Конспект внеурочного занятия на тему: "Мир деятельности"
Конспект внеурочного занятия на тему: "Мир деятельности"
Основные цели:
Сформировать представление о понятии «доброжелательность в учебной деятельности».
Показать значимость доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.
Деятельностная цель:
Составить эталон «Проявление доброжелательности по отношению к другим людям».
Основные структурные элементы урока:
Новое знание, которое открывают для себя ученики: доброжелательность – это качество личности, которое помогает ученику успешно учиться. Доброжелательность по отношению к другим людям проявляется в мыслях, словах, поступках.
Пробное действие: из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»
Фиксация затруднения: «Я не могу обосновать правильность своего ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».
Фиксация причины затруднения: «Я не знаю ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность к другим людям?»».
Формулировка цели: «Узнать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».
Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксировано, что доброжелательность проявляется в мыслях, в словах, в поступках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему: "Мир деятельности"»
Открытое занятие внеурочной деятельности
по факультативу «Мир деятельности».
Тема: «Личностные качества ученика. Доброжелательность».
Основные цели:
Сформировать представление о понятии «доброжелательность в учебной деятельности».
Показать значимость доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.
Деятельностная цель:
Составить эталон «Проявление доброжелательности по отношению к другим людям».
Основные структурные элементы урока:
Новое знание, которое открывают для себя ученики: доброжелательность – это качество личности, которое помогает ученику успешно учиться. Доброжелательность по отношению к другим людям проявляется в мыслях, словах, поступках.
Пробное действие: из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»
Фиксация затруднения: «Я не могу обосновать правильность своего ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».
Фиксация причины затруднения: «Я не знаю ответа на вопрос «В чём проявляется доброжелательность к другим людям?»».
Формулировка цели: «Узнать ответ на вопрос «В чём проявляется доброжелательность по отношению к другим людям?»».
Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксировано, что доброжелательность проявляется в мыслях, в словах, в поступках.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал:
Эталоны: «Два основных этапа учебной деятельности», «Активность в учебной деятельности», «Терпение в учебной деятельности», «Честность в учебной деятельности», «Доброжелательность в учебной деятельности», «Правила работы в группе», «Правила работы в паре».
Карточки для составления эталонов: «Затруднение», «Причина затруднения».
Солнышко с лучиками.
2.Печатный материал:
Задание для групповой работы на этапе актуализации знаний.
Карточки для пробного действия.
Использование ИКТ.
Ход урока.
УУД, формирующиеся на данном этапе.
Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня урок у нас необычный. К нам на урок пришли замечательные гости. Ребята, поздоровайтесь с гостями!
Давайте за руки возьмёмся -
И мы обнимем шар земной,
Теперь друг другу улыбнёмся,
Но только искренне, с душой.
- Я вас рада приветствовать. Здравствуйте! Садитесь.
- Начинаем наше занятие по курсу «Мир деятельности».
- Девиз нашего занятия такой: «ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, НУЖНО СОВЕРШИТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ».
- Почему я выбрала именно такой девиз занятия? (Наверное, мы будем открывать новые знания). Верно, а значит, мы будем находиться в учебной деятельности, проходя её два этапа. Какие?(«Чего я не знаю?» «Сам найду способ»).
- Ребята, назовите тему предыдущего занятия по курсу «Мир деятельности». («Честность в учебной деятельности»). В течение всей недели вы должны были применять свои знания по этой теме и фиксировать свой результат в «Копилке моих достижений». Откройте учебник на стр. 50. Найдите «Лесенку успеха», посмотрите на лесенку под названием «УМЕЮ». Положите перед собой «Копилку моих достижений», она вам поможет себя оценить. Я вам напомню, что:
- если в течение 5 дней в «Копилке» вы оценивали себя ближе к ромашке, поставьте отметку на нижней ступеньке лесенки. Если вы оценивали себя все дни ближе к розочке – на верхней ступеньке. А если вы оценивали себя примерно на середине шкалы, поставьте отметку на 2-ой ступеньке, а если – выше середины шкалы поставьте отметку на 3-й ступеньке.
Приступили! Учитель следит за правилом посадки за партой.
- Итак, поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке. Кто из вас может рассказать почему? Над чем вам нужно поработать? Молодец! Хвалю тебя за смелость и честность. Работа по данной теме ещё будет продолжаться и у тебя обязательно всё получится.
- Поднимите руку те, кто отметил себя на 2-ой или на 3-й ступеньке? Кто из вас может рассказать почему? Над чем вам ещё надо поработать? Вам нужно тренироваться быть честными по отношению к себе и к окружающим и у вас всё получится.
- Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке? Кто из вас может рассказать почему? Молодцы! Закройте учебники и поставьте их на подставку.
- Посмотрите на доску. О чём на уроках вам напоминает это солнышко? (О том, какими качествами должен обладать ученик, чтобы быть успешным в учёбе.)
- Назовите качества ученика, которые вы уже открыли? (Активность, терпение, честность)
- Поднимите руки те, кто убедился, что эти качества помогают хорошо учиться.
- Молодцы! Назовите качества, над которыми вам ещё надо поработать.
- Личностные качества ученика – терпение, активность, честность помогают вам на уроке при какой работе? (При работе в паре, в группе).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1). Актуализация эталонов, активности, терпения, честности в учебной деятельности.
- Сейчас вы поработаете в группах. - Давайте вспомним, какие правила работы в группе вы знаете?
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял - переспроси.
- Соблюдайте эти правила во время работы.
Я сейчас раздам каждой группе один из этих 3-х эталонов.. В них пропущены слова. Вам нужно восстановить эталоны, написав ручкой нужные слова. Объединились в группы. Приступили.
- Проверьте свою работу.
- Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Активность»? Когда ученика можно назвать активным? ( Когда он с желанием делает все задания). У вашей группы какой ответ? (спросить у другой группы).
- Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Честность». Ученик должен быть честным по отношению к кому? (К себе, к другим). У вашей группы какой ответ?
- Поднимите руки та группа, у которой был эталон «Терпение». Когда ученик должен проявлять терпение? (При выполнении работы; по отношению к другим, например, выслушать ответ одноклассника до конца).
- Сегодня на уроке вы узнаете ещё об одном качестве ученика, которое поможет вам соблюдать правила работы в группе и в паре.
- Сейчас вы будете очень внимательно смотреть отрывок из мультфильма, который называется «Просто так». Это поможет вам узнать, о каком качестве ученика мы будем говорить на занятии.
2). Актуализация представлений о доброжелательности. - Те, кто смотрел этот мультфильм полностью, расскажите, что было дальше? (Ослик подарил букет собачке, собачка – медвежонку, медвежонок – белочке. И все становились радостными).
- Как вы думаете, почему они дарили букет друг другу, ведь букет был такой красивый, могли и себе оставить? (Они хотели поднять другим настроение).
- Какими качествами обладают все герои этой истории? (Они добрые, не жадные…)
- Верно. Они желают друг другу добра. Вслушайтесь в эти слова «добро»,«желать». Попробуйте соединить их в одно слово. Какое это качество? (Доброжелательность). Повторите хором. Кто догадался, как называется тема нашего занятия?
Верно!
Мы продолжаем с вами изучать «Личностные качества ученика». И сегодня мы откроем ещё одно качество ученика - Доброжелательность. Расскажите, как мы будем открывать новые знания? (Мы сначала поймём, чего не знаем, а потом сами найдём способ).
3). Задание для пробного действия.
- Что я вам сейчас предложу?
- Я вам сейчас предложу задание для пробного действия.
- Внимательно слушаем. Ответьте на вопрос: «В чём должна проявляться доброжелательность к другим людям? Варианты ответа лежат у вас в конвертах. Откройте конверт и достаньте карточку с тем ответом, который вы считаете верным.На выполнение задания даю 1 минуту. Приступили. Время закончилось.
- Поднимите руку те, кто не смог выбрать ни одной карточки? На какой вопрос вы не смогли ответить? (Я не могу ответить на вопрос, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).
- Поднимите руку те, кто выбрал одну карточку. Все результаты выношу на доску. Какие карточки выбрали?
- Поднимите руку те, кто выбрал две карточки. Какие карточки выбрали?
- Поднимите руку те, кто выбрал три карточки. Какие карточки выбрали?
- Что вы видите? (У нас у всех разные ответы). Учитель обводит правильный ответ.
- Кто получил неверный ответ? Что тебе помешало выполнить правильно? (Я не могу ответить верно, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).
- Кто получил верный ответ? Вы можете обосновать правильность своего выбора? (Яне могу обосновать, что сделал правильно).
- Это значит, вы столкнулись с чем? (С затруднением).
3.Выявление места и причины затруднения.
- Итак, какое задание вы выполняли? (Нам надо было выбрать карточки, которые показывают, в чем должна проявляться доброжелательность к другим людям).
- Как вы поняли, что у вас затруднение? Посмотрите на эталон, с каких слов мы начинаем свой ответ? (Я не могу…).
- Что вы не можете?
- Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать и найти причину затруднения).
- С каких слов вы начинаете формулировать причину затруднения? (Я не знаю…).
- В чём причина вашего затруднения? Что вы не знаете?
(Мы не знаем, в чём должна проявляться доброжелательность к другим людям).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, в чем должна проявляться доброжелательность к другим людям).
- Давайте уточним тему нашего занятия. (Личностные качества ученика. Доброжелательность.)
5. Реализация построенного проекта.
- Как мы воспринимаем затруднение? (Радуемся ему).
- Порадовались затруднению. Ура, затруднение!
- Давайте вспомним пробное действие. Что нужно было сделать?
1. – Те, кто выбрал карточку «в словах», объясните, почему вы ее выбрали? Ответы детей.
- При какой работе на уроке вам нужно обращаться друг к другу добрыми словами?(в паре или группе)
- Почему вам нужны именно добрые слова? Ответы детей. Хорошо, вы доказали, что доброжелательность должна проявляться в словах.
2. - Те, кто выбрал карточку «в поступках». Объясните, почему вы ее выбрали?Ответы детей.
- Получит ли группа хороший результат, если ученик будет вести себя в группе не по-доброму? (нет )
- Почему? Вы доказали, что доброжелательность должна проявляться в поступках.
3. - Кто выбрал карточку «в мыслях»? Почему? (Если человек думает плохо или желает другому человеку чего-то плохого – он не доброжелательный).
- Тот, кто плохо думает, может и сделать плохо.
Значит, доброжелательность проявляется ещё и «в мыслях».
4. - Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Эталон). Какой вывод мы сделаем?Доброжелательность должна проявляться сразу с трех сторон: и в мыслях, и в словах, и в поступках.
- Вы можете утверждать, что справились с затруднением? (Да)
- Как вы можете это доказать? (Мы узнали о доброжелательности в учебе и составили эталон).
- Найдите в учебнике наклейки и приклейте их в эталон на стр. 51.
- На лучике солнца, что напишем? Доброжелательность (сокращённо Д.). Учитель открывает на солнышке лучик со словом «доброжелательность». Раскрасьте лучик жёлтым цветом.
Физкультминутка «Два друга». (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают). У тебя нос и у меня нос. У тебя щёчки красные и у меня щёчки красные, У тебя губки алые и у меня губки алые. Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
- Итак, новое знание открыли, какой следующий шаг? (Потренироваться, закрепить).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Во время какой работы вам будет помогать открытый вами эталон? (При работе в паре и группе).
- Давайте потренируемся быть доброжелательными, для этого поработаем в паре.
Вспомните правила работы в паре.
1. Работать должны оба.
2. Своё несогласие высказывай вежливо.
3. Один говорит, другой слушает.
4. Если не понял, переспроси.
- Соблюдайте эти правила при работе в парах.
1. Каждая пара должна назвать друг другу по одному доброму слову. В паре слова не должны повторяться. Кто выполнил задание – руки в замочек. Какие слова вы назвали?
2. Вспомнить или придумать жест, который желает добра другим людям.(Воздушный поцелуй, знак «виктория» - победа, всё будет «ок». Какие у вас жесты?
3. Послушайте следующую ситуацию:
«На уроке Игорь и Коля работали в паре. Игорь допустил ошибку. Коля, молча, толкнул соседа в бок»
- Как поступил Коля? (недоброжелательно)
- Чем вы можете это доказать? (Эталоном: Коля недобро поступил).
- Как может поступить Игорь? (Дать сдачи, нагрубить, плохо подумать…).
- Сейчас я открою вам секрет: поступки людей, их мысли и слова связаны между собой: как поступит, скажет, подумает один, так ответит и другой.
- Получат ли мальчики хороший результат, если будут недоброжелательны друг к другу? (Нет, так как им будет трудно работать в паре).
- А, если Игорь не станет отвечать плохим, а улыбнется и скажет: «Давай работать дружно!», изменится ли ситуация на положительную? (Да, Коля больше так делать не будет, и они вместе смогут получить результат).
- Только хорошим поступком можно исправить плохой. Вы молодцы, что это поняли!
Прежде, чем ответить на плохой поступок, надо остановиться и подумать, хотите ли вы поступить так же плохо?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Пришло время самостоятельной работы. Но сначала проговорите еще раз новое знание по эталону. (Ученик должен быть доброжелательным в словах, в мыслях, в поступках).
- Откройте ваши учебники на стр. 52, найдите задание №1, я вам буду зачитывать ситуации, а вам надо в клеточке поставить «+», если ученик выполнил все правила доброжелательности, и «-», если каких-то правил он не выполнил. Итак, первая ситуация.
Ситуация1: На уроке у Кати перестала писать ручка, и она никак не могла найти запасную. Игорь достал свою и положил рядом с Катей. «Это мне?» - спросила девочка. «Тебе!» - ответил Игорь. А сам подумал: «Ну, ты и Маша-растеряша… »
После выполнения задания оно сразу разбирается с опорой на эталон. В данной ситуации уточняется, что Игорь увидел, что у Кати проблема, он был доброжелательным в словах , в поступках ,но не в мыслях .
- Теперь подумайте над второй ситуацией.
Ситуация2: «На уроке ребята работали в группах. Олегу очень хотелось представить результат работы перед классом. Но группа решила, что защищать их работу пойдет Вика. Олег сказал: «Я согласен!» И подумал при этом: «Желаю Вике успешно представить нашу работу. Я в любой момент могу ей помочь».
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после этого оно проверяется с опорой на эталон. Дети обосновывают, что мальчик был доброжелательным и в словах, и в поступках, и в мыслях.
Учащиеся сравнивают свой ответ с образцом для самопроверки .
- У кого есть ошибки?
- Как вы думаете, почему они появились?
- Если есть ошибки, то около слов «Мой результат» поставьте «?», а если оба ответа правильные, то «+».
- Молодцы!
8. Включение в систему знаний.
1. – Почему доброжелательность важна для людей? (Добрые дела делать приятно; Добро всегда возвращается добром; Получается лучший результат…)
- Кроме уроков, где в жизни вы что-то делаете вместе с другими детьми? (Соревнования в спорте, игры на улице с друзьями…)
- А можно ли быть доброжелательными к себе? (Да)
- Может ли этот эталон пригодиться для общения в семье, в играх с другими ребятами? (Да)
2. Объясните смысл пословицы: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь». (Не надо никому делать плохо. Неприятность может случиться и с тем человеком, который желает или делает плохо другим.
9. Рефлексия деятельности .
- Подведем итог занятия. Какое новое знание вы сегодня открыли?
(Мы открыли новое качество ученика-доброжелательность).
- Расскажите, как вы открыли новое знание? (Мы сначала поняли, чего не знаем, а потом сами открыли новое).
- Как вы записали новое знание, что составили? (Мы составили эталон).
- О чём говорит эталон? (Доброжелательным ученик должен быть в мыслях, словах и поступках.)
- Закончите предложение: «Я хочу быть доброжелательным, так как…» (Чтобы у всех было хорошее настроение, не было обид, доброжелательные ученики достигают лучшего результата).
- Теперь оцените свою работу на «Лесенке успеха». Найдите лесенку со словом«Знаю» на стр. 52.
- Те, кто разобрался, для чего ученику нужно быть доброжелательным, и сам может об этом рассказать своим друзьям, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те ,кто не понял, для чего ученику нужно быть доброжелательным – на нижнюю. А у кого остались небольшие вопросы – на 2-ю или 3-ю ступеньку.
- Поднимите руку те, кто отметил себя на нижней ступеньке? Почему? Хвалю за честность и смелость. Выяснить в чём возникла сложность, и помочь уточнить новое знание.
- Поднимите руку те, кто отметил себя на 2-ой или на 3-й ступеньке? Почему?
- Поднимите руку те, кто отметил себя на верхней ступеньке? Почему?
- Молодцы! А сейчас я предлагаю нашим гостям подарить сладкие цветы, которые мы с вами сделали на внеурочной деятельности, «просто так», как в мультфильме. Дети дарят цветы под музыку.
- Занятие закончено. Все встали. Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу. Поблагодарите гостей, за то, что они к нам пришли. Я вас тоже благодарю за работу на уроке. Всем спасибо!