Классный час в 3 классе
Тема: Золотая пора.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
2. Научить отличать признаки осени.
3. Воспитывать любовь к природе края, животным и птицам; любовь к прекрасному.
4. Развитие общеучебных умений.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Посмотрите на иллюстрации. Какое время года изображено? По каким признакам вы догадались?
-Действительно, сегодня на классном часе мы будем говорить об осени
2.Совместное открытие новых знаний.
- Сколько месяцев у осени? (Три) Назовите.
- Угадайте, о каком месяце говорится и соотнесите иллюстрацию с названием месяца.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришёл?/сентябрьСентябрь – первый осенний месяц, румянец осени. В старину его называли
златоцвет, листопадник, ревун.
- Как вы думаете, почему? (Листья на деревьях меняют окраску, листопад, часто идут дожди)
- Ушёл сентябрь, а вслед за ним пришёл… Угадайте, о каком месяце осени говорится…
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? /октябрь В старину называли Октябрь - грязник, ветродуй, листобой.
Действительно, октябрь – хмурый, мокрый.
Ну а вслед за ноябрём что за месяц приходит, угадайте.
Поле чёрно-белым стало
Падает то дождь, то снег,
Льдом покрыты воды рек,
Мёрзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц, подскажи? /ноябрь/ / Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. В старину его называли
Ноябрь - полузимник.
-Почему?
Мы рассмотрели, как меняется природа с приходом осени, а почему так происходит, мы узнаем, если вспомним приметы осени.
Поиграем в игру «Да или нет»
Дайте правильный ответ. (Дети отвечают хором)
- Осенью расцветают цветы? ( нет)
- Осенью растут грибы? (да)
-Тучки солнце закрывают? (да)
-Колючий ветер прилетает? (да)
-Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
-А букашки прилетают? (нет)
- Звери норки закрывают? (да)
- Урожай все собирают? (да)
-Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
-Достаём ли сапоги? (да)
-Солнце светит очень жарко? (нет)
- Можно детям загорать? (нет)
-Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (да)
Итак, как изменилась погода с приходом осени? ( Стало холоднее)
Похолодание меняет жизнь растениям. Многие из них, рассеяв семена, погибают. У деревьев начинают опадать листья. Как называется эта пора? (Листопад)
- Все ли деревья меняют цвет листьев? (нет)
- Какие деревья осенью остаются зелёными? ( хвойные)
Практическая работа.
-Раскрась осенние листья в нужный цвет.
- Как похолодание отражается на жизни зверей и птиц? (Звери готовят запасы на зиму, птицы готовятся к отлёту в тёплые края)
Осенью в лесу можно увидеть много интересного. Вот послушайте стихи об этом.
Белка щёлкает орешки
На дубу без всякой спешки.
Чистит дюжину за час,
Будет на зиму запас.
Белка спряталась в дупло.
В нём и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Под корягою в берлоге
Спит медведь, как в тёплом доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
Зёрен хочется синице, но в кормушке есть боится.
«Будь смелей, не робей!» -
Приглашает воробей.
Под берёзой на пригорке
Серый ёж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
- Чем заняты осенью люди?. (Убирают урожай)
Действительно, осень –пора сбора урожая. Какие овощи убирают осенью?
Отгадайте загадки:
1. Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок. ( капуста)
Круглая, рассыпчатая, белая.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная….(картошка)
Красный нос в землю врос
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
- Какую пользу приносят овощи и фрукты организму чаловека?
Вывод: Овощи и фрукты – полезные продукты.
3. Обобщение
О каком времени мы сегодня говорили? ( Об осени)
- Вся ли осень одинакова? (Есть ранняя осень и поздняя)
Если раннюю осень называют золотой, то позднюю – серебряной. Почему?
Многие поэты посвятили осени свои произведения.
Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённый седой зимы угрозы.
Коллективная работа
На листе бумаги изобразите волшебное многоцветье осени.
3. Итог.
- Что радует и удивляет осенью? Что огорчает?
- Осень-это хорошо или плохо? Что плохо? Что хор