– Чем эти продукты полезны и чем вредны? (Ответы детей.)
– Действительно, в полезных продуктах есть витамины и минералы.
Дидактическая игра «Ты, катись, весёлый мяч».
Дети стоят по кругу, передают друг другу мяч, проговаривая стихотворные строки:
Катится мяч,
Крутится мяч,
Его несложно поймать!
Но сможешь ли ты
Дать ответ на вопрос-
Вот что хотим мы знать!
Игроки, в руках которых мяч оказывается на концовке стихотворения, отвечают на вопросы:
1. Как вы понимаете смысл выражения «Овощи и фрукты - кладовая здоровья»?
2. Для чего человеку нужна пища? (С пищей поступают в организм необходимые питательные вещества).
3. Чем полезны овощи и фрукты?
4. Зачем человеку витамины?
III. Работа по теме.
- Мы сегодня с вами и ответим на этот вопрос. Узнаем, что знаете о витаминах, узнаем новое о них и попробуем создать лэпбук «Витаминная азбука».
-Будем работать в группах и каждая группа –это определённый витамин. (Дети вытягивают карточки с буквами А, В, С, D, E)
- Свое название витамины получили от латинского слова «вита» - жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека.
-Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть свое имя. Витамины обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, E, F и др.
-Как вы думаете, к чему приводит недостаток витаминов? (За правильный ответ «фишка-витаминка»).
-Действительно, витамины играют важную роль в питании детей. Но в организме человека витамины почти не вырабатываются. Они поступают вместе с пищей и нужны нам в ничтожно малых дозах, в мг. Несмотря на это витамины оказывают сильное воздействие на организм человека. Содержание витаминов в продуктах различное. Больше всего витаминов содержат растения.
А вот отсутствие витаминов в организме человека приводит к серьёзным нарушениям, болезням (авитаминоз).
Витамины тесно связаны с процессами роста и развития организма, повышают сопротивляемость болезням.
- Давайте послушаем подготовленные рассказы детей из каждой группы о витаминах. Будьте внимательно, полученные знания вам будут нужны для создания лэпбуков.
1-й ученик. Витамин А (ретинол) -это витамин роста. Ещё он помогает сохранить зрение. Содержится в молоке, моркови, зелёном луке.
Витамин А (работа по слайду презентации, читает учитель)
Посмотрите на меня, я – витамин А. Если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов - вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной? (Нужно есть продукты, содержащие витамин А).
2-й ученик.Витамины группы В важны для деятельности мозга. Они есть в чёрном хлебе, крупах, бобовых, мясе, молочных продуктах.
Витамин В (работа по слайду презентации)
Если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, чтобы не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?
3-й ученик. Витамин С делает организм стойким к различным болезням. Он есть в чесноке, капусте, луке, во всех фруктах, ягодах.
Витамин С (работа по слайду презентации)
Я самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я рад вам помочь защититься от простудных заболеваний. Где вы меня можете найти?
4-й ученик. Витамин D сохраняет зубы крепкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге, сыре, в рыбьем жире. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин D, поэтому его часто называют «солнечным витамином».
Витамин Д (работа по слайду презентации)
Я, редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов. Без меня вы очень медленно растете. А с моей помощью, вы сможете быстрее вырасти. Со мной еще вы можете встретиться летом под солнышком.
Сливочное масло, сырой яичный желток, печень трески и других рыб, икра,сыр и творог, грибы, петрушка, крапива.
Витамин Д:
«Д» – полезный витамин,
Вам, друзья, необходим!
Кто морскую рыбу ест,
Тот силён, как Геркулес!
Если рыбий жир полюбишь,
Силачом тогда ты будешь.
Есть в сметане и в яйце,
В масле, сыре, молоке.
5-й ученик. При недостатке витамина Е наблюдается мышечная слабость, вялость. Он содержится в зелёной части растений, салате, капусте, зелёном горошке, печени, яйцах, грудном молоке.
Витамин Е (работа по слайду презентации)
Я очень редкий витамин. Чтобы ваше сердце было здорово – дружите со мной!
Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты.
V. Работа в группах. Представление лэпбуков.
А теперь задание каждой группе. Вам надо нарисовать продукты, где содержится указанный витамин. Придумайте загадки, подберите ребусы, кроссворды, рисунки.
Оформите коллективно лэпбук «Витаминная азбука» и приготовьтесь его представить. (Команды получают «витаминки» за интересные ответы).
VI. Подведение итогов
Конкурс «Загадки с грядки» (Если команда не угадывает, о каком полезном растении идет речь, то ей помогает другая).
Отгадайте загадки и скажите, какой витамин содержится в этих продуктах?
Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Чёрная смородина, витамин С)
Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картофель, витамин В)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая. (Морковь, витамин А)
Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко, витамин Д)
Может разбиться, Может и вариться, Если хочешь — в птицу может превратиться. (Яйцо, витамин Е)
Молодцы! Все фрукты и овощи, которые вы называли, содержат витамины. Без них не будет хорошего здоровья.
Чтобы избежать авитаминоза, надо каждый день съедать 5 порций различных овощей и фруктов. Одной порцией считается яблоко или апельсин, чашка мелких ягод (малина, виноград и др.), стакан сока, тарелка салата. Но витамины в пище нужно уметь сохранять. Прочитайте эти советы на карточках, которые лежат на ваших столах.
Чтобы сохранить витамины:
• овощи нужно чистить непосредственно перед варкой или едой;
• нельзя оставлять овощи на ночь в воде - витамины уходят в воду;
• надо варить овощи под закрытой крышкой - могут разрушиться от кислорода воздуха;
• кастрюли должны быть эмалированные или из термостойкого стекла.
- Подсчитайте свои «фишки-витаминки».
VII. Рефлексия
- Давайте поделимся своими впечатлениями. Дополните предложения:
1. Витамины – это…
2. Я буду обязательно…
3. Дома я расскажу о…
- Я желаю вам крепкого здоровья, выполнять правила здорового питания и всегда быть в хорошем настроении.
- Оцените своё настроение на нашем занятии.
Возьмите карандаш зеленого, жёлтого или красного цветов и закрасьте яблоки, лежащие у вас на партах.
Зеленый: Я работал с желанием, был уверен в себе.
Желтый: Я работал с желанием, но чувствовал какое-то неудобство, волнение, тем не менее, мне было интересно.
Красный: Я работал без желания, боялся отвечать и выполнять работу.