Мероприятие направлено на формирование нравственных качеств, умение дружить и дорожить дружбой; развивать творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания; способствовать укреплению здоровья детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, сегодня вам предлагаю очень интересную, нужную и серьезную тему для разговора. Посмотрите, вы сидите за партой не так, как обычно, а каждый со своим другом. Так вы догадались, о чем мы сегодня поговорим?
3. Сообщение темы.
- Правильно. Говорить мы будем о дружбе. Ведь не даром говорят: «В дружбе – сила!».
А работать мы будем по такому плану.
На слайде высвечивается план работы. (Слайд 3)
4. Ожидание
- Чего вы ждете от сегодняшнего разговора? Что нового хотите узнать?
- Я хочу узнать, понять, что такое дружба.
- Хочу узнать, кого можно называть другом.
- Кто может быть настоящим другом?
- Мне интересно знать, какими качествами должен обладать настоящий друг?
ІІІ. Коллективное обсуждение
1. Чтение высказываний.(Слайд 4)* Самовнушение через настрой
Как жизнь хороша,
Если много друзей, -
Без друга приходится туго!
Надо уметь среди многих друзей
Найти настоящего друга.
Дружба – это ценное богатство.
«Никогда счастье не ставило человека на такую высоту,
чтобы он не нуждался в друге»
Сенека
«Дружба – самое необходимое для жизни»
Аристотель
2. Инсценировка
- Ответить на вопрос, кого мы можем назвать настоящим другом, поможет инсценировка.
Дети инсценируют рассказ В. Осеевой «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
- Завтрак потерял.
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда еще далеко!
- А ты его где потерял? – спросил Миша.
- Не знаю, - тихо ответил Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а нужно в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
- Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем?
- Почему?
3. Игра «Волшебные очки»* Положительные эмоции
- Хорошо, когда есть товарищи, друзья, приятели. Я хочу предложить вам игру «Волшебные очки». Сквозь них видно только хорошее. Передавая очки из рук в руки, расскажите, что хорошего вы видите в своем друге?
Дети, передавая друг другу очки, называют хорошие качества своих друзей:
4. Монолог* Целенаправленное переключение внимания
- Найти себе друга по душе бывает очень трудно, а сохранить дружбу – еще сложнее. Давайте поговорим об этом.
Дети высказывают свое мнение. Потом декламируют.
Что такое дружба, каждый знает, -
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Дружба – в радости, и дружба – в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг – не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
5. Составление ассоциативного куста. * Развитие умений концентрировать внимание
(свободное общение, концентрация внимания,
подражание, живой пример мысли)
- Закройте глаза и мысленно произнесите слово дружба. Какие ассоциации у вас возникли?
Дружба доверие
правда
доброта
Взаимопонимание
преданность
уважение
прямота
радость
честность
сопереживание
чуткость
симпатия
- Как пахнет дружба? Ваши ощущения?
- С какой погодой можно сравнить дружбу?
- Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать дружбу?
- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
Физкультминутка * Снятие зрительного напряжения
Звучит тихая спокойная музыка.
- Закройте глаза. Представьте белый лист бумаги. Мысленно раскрасьте его синим цветом (зрение, слух). Затем – зеленым (сердечнососудистая система). А теперь – желтым (желудочно-кишечный тракт). Сейчас раскрасьте ваш лист тем цветом, какой вам больше всего нравится.
На жетонах дети пишут начальную букву того цвета, какой им больше всего нравится. Это сигнал – что волнует ребенка, что он чувствует.
6. Клумба «Дружба» (Слайд 5)
У детей на партах лепестки разного цвета, которые соответствуют разным чертам характера друга.
- Выберите 4 основных, по вашему мнению, качества, которые вы цените в своем друге.Посмотрите на опору. Каждая черта характера соответствует определенному цвету. Составьте из лепестков цветок. Потом этими цветами мы украсим нашу клумбу «Дружба» и посмотрим, какие же качества вы больше всего цените в своих друзьях.
Звучит песня о дружбе. Дети выполняют задание и прикрепляют свои цветы магнитами на доску.
- Посмотрите, как расцвела наша клумба, какой красочной она стала! Так какие же качества вы больше всего цените друг в друге?
- Проанализируйте, что у нас вышло.
- Сделайте выводы.
Обсуждение результата работы.
- Как вы считаете, легко ли быть другом?
- Нет, трудно, т.к. самому нужно быть хорошим человеком, а это всегда трудно.
- Обратите внимание на одно важное правило (Слайд 6)
Хочешь иметь друга – будь им.
- Это очень мудрые и справедливые слова. Потрудись душой для рядом находящегося человека, умей воспринимать его радости и горести, как свои собственные, подумай о том, как сделать его счастливым, не пожалей для этого ни сил, ни времени.
Звучат фрагменты песен. Дети узнают их, называют, подпевают.
Песни: «Улыбка», «Мир похож на цветной луг», «Если с другом вышел в путь», «Песня о дружбе», «У друзей нет выходных»)
- Итак, человеку нужен друг. И не только в беде, но и в радости тоже. Недаром говорят: «Разделенное горе – в половину меньше, а разделенная радость – вдвое больше».
8. Игра «я – тебе, ты – мне» (Слайд 9)
- О дружбе размышляли во все времена. Письменно и устно. Излагали свои мысли писатели и поэты, ученые и простые люди. На уроках мы выучили много пословиц и поговорок о дружбе. А игра «Ты – мне, я – тебе» поможет нам их вспомнить.
Один ученик говорит начало пословицы, другой – её заканчивает.
Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей)
Дружба и братство – дороже … (богатства)
Друга нет – ищи, а нашел - … (береги)
Друг познается … (в беде)
Старый друг лучше … (новых двух)
Дерево сильно корнями, а человек - … (дружбой)
Дружба – что стекло, разобьешь - … (не склеишь)
Человек без друзей, что дерево … (без корней)
- Какая из этих пословиц может быть вторым названием нашего урока?
9. Правила дружбы (Слайд 10)
Дети читают цепочкой правила, написанные на карточках.
Один – за всех, и все – за одного.
С хорошим другом веселей в удаче, легче в беде.
Не оставляй друга в беде.
Будь требовательным в дружбе.
Будь бескорыстен в дружбе.
Не смейся над недостатками друга.
Умей прощать другу.
Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи его.
Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
* Вера в свои силы и возможности
- Эти правила нужны не только детям, но и взрослым. Существует множество правил дружбы, но это – основные. Если вы будете их соблюдать, станете настоящими друзьями.
10. Обсуждение проблемных ситуаций. * Переключение и концентрация внимания
- Поэт сказал:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- Помня эти слова, попробуйте разрешить несколько ситуаций.
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать. Как ты поступишь?
Твой друг употребляет в речи плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.
11. Игра «Могут ли руки подружиться?»
- Конечно, дружба начинается с улыбки. Она должна быть светлой и радостной. Улыбка – это ключ к душе каждого человека, к пониманию друг друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь сегодняшнему дню. * Мимическая гимнастика
- Приложите свою ладошку к ладошке друга.
- Какая рука у друга?
- Скрепите дружбу своим теплом. Пронесите тепло дружбы через всю жизнь. Будьте хорошими друзьями, т.к. дерево сильно корнями, а человек – друзьями.
IV. Рефлексия
- Вернемся к пословице, с которой мы начинали: (Слайд 11)
И добро и зло начинаются в нашем сердце.
- Если дружба рождается и живет в нашем сердце, то можно ли утверждать, что дружба – это добро?
Дети высказывают свое мнение.
V. Итог урока
- Спасибо, ребята, вам за сотрудничество. Все вы старались. Молодцы! Дружите между собой. И пусть эта дружба будет крепка. А закончить нашу беседу я хочу такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у друга беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
- Попрощаемся кивком головы, приветливыми глазками, доброй улыбкой и красивой осанкой. Спасибо всем за сотрудничество!