Просмотр содержимого документа
«Классный час "След на Земле. История одного класса"»
Классный час «След на Земле. История одного класса».
Задачи: 1. Обсудить с учащимися проблему нравственного понима-
ния смысла жизни, своего следа на Земле;
2.Способствовать формированию стремления к совершению
добрых поступков;
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, чувство
гордости за выпускников школы.
Форма проведения: нравственный классный час.
- Добрый день! Мы рады вам, уважаемые гости, рады тёплому солнечному дню, рады предстоящему общению.
- Прочитайте тему классного часа, первое предложение. (слайд № 3)
- Какая у вас перед глазами возникает картинка? Да, то, что остаётся после чего-либо, какой-то отпечаток.
- А теперь послушайте стихотворение (читает учащийся)
Какой на Земле оставляем мы след,
Нас вспомнят добром или, может быть, нет?
А вспомнит ли нас вообще кто-нибудь?
А, может, кивнут: - Ты об этом? Забудь!
- В этом стихотворении речь идёт о следе как отпечатке от чего-либо или у слова след здесь другое значение? (о том, какую память о себе оставляет человек)
- Как вы думаете, от чего зависит, будут ли помнить о человеке после его жизни и будут ли вспоминать добром, а, может быть, и совсем про него забудут? (от его дел, поступков)
- Прочитайте второе предложение. (слайд № 3)
- Вспомните, какие стенды есть в фойе нашей школы?
- Когда мы с вами работали со стендом «Выпускники гордость школы», на какой интересный факт мы обратили внимание? (слайд № 4)
(Четверо учащихся являются выпускниками 1926 года)
- Значит о ком и о чём будем говорить сегодня?( о том, какую память
оставили о себе в школе и на Земле выпускники 1926 года)
- Кто запомнил фамилии этих выпускников?
- Давайте поближе познакомимся с этими знаменитыми земляками.
АНТОНОВ ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ (слайд № 5)
Годы жизни 1909-1993, Герой Советского Союза, генерал-майор.
Учился в Аткарской трудовой школе 2-й ступени, выпускник 1926 г.
Звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медалью «Золотая Звезда» присвоено 6 апреля 1945 года за умелое руководство частями девизии при прорыве обороны противника и проявленные при этом храбрость и мужество. Автор книги военных
мемуаров «Путь к Берлину». ( рассказывает учащийся)
- Где в школе мы можем увидеть экземпляр этой книги? (в музее
«Боевой Славы»)
- Владимир Семёнович не раз посещал свою школу. В один из приездов он подарил школе книгу с дарственной надписью.
(показать детям книгу и прочитать дарственную надпись)
- Может школа гордиться своим выпускником?
- Как в школе чтят память Владимира Семёновича? (школе присвоено его имя)
СМИРНОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (слайд № 6)
Годы жизни 1908-1989, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Родился в Аткарске в
семье народного учителя. Учился в Аткарской трудовой школе 2-й ступени, выпускник 1923 года. Закончил Саратовский сельскохозяйственный институт. В 1935 году защитил кандидатскую
диссертацию. Работал в научно-исследовательском институте Юго-
Востока г. Саратова. Проводил научные исследования по агротехнике и селекции растений. В 1954 году защитил докторскую диссертацию. Автор более 300 научных работ. Б.М.Смирнов вывел новый сорт сорго «Саратовская развесистая». За заслуги в трудовой и
научной деятельности награждён орденами «Знак Почёта» и «Трудового Красного Знамени». (рассказывает учащийся)
- К этому рассказу мне хочется добавить, что Борис Михайлович тоже воевал. Победу встретил в звании капитана. Награждён орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны 1-й степени», медалями «За отвагу», «За победу над фашистской Германией».
- Заслуженно занесено имя Бориса Михайловича на этот стенд?
АЗОВЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (слайд № 7)
Годы жизни 1908-1989, доктор исторических наук РСФСР, полковник, автор монографии «Гражданская война в СССР». Родился в селе Озёрное Аткарского района. Учился в Аткарской трудовой школе 2-й ступени, выпускник 1923 года. В 1937 году начал военную службу. День Победы встретил капитаном. Николай Николаевич автор более 120 научных работ по проблемам военной истории. Он возглавлял редакционный коллектив двухтомного труда по истории Гражданской войны в СССР. (рассказывает учащийся)
- Перед тем, как нам расскажут ещё об одном нашем знаменитом земляке, мне хочется показать вам экспонат ещё одного школьного музея.
- Как он называется? (историко-краеведческий музей «Дом окнами в мир») Это хрестоматия по чтению. Обратите внимание на год издания этой книги. Да, эта книги издана в 1923 году. На библиотечном штампе мы видим как называлась школа, располагавшаяся в этом здании (трудовая школа 2-й ступени). Вполне возможно, что этой книгой пользовались те люди, о которых мы с вами сегодня говорим.
БУБНОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ (слайд № 8)
Годы жизни 1908-1964, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Академии художеств СССР. Родился в Тбилиси в семье военного. С двух лет жил в Аткарске. В годы 1-й Мировой войны переехал в родовое гнездо в деревню Бубновка. После возвращения отца с фронта семья переехала в Аткарск. Учился в Аткарской трудовой школе 2-й ступени, выпускник 1923 года. В годы Великой Отечественной войны Бубнов писал для агитплакатов, журналов и листовок. За картину «Утро на Куликовом поле» в 1947 году награждён Государственной премией СССР. Картины А.П.Бубнова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, государственном Русском музее и других музеях России и стран зарубежья.
- Где в школе мы можем увидеть репродукцию картины «Утро на Куликовом поле» и более подробно познакомиться с биографией художника? (в картинной галерее школы)
- Аткарская земля богата на таланты. Аткарский поэт Вячеслав Воробьёв написал стихотворение, посвящённое этой картине и её автору. (читают учащиеся)
Вид, ждущих Куликовской битвы
В предельно робкой утренней тиши
Толкает зрителя притихнуть и молитвой
Дрожь в глубине унять своей души.
Щиты, шеломы, копья, лица.
Грубый
Еще конем не тронутый ковыль,
На холст принес
земляк-художник Бубнов,
Показывая боль истории чрез быль.
Сурово-строги лица статных воинов,
Молчит единою задумчивостью рать…
Им предстоит под крики черных воронов
Убитым быть, иль тоже убивать…
Готов вот-вот и горизонт насупиться.
Из-за того, что грудь родной земли
Застонет, задрожит от зла и ужаса
И… окровавятся седые ковыли…
О, Русь моя! Увы, многострадальная.
Оттуда, из глубин былых веков,
Судьба твоя глядит с картин печальная,
Тревожа рай болотных куликов.
Побоищ после этого случалось,
Похоже, все еще не сочтены…
От века нашего три годика осталось,
Пропитан он кошмарами войны.
Двух мировых, гражданских и локальных,
От коих ужасы так трудно передать!
А пред картиною, уверен, не случайно,
Душа не может не затрепетать!
И крикнуть, побывав на поле Куликовом:
- Стремитесь, люди, к миру повернуть!
А автора шедевра добрым словом –
Нам непременно надо помянуть.
- К чему призывает автор стихотворения? (жить в мире и автора картины А.П.Бубнова помянуть добрым словом)
- Что значит помянуть? (вспомнить)
-Как в нашем городе чтят память этого человека? (в городском парке в здании библиотеки есть художественно-этнографический музей имени А.П.Бубнова)
- А ещё в 1986 году улица Линейная была переименована в улицу имени А.П.Бубнова.
-Жизнь отпустила художнику небольшой срок – всего 56 лет. Но остались жить его полотна, осталась добрая память о нём и в Аткарске до сих пор ещё живут его родственники.
-Давайте ещё раз вспомним имена тех людей, о которых мы сегодня говорили, которые являются гордостью нашей школы и не только школы а и всего города.
- Как вы думаете, нужен такой стенд в школе? Зачем? ( чтобы помнить об людях, учившихся в школе и прославивших её своими делами, чтобы брать с них пример)
- А мы с вами какие-то добрые дела сделали, чтобы и нами могли уже гордиться (принимали участие в акциях «Помоги ближнему», «Сохрани дерево» и т.д.)