Воспитывать интерес к предмету,стремление к достижению цели, трудолюбие, умение работать в группе, уверенности в своих силах. Развивать справедливость, ответственность, уважение к мнению товарищей. Прививать любовь к математике.
Оборудование: компьютер, проектор,игрушка совы, листы с заданиями, медали победителям, шоколадные медали всем детям.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Ребята, чем эта неделя в нашей школе отличается от других недель?
(Эта неделя в нашей школе объявлена неделей Наук в начальной школе)
1.Учитель. - Второй год мы сребятами занимаемся интереснейшей наукой – логикой, которая развивает и память, и внимание, и мышление, и воображение. Сегодня у нас не совсем обычное занятие, мы не будем заниматься по тетрадям, а будем соревноваться! Наш конкурс знатоков называется «Умники и умницы»! Название выбрано неслучайно. Кто догадался? (так называются рабочие тетради). А символом сегодняшнего конкурса будет… догадайтесь кто! -Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло. (Ответ: Сова)
Показываю игрушку – сову. ( звучит голос совы)
-А как ещё называют в народе сову? Мудрая сова...
А) Мальчик рассказывает о сове:
Сова считалась символом мудрости ещё у древних греков. Это ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами на мышей и других мелких грызунов. Гнездится в брошенных гнёздах, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.
Да... мудрая Сова на то и мудрая, сначала вам загадки свои мудреные загадает, а потом и совет дельный даст. А у нее ума - палата, тем она и богата! А кто первый из команд этот ключ найдёт, да сумеет сундук открыть – мудрости так точно прибавиться, да и клад там найдёт, не сказочный, а настоящий! - Сегодня будем работать группами.
Правила работы в группе:
1.Вести себя спокойно.
2.Не кричать, слушать ответы товарищей.
3.Быть терпеливым, внимательным.
4.Говорить, не перебивая друг друга.
2.Представление команд.
1команд“Знатоки” Девиз:
Задавайте нам вопросы,
Знатоки на всё ответят.
Как на море мы – матросы,
Не страшны нам шторм и ветер.
2команд“Умники” Девиз: Мы умники, а это значит –
Нас ждёт успех и ждёт удача!
Вперёд к победе – наш девиз, А кто слабее – берегись!
3команда“Эрудиты” Девиз: Эрудиты – это ум,
Эрудиты – это мощно.
Не боимся никого,
Мы в победу верим точно!
- А сейчас позвольте мне представить наше жюри, которое будетоценивать вас.
3.Представление жюри.
- Путь в страну Логику будет трудным и долгим, поэтому для начала нужно будет размяться.
4. «Разминка» ( За каждый правильный ответ – 1балл)
1) Два брюшка, четыре ушка(подушка)
2)Дом без окон и дверей, как зелёный сундучок,
В нём шесть кругленьких детей, называется... ( стручок)
3)Стоит Антошка на одной ножке,
Где солнце встанет, туда и глянет. ( подсолнух)
1) Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? Ответ:10 лыжников.
2) Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? Ответ: 12 глаз.
3) Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? Ответ: 3 внука.
5. Конкурс «Зоркие глазки»
-У нашей совушки глазки острые, в темноте хорошо видят. И вам, следя лишь глазами, надо определить, сколько треугольников в данной фигуре. Кто быстрее и правильнее сделает, тот и побеждает. За правильный ответ каждая команда получает по 1 баллу.
Ответ: 9 треугольников. Сколько вы видите прямоугольников? А какое свойство сторон у прямоугольника знаете?
- Молодцы!
6. Конкурс «Логический» - 4 балла
- Мудрая сова хочет узнать, как вы научились решать логические задачки.
1 команда
Кто старше?
Три брата - Ваня, Саша, Коля - учились в разных классах. Ваня был не старше Коли, а Саша – не старше Вани. Назовите имена старшего, среднего и младшего братьев.
Ответ: старший брат – Коля, средний брат – Ваня, младший брат – Саша.
2 команда
У Севы, Димы и Вани по одной собаке: овчарка, пудель, такса. У Севы не овчарка и не пудель. У Димы не пудель. У Вани не овчарка. Объясните, у кого какая собака?
( Ответ: у Севы – такса, у Вани – пудель, у Димы – овчарка)
3 команда
« У Миши, Серёжи и Вовы по одной тетради. Одна тетрадь – тонкая в линейку, другая – толстая в линейку, третья – толстая в клетку. У Миши и Вовы –толстые тетради, у Вовы и Серёжи–тетради в линейку. Объясните, где чья тетрадь. (Ответ: у Вовы – толстая в линейку, у Миши – толстая в клетку, у Серёжи – тонкая в линейку.)
(Результаты запишите в лист достижений )
7. Конкурс «Отгадай ребус»
Каждая команда получает блок, состоящий из трех ребусов. За каждый правильно расшифрованный ребус команды получают по одному баллу. Максимальная оценка данного конкурса – 3 балла.
Ответы: число, один, два. (Приложение 1.)
8. Конкурс «Сумма трёх чисел»(3балла)
Сова любит ловить и считать количество пойманных мышей. Она хочет проверить и вас – умеете ли вы работать так же быстро, как и она.?
-Даны числа: 18,12,25,6,7,14.
1)Какие три числа надо взять, чтобы получить число 55.
2)Какие три числа надо взять, чтобы получить число 45.
( - Результаты фиксируем в листах достижений)
9. Конкурс «Сказочный» (1Балл)
-Мудрая сова хочет проверить, как вы относитесь к сказкам, любите ли читать?
1)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
2) Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40)
3) Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)
( - Результаты фиксируем в листах достижений)
- Молодцы! Впереди вас ждут трудные задания, поэтому нужно немного отдохнуть.
10. «Весёлая перемена» Упражнения на координацию движения.
1. Положите руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Затем поменяйте руки местами. 2.Правой рукой забивайте молотком гвозди, а левой – гладьте утюгом.
-Отправляемся дальше за Мудрой совой.
11. Конкурс «Запоминай - ка»( развитие слуховой памяти)
-В этом конкурсе Мудрая сова хочет проверить вашу память. Внимательно прослушайте один раз текст, а потом ответьте на вопросы.
«Однажды в начале весны Мишу с мамой и папой пригласили в деревню на день рождения дедушки Степана. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка по счёту 8 от конца. Дедушка был рад приезду».
1 команда 1.Как будут называть мальчика, когда он станет взрослым, если его отца зовут Иван? (Михаил Иванович)
2.С какого вокзала семья отправилась в дорогу? ( С Киевского)
2 команда 1.Поезд отправлялся в семь часов? (Нет, в восемь)
2.На какой по счёту остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок? ( на 4)
3 команда 1.У дедушки был праздник? ( День рождения)
2.Дело было зимой? ( Нет, ранней весной)
12.Конкурс «Переставлялки» (2балла)
- Ну и последний рывок! Мудрая сова передала ещё одно письмо, наверняка с заданием. 1команда В слове « ТУФЛЯ» переставили буквы – и получилось слово «ЯУФЛТ». Такая же перестановка была в слове «ГРОЗА». Что получилось?
АОРЗГ АЗОРГ АРОЗГАГОЗР АЗРОГ АГЗРО
2команда В слове «ДУПЛО» переставили буквы – и получилось слово «ДОПЛУ». Такая же перестановка была в слове «ТАЛОН». Что получилось?
ТЛНОА ЛТНАО ТНОАЛ ТЛАОН ТНЛАО ТНЛОА 3команда В слове «ПЕНКА» переставили буквы – и получилось слово «ПАНКЕ». Такая же перестановка была в слове «КАТЕР». Что получилось?
- Итак, приступаем к последнему конкурсу – конкурсу капитанов. От вас, капитаны, сейчас зависит судьба вашей команды. Вам будут заданы вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. 1команда 1.Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (0)
2.На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок? (10)
3.На птичьем дворе петух снёс три яйца, а потом ещё три. Сколько всего яиц снёс петух?
2команда
1.Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (3 минуты). 2.У Петра было 10 овец. Все, кроме девяти, убежали. Сколько овец осталось? (9)
3. Один человек вёз на телеге 5 кг овса, а его сосед – 5 кг пуха. У кого груз был тяжелее? ( Одинаковый – 5кг)
3команда
1.Какое число и какого месяца является последним днём года?
2. Если петух стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1 ноге? (4 кг).
3.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
14.Подведение итогов, награждение победителей. - Уважаемое жюри, какая же команда заслужила право открыть конверт от мудрой совы и узнать, что там находится. Объявите, пожалуйста, результаты сегодняшнего конкурса.
15. Заключение .
- А закончить наше занятие хочется словами:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам , математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку!
-Любите математику! Будьте внимательны к каждому слову, развивайте своё воображение, память, мышление. Математика – наука хитрая и точная.