3. | Основной этап | 35 мин. | - Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу. - А почему вы будете сочувствовать своему другу? - А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Так какая сегодня тема урока? Какие поставим цели? Ребята, сострадание, уважение, милосердие- это все толерантность. Толерантность – это милосердие. Толерантность – это доброта души. Толерантность – это сострадание. Толерантность – это уважение. Толерантность – это дружба. Толерантность – это терпение. Последнее время довольно часто мы слышим эти слова, но что за ними стоит, и проявляем ли мы эти чувства? Китайская притча «Ладная семья» - Послушайте притчу и скажите, зачем нужно быть толерантными? Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. Какой можем сделать вывод? Ребята, так зачем нужно быть толерантными? Какие качества необходимы толерантному человеку? Ребята, а кто из Вас знает, когда мы празднуем день толерантности? Международный день толерантности отмечается 16 ноября. Работа в парах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет: уважение мнения и прав других доброжелательность желание что-либо делать вместе (сотрудничество) уважение человеческого достоинства чуткость, милосердие сострадание, прощение, агрессивность, лживость, предательство принятие другого таким, каким он есть, жестокость, неуважение, нетерпимость, эгоизм, равнодушие, пренебрежения, зависть, унижение, Какой сделаем вывод? - Толерантность. Что это такое? –Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: "Это все земное. То, на чем стоит Планета вся". Толерантность - это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! -Ребята, мы с вами живем на большой планете. И на нашей планете много разных стран, где живут люди с разным цветом кожи, они говорят на разных языках, у каждого народа своя культура – песни, сказки, одежда, привычки, игры и мы должны их уважать. Игра “Приветствие” Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира - сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония; - потереться носами – Новая Зеландия; - пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия; - крепко обняться – Россия; - В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. - Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях. 1 ситуация. На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком? 2 ситуация. Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия? 3 ситуация. Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь? Какой можем сделать вывод? - Мы все с вами любим смотреть мультфильмы, где тоже есть толерантные персонажи. Хотите узнать, кто они? - Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. - Они дружно пели песню, лежа на солнышке. - Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. - Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. - Любовь этой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу. - Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? «На какого сказочного героя я похож» Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим. | - Будем успокаивать, утешать. - Потому что мы друзья. - Да. - сострадании и милосердии. - Что такое толерантность. - слушают притчу, отвечают на вопросы. - Чтобы не было войн, чтобы не было ссор, а всегда был мир и согласие. -Ответы детей: трудолюбивый, вежливый, снисходильным Читает ученик: Агрессия – удел бессильных, Дорога мимо, в никуда, Терпимость ведь не всем под силу, Там мощь характера нужна. Ты улыбнись с утра старушке, Что в транспорте на всех кричит, Ее проблемы – лишь игрушки, Когда ты созидаешь мир. Прими внутри чужое мненье, Свободен каждый выбирать Иди своей дорогой твердо День толерантности справлять. - лепят лепестки на цветок - Что нужно быть толерантным, проявлять уважение и тд. Слушают внимательно стихотворение. - Обыгрывают ситуации. - Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы. Ученик: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря! - Леопольд - Львенок и черепаха - Элли - Волки - Белль - улыбка - Играем в игру | Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Коммуникативные: - слушать собеседника, соблюдать правила общения. - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; -участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата; анализировать и оценивать свою работу. Познавательные: проявлять познавательную инициативу. |