хороший результат, если будут недоброжелательны друг к другу? (Нет, так как им будет трудно работать в паре).


- А, если Игорь не станет отвечать плохим, а улыбнется и скажет: «Давай работать дружно!», изменится ли ситуация на положительную? (Да, Коля больше так делать не будет, и они вместе смогут получить результат).

Только хорошим поступком можно исправить плохой. Вы молодцы, что это поняли!

Прежде, чем ответить на плохой поступок, надо остановиться и подумать, хотите ли вы поступить так же плохо?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Пришло время самостоятельной работы. Но сначала проговорите еще раз новое знание по эталону. (Ученик должен быть доброжелательным в словах, в мыслях, в поступках).

- Откройте ваши учебники на стр. 52, найдите задание №1, я вам буду зачитывать ситуации, а вам надо в клеточке поставить «+», если ученик выполнил все правила доброжелательности, и «-», если каких-то правил он не выполнил. Итак, первая ситуация.

Ситуация1: На уроке у Кати перестала писать ручка, и она никак не могла найти запасную. Игорь достал свою и положил рядом с Катей. «Это мне?» - спросила девочка. «Тебе!» - ответил Игорь. А сам подумал: «Ну, ты и Маша-растеряша… »

После выполнения задания оно сразу разбирается с опорой на эталон. В данной ситуации уточняется, что Игорь увидел, что у Кати проблема, он был доброжелательным в словах , в поступках ,но не в мыслях .

- Теперь подумайте над второй ситуацией.

Ситуация2: «На уроке ребята работали в группах. Олегу очень хотелось представить результат работы перед классом. Но группа решила, что защищать их работу пойдет Вика. Олег сказал: «Я согласен!» И подумал при этом: «Желаю Вике успешно представить нашу работу. Я в любой момент могу ей помочь».

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после этого оно проверяется с опорой на эталон. Дети обосновывают, что мальчик был доброжелательным и в словах, и в поступках, и в мыслях.

Учащиеся сравнивают свой ответ с образцом для самопроверки .

- У кого есть ошибки?

- Как вы думаете, почему они появились?

- Если есть ошибки, то около слов «Мой результат» поставьте «?», а если оба ответа правильные, то «+».

- Молодцы!

8. Включение в систему знаний.

1. – Почему доброжелательность важна для людей? (Добрые дела делать приятно; Добро всегда возвращается добром; Получается лучший результат…)

- Кроме уроков, где в жизни вы что-то делаете вместе с другими детьми? (Соревнования в спорте, игры на улице с друзьями…)

- А можно ли быть доброжелательными к себе? (Да)

- Может ли этот эталон пригодиться для общения в семье, в играх с другими ребятами? (Да)

2. Объясните смысл пословицы: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь». (Не надо никому делать плохо. Неприятность может случиться и с тем человеком, который желает или делает плохо другим.

9. Рефлексия деятельности .

- Подведем итог занятия. Какое новое знание вы сегодня открыли?

(Мы открыли новое качество ученика-доброжелательность).

- Расскажите, как вы открыли новое знание? (Мы сначала поняли, чего не знаем, а потом сами открыли новое).

- Как вы записали новое знание, что составили? (Мы составили эталон).

О чём говорит эталон? (Доброжелательным ученик должен быть в мыслях, словах и поступках.)

Закончите предложение: «Я хочу быть доброжелательным, так как…» (Чтобы у всех было хорошее настроение, не было обид, доброжелательные ученики достигают лучшего результата).

Теперь оцените свою работу на «Лесенке успеха». Найдите лесенку со словом«Знаю» на стр. 52.

- Те, кто разобрался, для чего ученику нужно быть доброжелательным, и сам может об этом рассказать своим друзьям, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те ,кто не понял, для чего ученику нужно быть доброжелательным – на нижнюю. А у кого остались небольшие вопросы – на 2-ю или 3-ю ступеньку.

- Поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке? Почему? Хвалю за честность и смелость. Выяснить в чём возникла сложность, и помочь уточнить новое знание.

- Поднимите руку те, кто отметил себя на 2-ой или на 3-й ступеньке? Почему?

- Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке? Почему?

- Молодцы! А сейчас я предлагаю нашим гостям подарить сладкие цветы, которые мы с вами сделали на внеурочной деятельности, «просто так», как в мультфильме. Дети дарят цветы под музыку.


- Занятие закончено. Все встали. Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу. Поблагодарите гостей, за то, что они к нам пришли. Я вас тоже благодарю за работу на уроке. Всем спасибо!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект внеурочного занятия на тему: "Мир деятельности"

Автор: Тимофеева Нелли Павловна

Дата: 09.03.2023

Номер свидетельства: 627205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект внеурочного занятия на тему «Россия — Родина моя»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_na_temu_rossiia_rodina_moia"
    ["file_id"] => string(6) "626026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1676756032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект внеурочного занятия: «Наш общий дом природа»"
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-nash-obshchii-dom-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "276706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452778105"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект внеурочного занятия по курсу «Мир деятельности» по теме "Учусь обобщать""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_po_kursu_mir_deiatelnosti_po_teme_uchus_obobshch"
    ["file_id"] => string(6) "515438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560938600"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект внеклассного занятия на тему: "В мире много сказок""
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_vneklassnogo_zaniatiia_na_temu_v_mire_mnogo_skazok"
    ["file_id"] => string(6) "516782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1563184198"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План-конспект внеурочного занятия по Lego-конструированию "Наш аквариум" "
    ["seo_title"] => string(78) "plan-konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-po-lego-konstruirovaniiu-nash-akvarium"
    ["file_id"] => string(6) "239461"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444801233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства