- Ребята, давайте посмотрим друг на друга и, улыбаясь, скажем «Здравствуйте».
- Какое пожелание передали мы друг другу? (Ответы учащихся)
- Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- А ещё нужно соблюдать правила личной гигиены.
- Что это за правила такие?
- Ребята, а что произойдет, если мы не будем соблюдать правила личной гигиены?
- Мы будем с вами грязнулями, и получится как в сказке Чуковского, давайте вспомним, что произошло с грязнулей: ( Слайд 1)
Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку – свечка в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку на кровать.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
2. Постановка темы и целей
- Из какой сказки этот отрывок? ( Мойдодыр) Кто главные герои этой сказки?
- Мойдодыр сегодня пришел к нам в гости. ( слайд 2)
Я великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
К.Чуковский «Мойдодыр»
- А кто знает, почему его зовут - Мойдодыр?
- В старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр всю грязь так, что человек светился. Значит, Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены.
- Эти правила мы сегодня и вспомним.
3. Работа по теме классного часа:
- У Мойдодыра много друзей. Отгадайте загадки и назовите имя друга.
- Первый друг Мойдодыра – это…
Волосистою головкой В рот она влезает ловко, И считает зубы нам По утрам и вечерам. (Зубная щетка) (Слайд)
- А кто знает, как правильно надо чистить зубы?
- Сейчас я вам расскажу, как правильно чистить зубы. (Слайды)
- А сейчас, если я скажу неверное утверждение, то хлопок:
Можно грызть зубами грецкие орехи.
Надо полоскать зубы после еды.
Не надо чистить зубы 2 раза в день.
Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
Не надо менять зубную щётку.
Надо есть много конфет.
- Второй друг Мойдодыра…
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
- Мойдодыр приготовил задание. Вы будете работать в парах.
- У вас на парте - памятка в картинках «Я мою руки». Нужно расставить картинки по порядку.
(На доске вразброс прикреплены таблички с надписями последовательности мытья рук, дети составляют алгоритм – памятку)
Я мою руки (памятка)
1. Сильно намочите руки.
2. Возьмите мыло.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцами.
5. Полощите руки чистой водой.
- Встаньте те, кто легко всё сделал. Садитесь.
- Встаньте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного, сейчас мы ещё раз повторим правила мытья рук.
(Повторяем)
- Когда надо мыть руки с мылом? ( утром и вечером, перед приемом пищи, после прогулки)
ФИЗМИНУТКА
- Третий друг Мойдодыра…
- Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. ( ножницы) ( Слайд )
- А для чего нам нужны ножницы? ( подстригаться, стричь ногти)
- Зачем нужно стричь ногти? ( ответы детей)
Если мы подстригаем коротко ногти, то под ними не будет грязи и бактерий, которые не попадут нам внутрь. Ногти на руках и ногах следует стричь не реже одного раза в 2 недели. Аккуратно подстриженные ногти делают руки красивыми и опрятными. И уже точно никому не принесет красоты грязь под ногтями.
Игровое задание: обстриги ногти.
(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.)
- Угадайте следующего друга Мойдодыра -
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок) ( Слайд)
- Для чего он нужен? ( ответы детей)
- Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.
- Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? ( ответы детей)
Игровое задание: украсить носовой платок
- Мойдодыр предлагает вам украсить носовой платок.
(На доске два ватмана, двое желающих украшают «платки» - за 1 минуту – звучит музыка).
- Следующего друга Мойдодыра вы узнаете из загадок:
Целых 25 зубов
Для кудрей и хохолков
И под этими зубками
Лягут волосы рядками. (Расческа) ( Слайд)
- Зачем нужна расчёска?
- Давайте сравним 2-х девочек.
- У какой девочки волосы выглядят красиво?
- Так и человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит не красиво.
- Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!
4. Закрепление.
Давайте немного поиграем. Я буду читать стихотворение о Коле, а вы будите говорить: «Это очень хорошо»
Жил на свете мальчик Коля Он учился в нашей школе. В 7 утра он поднимался…. Никогда не умывался… Он старательно учился… И однажды отличился… Отнял он рекорд у Вани – 3 недели не был в бане… Но исправился наш Коля… И его все хвалят в школе… Стал наш Коля молодец… Тут и сказочке конец! - Почему Коля стал молодец? ( начал мыться, умываться, чистить зубы и т.д.)
- Давайте встанем в круг. Я даю эту игрушку тебе и желаю…(дети передают друг другу игрушку и говорят пожелания).
- Мне понравилось, как вы работали на занятии! Всем спасибо!
Урок 1. Советы доктора Воды
I. Вступительное слово учителя. Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете ,о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков. В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто они? Сейчас мы это узнаем. Почему вы идете гулять на улицу, а не сидите дома?
(Нужен свежий воздух. Вот он, первый доктор - доктор Свежий Воздух.) А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода.) Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником. Три раза в день, а иногда и больше мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища. — Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? (Нет, нужен сон, отдых.) И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать. И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь. — Будем дружить с ними? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода. Заучивание слов: В путь-дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся! II. Беседа по теме. Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.) Зачем она это делает? А как другие животные ухаживают за собой? (Картинки - слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга и др.) Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома. Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются. Вспомним сказку «Мойдодыр». (Чтение отрывка стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята...»)Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело? А зачем моется человек? Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши — человек плохо слышит. Грязная кожа — организм плохо дышит. Грязные руки — появляются глисты и т.д.) Где больше всего скапливается грязи на теле человека? Как вы заботитесь о чистоте тела? Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды: Раз в неделю мойся основательно. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши. Каждый день мой ноги и руки перед сном. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте. V. Анализ игровой ситуации. Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой... (позор)». — Как же не быть грязнулей? VI. Вывод. Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие.
Урок 2. Друзья Вода и Мыло
I. Повторение правил доктора Воды. II. Беседа по теме. Послушайте «Сказку о микробах». Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе — на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать! Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел? Что помогает нам победить микробов? (Вода.) С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек. Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной? Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.) Да, Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы. Когда следует мыть руки? Как надо правильно мыть руки? При обсуждении этого вопроса прикрепите большой лист бумаги и отметьте фломастером каждый шаг. 1.Сильно намочите руки. 2.Пользуйтесь мылом. 3.Намыливайте руки с обеих сторон. 4.Намыливайте руки между пальцев. 5.Полощите руки чистой водой. 6.Вытирайте руки насухо полотенцем. 7. Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой. (Попросите некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)
III. Заучивание слов: « От простой воды и мыла у микробов тают силы». Оздоровительная минутка. Игровая ситуация Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» - они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» - они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер, придумал «Вредные советы»: Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье. Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо, Так зачем же тратить силы, Время попусту терять? Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет. К старости сама собою Облысеет голова. Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти вредные советы. Это красивый человек? Выскажите свое мнение об этих советах. Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.