Методическая разработка по профилактике среди обучающихся в начальной школе
«Конфликт и пути его решения»
Разработали
учителя начальных классов
Гуськова Елена Анатольевна
Колпакова Надежда Юрьевна
Городище - 2017
Внеклассное мероприятие "Конфликт и пути его решения"
Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения, показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
ознакомление учащихся с понятием «конфликт»
Развивающие:
развитие познавательного интереса учащихся;
развитие толерантности
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
запись м/ф “Гадкий утёнок”;
видеоролик «Битва»;
м/ф «Мост»;
рисунки учащихся на доске;
запись песни «Настоящий друг».
Задания для самостоятельной подготовки учащихся:
1. Совместно со взрослыми обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
2. Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других?
3. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
4. Нарисуй рисунок, где бы ты показал, как можно разрешить разногласие или конфликт (например, как это делаешь ты). Рисунок передай учителю.
Ход занятия
I.Организационный момент.
II. Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, мы хотим рассказать вам об одном случае. (Сценка. Ситуацию обыгрывают учащиеся)
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка, конфликт).
- Правильно, произошел конфликт.
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?
(На экране выставляется тема «Конфликт и пути его решения»).
- Я предлагаю вам выполнить следующие действия. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей (Упражнение «Снежинка»).
Возьмите листок бумаги, сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разложите листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите вверх)».
- Почему все снежинки получились разными?
(Каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.)
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений».(Слайд)
- А теперь посмотрим отрывок из м/ф по произведению Г Х Андерсена “Гадкий утёнок” (сцена птичьего двора)
Просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”
- Почему не любили гадкого утенка?
( Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми.)
- Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей.
- Улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию и доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
- Толерантность означает терпение, терпимость.
- Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!
- Сегодня мы постараемся разобраться: почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей .
III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.
1.Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
- Давайте посмотрим видеоролик «Битва»
Просмотр видеоролика «Битва»
-Из-за чего возник конфликт?
- Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
-Главное чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться)
-Первая причина, которую мы сейчас выявили, это – Неумение договориться
(Слайд «Причины возникновения конфликтов: неумение договориться»)
2.Анализ ситуаций.
- А теперь посмотрите следующую ситуацию. (Сценка. Ситуацию обыгрывают учащиеся)
– Вова, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Саша.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Вова и убежал.
А Саша даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
- Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? (из-за неумения слушать)
(На слайде появляется запись «неумение слушать»)
- Как вы считаете, почему возник конфликт в следующей ситуации?
- На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- В чем причина конфликта? (На слайде – «несдержанность»)
3. Вывод. После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:
- неумение договориться,
- неумение слушать;
- несдержанность;
На один и тот же предмет мы смотрим по- разному, т.е. наши мнения могут
не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты.
IV. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)
4. Просмотр мультфильма.
- Во многих сказках и стихах мы часто сталкиваемся с возникновением ссор и конфликтов.
- Мы предлагаем вашему вниманию анимационный фильм «Мост» (просмотр мультфильма, сделать паузу, когда енот и заяц встретились на середине моста)
- Можно ли назвать случай с героями мультфильма конфликтной ситуацией?
- Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство.
- Мультфильм не закончен. Ситуация повторяется с енотом и зайцем. Как бы вы поступили в данной ситуации. Что вы им посоветуете? (просмотр окончания мультфильма)
- Из любой конфликтной ситуации есть выход.
- Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке? (Слайд).
- Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
- Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко.
- Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
Давайте рассмотрим способы разрешения конфликтов.
Для этого я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы, слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие отрицательные. (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять). Слайд
- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? Давайте найдем основные пути выхода из конфликтной ситуации. (Юмор, уступка)
6. Анализ ситуаций. (Слайд)
Чтобы выяснить это, рассмотрим 2 ситуации.
1)
- Рассмотрите 1- й рисунок, кого вы видите на рисунке? (Приложение 1)
А что показано на втором рисунке?
Что изображено на 3-м рисунке?
Что мы видим на 4-м рисунке?
Прокомментируйте 5 и 6 рисунки.
какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?
- Они сумели договориться? Уступили друг другу? (Слайд №8)
- Тот, кто не боится идти на уступку, чаще выходит из конфликта.
2)
- А теперь вторая ситуация. (Инсценировка рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка». Ситуацию обыгрывают дети))
Саша очень любил дразнить свою сестренку.
Ляля обижалась и плакала.
- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что
из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.
- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.
- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.
- Какой совет дал папа Ляле?
- Помог ли папин совет девочке?
- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации? (С помощью юмора)
И напоследок, ребята я хочу рассказать вам историю про одного мальчика.
Однажды один мальчик шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слёзы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали всё меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. “Повезло какой-нибудь собаке”, - подумал мальчик и пошёл дальше.
- Как мальчик избавился от своей обиды и злости? Представьте, что обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух. Обязательно улыбнуться.
V. Рефлексия.
- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?
( Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы)
- Что такое конфликты?
- Из-за чего происходят конфликты? (Главное – из-за неумения общаться, слушать, договариваться).
- Какие пути выхода из конфликтной ситуации мы с вами рассмотрели.
Так как вы думаете, все-таки, можно жить без конфликтов?
- Ребята, предлагаем вам объединиться в группы для составления синквейна на тему «Конфликт».
(Каждая группа зачитывает свою работу)
- Предоставляю вам слово, ребята. (Чтение стихов)
1. Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссоры
Из любого спора. (В.Орлов)
2.Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою!
3.Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо! (Ю.Энтин)
4.Поссорились чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются,
Скоро на кухне, на полке,
Будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно-
Это очень, поверь, опасно!
- Исполнение песни «Дружба крепкая»
- А мы желаем всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным
- Нам сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо. Надеюсь, вы не будете ни с кем конфликтовать.
Анализ эффективности профилактического занятия
Целенаправленность.
Мероприятие «Конфликт и пути его решения» имеет психологическую направленность (вопросы психологии межличностного общения). Реализация целей мероприятия предполагает развитие коммуникативных и социальных навыков учащихся, навыков самоанализа и саморегуляции, овладение новыми способами поведения, расширение кругозора детей. Следовательно, мероприятие соответствует общей цели современного воспитания – формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Цель мероприятия сообщается учащимся в начале классного часа после того, как учащиеся на основе показанной инсценировки определят тему предстоящего разговора.
При выборе темы мероприятия и постановке цели учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Для учащихся начальных классов в целом характерен интерес к проблемам человеческого общения, поэтому данное мероприятие актуально для школьников этого возраста.
II. Эффективность мероприятия
Как уже было отмечено, выбранная для мероприятия тема актуальна для учащихся в силу их возрастных особенностей. Для учащихся начальной школы особенно значимыми являются вопросы успешного общения и поведения в социуме. В этом возрасте случаются конфликты с одноклассниками. Кроме того, учащиеся активно готовятся к скорому вступлению в жизнь студента старшей школы, которая немыслима без решения разного рода противоречий.
При разработке мероприятия у нас было стремление сделать содержание беседы доступным и увлекательным для учащихся. Это достигалось за счёт простоты языка, подбора интересных проблемных ситуаций и примеров, установления связей с жизненным опытом учащихся. Для формирования целостных представлений были подготовлены для использования наглядные средства (презентация, видеофрагменты, вызывающие соответствующие им чувственные выражения). Большая часть информации вызовет живой интерес (в особенности стратегии поведения в ситуации конфликта) у учащихся. Они сразу могут постараться применить их к своему поведению в жизни. В целом содержание мероприятия воспитывает толерантность, стремление понимать других людей, осознавать многообразие взглядов на различные ситуации.
III. Методика проведения
Для проведения мероприятия «Конфликт и пути его решения» была выбрана форма беседы. В соответствии с выбранной формой мероприятия использовались такие методы и приёмы как подбор ассоциаций, игра-практикум, дискуссия.
Активность и интерес участников в ходе мероприятия поддерживаются благодаря следующим средствам активизации внимания: формулирование вопросов по содержанию беседы; обсуждение проблемных ситуаций, побуждающих к размышлению; чтение и обсуждение притчи; просмотр видеоролика и мультфильмов.
К подготовке мероприятия привлекаются обучающиеся и их родители. Совместно со взрослыми детям предлагается обсудить, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнать у родителей, в библиотеке, что такое конфликт. Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие? Придумать вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Записать эти правила (оформить на отдельном листе). Показать с помощью рисунка, как можно разрешить разногласие или конфликт. Мероприятие проводят учителя совместно с обучающимися. Все дети принимали активное участие в подготовке к данному мероприятию. В подготовительный период удалось заинтересовать учащихся, вызвать у них понимание необходимости и значимости предстоящего классного часа. В целом подготовка мероприятия оказала стимулирующее воздействие на сплочение коллектива учащихся.
Список источников информации
Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. – М.: Народное образование. 1995
Бродаль Х. Девять ступеней вниз, или Ссоры – конфликты – войны// Знание – сила, 1991. №11