kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час «Строка, оборванная пулей…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кудрявцева Фаина Олеговна

Преподаватель немецкого языка, ГАПОУ ПО ПМПК ОТДХ, г.Пенза. 

Классный  час  «Строка, оборванная пулей…»

Анатация:  данный  классный час может быть использован во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал классного часа может быть использован на уроках  литературы и истории при изучении темы Великая Отечественная война.

Предварительная работа: беседа в семьях о подвигах родных во время ВОв, презентации о родственниках – участниках войны, разучивание песен, стихов.
Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение – песни на военную тему, раздаточный материал шаль, выставка книг.

Цель: привлечение внимания студентов к историческим событиям, к истории своей семьи.

Задачи: 

– способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей;

– воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу,ответственность).

I. Вступительное слово 

– Здравствуйте, ребята! Сегодня 15 марта 2015 года.

Вопрос: – Чем знаменателен 2015 год в истории нашей страны? (70 лет ВОВ).
Тема нашего классного часа ««Строка, оборванная пулей…».

Вопрос: - Как Вы думаете о ком пойдет речь?

 Наш классный час будет о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи.

- Ребята, перед вами лежат Благодарственные литовки. Я хочу, что бы в процессе нашего классного часа вы их заполнили. Запишите  в них имена тех людей, которым вы хотите сказать спасибо за Победу.

Вечная  Слава Героям! Вечная слава! Вечная слава!

Вечная  слава   героям!  Слава героям! Слава!

…Но зачем она им,  эта слава, -мертвым?

     Для чего она им,  эта слава, - павшим?

    Все живое  -  спасшим. Себя- не спасшим.

    Для чего она им, эта слава,- мертвым?.

Вопрос:  Я оборвала строку этого стихотворения на вопросе «Для чего слава, память мертвым?» Ребята, кто – то готов ответить на этот вопрос?  Если Вы затрудняетесь ответить на такой сложный вопрос, давайте разберёмся вместе.

Вопрос:  Как вы понимаете слово память? … 

 «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

-Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, что это не только память отдельных людей, не только память одного поколения. Это память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее. Вот уже 70 лет из года в год празднует наш народ праздник Великой Победы.

-Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов.  И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели как на войне.

Вопрос:  - Ребята, как вы думаете, почему поэты не прекращали писать во время войны?

Поэзия она звала на бой, согревала душу солдата в минуты отдыха, напоминала о доме, о родных и близких.  Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты, на них складывались песни. Вы говорите все верно.

 

Анна Ахматова  в феврале 1942 писала

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!

Вопрос: - Ребята, сохранено ли  русское  слово?  Но почему же тогда мы загрязняем русскую речь сквернословием? Надеюсь, что не выражаетесь нецензурной бранью. Я вас прошу  вспомнить эти стихи и задуматься в следующий раз, когда вы захотите сказать что- либо неприличное. Русское слово -  выстраданное слово. Оно рождено мыслью, волей и напряжением тысяч людей, шедших на бой.

Поэты не только не прекращали писать во время войны, а на войне появляется плеяда молодых поэтов.

(Слайды с именами поэтов военных лет.)  

Имена, имена, имена. Они ушли на фронт, чтоб возвратиться к нам  легендой. Одно имя за другим  и каждое звучит живыми интонациями, стихами.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20.

Павел Коган   Он учился в Московском литературном  институте. Его угловатые стихи поражали яркостью образов, озорной радостью, чистотой сердечных переживаний.

П. Когана по состоянию здоровья не брали на фронт. Тогда он окончил курсы переводчиков и все-таки попал в действующую армию.  23 сентября 1942 года лейтенант П. Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит на сопке Сахарная под Новороссийском.

Они были романтиками, влюбленными в солнце, землю, земные радости. И этими чувствами дышат их стихи…

Всеволод Багрицкий,  поэт, сын поэта. Его фронтовая биография длилась всего 34 дня. Он погиб в боях за освобождение Ленинграда 26 февраля 1942года.

Нам не жить как рабам,

Мы родились в России,

В этом наша судьба,

Непокорность и сила.   1941

Вопрос: -А что можно считать подвигом? Какие подвиги вам известны?

Елена  Ширман   - дочь моряка и учительницы, родилась и выросла в Ростове-на-Дону. Училась в техникуме, пединституте, работала сначала в библиотеке, затем культпросветработником на селе. Рисовала. Занималась спортом. Отлично плавала. Метко стреляла. И всё-таки истинным призванием её была поэзия. Эта любовь и привела её в Литературный институт имени Горького.

Война застала молодую поэтессу, в Ростове. Она работает на заводе, роет окопы, редактирует газету «Прямой наводкой». В 1942 году увидел свет первый сборник стихов Е. Ширман «Бойцу Н-ской части». С начала Великой Отечественной войны Елена Ширман – редактор выходившей в Ростове агитгазеты «Пря-мой наводкой», где печатались многие её боевые сатирические стихотворения. Писала агитационные листовки и открыт-ки. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтное была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.

Минуло более двадцати лет, прежде чем все узнали подробности расправы гитлеровцев с поэтессой Еленой Ширман. Фашисты в Ремонтном за-хватили редакцию. На её глазах гитлеровцы расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу.  На следующий день поэтессу повели на казнь. Поставили  её на колени и  хотели выстрелить в затылок. Она повернулась к фашистам лицом. И произнесла слова  «если пуля летит от сердца, эта пуля найдёт врага». Судьба ее была предрешена. Немцы люто её возненавидели и, наконец, смогли дать волю своей звериной злобе. С неё сорвали одежду, заставили рыть могилу теперь уже себе. Елена умерла как герой, с ненавистью и презрением к палачам, с верой в неиз-бежную нашу победу.

Чудом отыскался и её дневник, обнаруженный на месте казни. И была написана повесть о ней «История одной жизни», спустя тридцать лет после смерти вышла книга  автора «Жить!». В ней поэтесса поведала о своей любви к жизни.

Ветер, ветер, ну что ты наделал?

Ты, должно быть, сошел с ума!

Это из-за тебя, оголтелый,

У меня не волосы, а кутерьма.

Разве можно взъерошенной мне истлеть,

Неуемное тело бревном уложить?

Если все мои 20 корявых лет, как густые

деревья гудят жить!

Если каждая прядь на моей башке

к солнцу по-своему тянется,

Если каждая жилка бежит по руке

неповторимым танцем!

Жить! Изорваться ветрами в клочки,

Жаркими листьями на  земь сыпаться,

Только бы чуять артерий толчки,

Гнуться от боли, от ярости дыбиться!

Вопрос:

1) Какие чувства вы испытывали, слушая историю гибели поэтессы?
2) Скажите, она совершила подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать ей подвиг?
 

9 Мая – праздник Великой Победы. Его отмечает вся страна. На этой войне погибли миллионы людей. Эта война задела горем каждую семью в стране. Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, а студенты моей группы создали виртуальный музей.

Слайды

Гуськов Михаил про своего деда.

Я знаю, что среди вас, есть начинающий поэт, изучая историю своей семьи Гостяев Петр сочинил стих, посвященный памяти своего деда.

Посвящается памяти деда

Я счастливый человек

У меня был славный дед

Дед мой – целая легенда

Для меня дороже нет

Был он добрым, труд любил

Как иначе быть могло?

Родился в семье он первым

Вся надежда на него

Может счастье б продолжалось

Мир в семье и тишина

Все внезапно оборвалось-

Началась она – война.

Для страны - лихое время:

Землю надо защищать

Первым прадед отозвался

И ушел он воевать.

Долго весточки все ждали

От прадеда моего

Только он пропал без вести

Все, что знаем про него.

Время шло, и дед мужал

И однажды всем сказал:

« За отца и за Россию

Жизнь свою и я отдам!»

Было трудно, было страшно

Только он не отступал

И до самой до победы

Он на фронте воевал.

Дед мой выжил, но обидно

Не спокойно было жить

За погибших в войне братьев

Он не мог себе простить.

Помню я его слова

Их забыть никак нельзя:

« Берегите мир на свете

Все: и взрослые и дети

Ничего страшнее нет,

Чем война, сынок, поверь»

Так и жил старик на свете

Скромно век свой доживал,

Но про войну и про победу

Никогда не забывал.

В светлый праздник

День Победы

Я пойду к могиле деда.

Слезы лить я не смогу,

А то его я огорчу.

Спи спокойно, милый дед!

Я принес тебе букет

Каждый листик на цветке -

Это память о тебе.

Знай, что внук тобой гордиться

Любит, помнит и скорбит,

Если вдруг беда случится –

То Россию защитит!

Подведение итогов:

Ребята, в начале классного часа, я предложила вам, заполнить Благодарственные листовки. Давайте озвучим то, что вы в них написали.

Читают листовки, остаются стоять.

Спасибо вам за искренность, открытость и чуткое отношение к памяти наших предков.

В начале классного часа я оборвала строку стиха:

 Для чего она им, эта слава,- мертвым?.

Если молнии в тучах заплещутся жарко

и огромное небо от грома оглохнет,

если крикнут  все женщины люди земного шара,-

ни один из погибших даже не вздрогнет.

Знаю: солнце  в пустыне глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни

повторяю: Вечная  Слава Героям!.

И бессмертные гимны,прощальные гимны

над бессонной планетой  плывут величаво.

Пусть не все герои,- те, кто погибли,-

Павшим Вечная Слава! Вечная Слава!

Вспомним всех поименно, горем  вспомним  своим.

Это нужно- не мертвым! Это надо -живым!

Люди! Покуда сердца стучатся, —

Помните! Какою ценой

завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Строка, оборванная пулей…» »

Кудрявцева Фаина Олеговна

Преподаватель немецкого языка, ГАПОУ ПО ПМПК ОТДХ, г.Пенза.

Классный час «Строка, оборванная пулей…»

Анатация: данный классный час может быть использован во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал классного часа может быть использован на уроках литературы и истории при изучении темы Великая Отечественная война.

Предварительная работа: беседа в семьях о подвигах родных во время ВОв, презентации о родственниках – участниках войны, разучивание песен, стихов.
Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение – песни на военную тему, раздаточный материал шаль, выставка книг.

Цель: привлечение внимания студентов к историческим событиям, к истории своей семьи.

Задачи: 

– способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей;

– воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу,ответственность).

I. Вступительное слово 

– Здравствуйте, ребята! Сегодня 15 марта 2015 года.

Вопрос: – Чем знаменателен 2015 год в истории нашей страны? (70 лет ВОВ).
Тема нашего классного часа ««Строка, оборванная пулей…».

Вопрос: - Как Вы думаете о ком пойдет речь?

Наш классный час будет о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи.

- Ребята, перед вами лежат Благодарственные литовки. Я хочу, что бы в процессе нашего классного часа вы их заполнили. Запишите в них имена тех людей, которым вы хотите сказать спасибо за Победу.

Вечная Слава Героям! Вечная слава! Вечная слава!

Вечная слава героям! Слава героям! Слава!!

…Но зачем она им, эта слава, -мертвым?

Для чего она им, эта слава, - павшим?

Все живое - спасшим. Себя- не спасшим.

Для чего она им, эта слава,- мертвым?..

Вопрос: Я оборвала строку этого стихотворения на вопросе «Для чего слава, память мертвым?» Ребята, кто – то готов ответить на этот вопрос? Если Вы затрудняетесь ответить на такой сложный вопрос, давайте разберёмся вместе.

Вопрос:  Как вы понимаете слово память? … 

«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

-Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, что это не только память отдельных людей, не только память одного поколения. Это память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее. Вот уже 70 лет из года в год празднует наш народ праздник Великой Победы.

-Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели как на войне.

Вопрос:  - Ребята, как вы думаете, почему поэты не прекращали писать во время войны?

Поэзия она звала на бой, согревала душу солдата в минуты отдыха, напоминала о доме, о родных и близких. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты, на них складывались песни. Вы говорите все верно.



Анна Ахматова в феврале 1942 писала

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!

Вопрос: - Ребята, сохранено ли русское слово? Но почему же тогда мы загрязняем русскую речь сквернословием? Надеюсь, что не выражаетесь нецензурной бранью. Я вас прошу вспомнить эти стихи и задуматься в следующий раз, когда вы захотите сказать что- либо неприличное. Русское слово - выстраданное слово. Оно рождено мыслью, волей и напряжением тысяч людей, шедших на бой.

Поэты не только не прекращали писать во время войны, а на войне появляется плеяда молодых поэтов.

(Слайды с именами поэтов военных лет.)

Имена, имена, имена. Они ушли на фронт, чтоб возвратиться к нам легендой. Одно имя за другим и каждое звучит живыми интонациями, стихами.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20.

Павел Коган Он учился в Московском литературном институте. Его угловатые стихи поражали яркостью образов, озорной радостью, чистотой сердечных переживаний.

П. Когана по состоянию здоровья не брали на фронт. Тогда он окончил курсы переводчиков и все-таки попал в действующую армию. 23 сентября 1942 года лейтенант П. Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит на сопке Сахарная под Новороссийском.

Они были романтиками, влюбленными в солнце, землю, земные радости. И этими чувствами дышат их стихи…

Всеволод Багрицкий, поэт, сын поэта. Его фронтовая биография длилась всего 34 дня. Он погиб в боях за освобождение Ленинграда 26 февраля 1942года.

Нам не жить как рабам,

Мы родились в России,

В этом наша судьба,

Непокорность и сила. 1941

Вопрос: -А что можно считать подвигом? Какие подвиги вам известны?

Елена Ширман - дочь моряка и учительницы, родилась и выросла в Ростове-на-Дону. Училась в техникуме, пединституте, работала сначала в библиотеке, затем культпросветработником на селе. Рисовала. Занималась спортом. Отлично плавала. Метко стреляла. И всё-таки истинным призванием её была поэзия. Эта любовь и привела её в Литературный институт имени Горького.

Война застала молодую поэтессу, в Ростове. Она работает на заводе, роет окопы, редактирует газету «Прямой наводкой». В 1942 году увидел свет первый сборник стихов Е. Ширман «Бойцу Н-ской части». С начала Великой Отечественной войны Елена Ширман – редактор выходившей в Ростове агитгазеты «Пря-мой наводкой», где печатались многие её боевые сатирические стихотворения. Писала агитационные листовки и открыт-ки. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтное была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.

Минуло более двадцати лет, прежде чем все узнали подробности расправы гитлеровцев с поэтессой Еленой Ширман. Фашисты в Ремонтном за-хватили редакцию. На её глазах гитлеровцы расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. На следующий день поэтессу повели на казнь. Поставили её на колени и хотели выстрелить в затылок. Она повернулась к фашистам лицом. И произнесла слова «если пуля летит от сердца, эта пуля найдёт врага». Судьба ее была предрешена. Немцы люто её возненавидели и, наконец, смогли дать волю своей звериной злобе. С неё сорвали одежду, заставили рыть могилу теперь уже себе. Елена умерла как герой, с ненавистью и презрением к палачам, с верой в неиз-бежную нашу победу.

Чудом отыскался и её дневник, обнаруженный на месте казни. И была написана повесть о ней «История одной жизни», спустя тридцать лет после смерти вышла книга автора «Жить!». В ней поэтесса поведала о своей любви к жизни.

Ветер, ветер, ну что ты наделал?

Ты, должно быть, сошел с ума!

Это из-за тебя, оголтелый,

У меня не волосы, а кутерьма.

Разве можно взъерошенной мне истлеть,

Неуемное тело бревном уложить?

Если все мои 20 корявых лет, как густые

деревья гудят жить!

Если каждая прядь на моей башке

к солнцу по-своему тянется,

Если каждая жилка бежит по руке

неповторимым танцем!

Жить! Изорваться ветрами в клочки,

Жаркими листьями на земь сыпаться,

Только бы чуять артерий толчки,

Гнуться от боли, от ярости дыбиться!

Вопрос:

1) Какие чувства вы испытывали, слушая историю гибели поэтессы?
2) Скажите, она совершила подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать ей подвиг?


9 Мая – праздник Великой Победы. Его отмечает вся страна. На этой войне погибли миллионы людей. Эта война задела горем каждую семью в стране. Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, а студенты моей группы создали виртуальный музей.

Слайды

Гуськов Михаил про своего деда.

Я знаю, что среди вас, есть начинающий поэт, изучая историю своей семьи Гостяев Петр сочинил стих, посвященный памяти своего деда.

Посвящается памяти деда

Я счастливый человек

У меня был славный дед

Дед мой – целая легенда

Для меня дороже нет



Был он добрым, труд любил

Как иначе быть могло?

Родился в семье он первым

Вся надежда на него



Может счастье б продолжалось

Мир в семье и тишина

Все внезапно оборвалось-

Началась она – война.



Для страны - лихое время:

Землю надо защищать

Первым прадед отозвался

И ушел он воевать.



Долго весточки все ждали

От прадеда моего

Только он пропал без вести

Все, что знаем про него.



Время шло, и дед мужал

И однажды всем сказал:

« За отца и за Россию

Жизнь свою и я отдам!»



Было трудно, было страшно

Только он не отступал

И до самой до победы

Он на фронте воевал.



Дед мой выжил, но обидно

Не спокойно было жить

За погибших в войне братьев

Он не мог себе простить.

Помню я его слова

Их забыть никак нельзя:

« Берегите мир на свете

Все: и взрослые и дети

Ничего страшнее нет,

Чем война, сынок, поверь»



Так и жил старик на свете

Скромно век свой доживал,

Но про войну и про победу

Никогда не забывал.

В светлый праздник

День Победы

Я пойду к могиле деда.

Слезы лить я не смогу,

А то его я огорчу.



Спи спокойно, милый дед!

Я принес тебе букет

Каждый листик на цветке -

Это память о тебе.



Знай, что внук тобой гордиться

Любит, помнит и скорбит,

Если вдруг беда случится –

То Россию защитит!



Подведение итогов:

Ребята, в начале классного часа, я предложила вам, заполнить Благодарственные листовки. Давайте озвучим то, что вы в них написали.

Читают листовки, остаются стоять.

Спасибо вам за искренность, открытость и чуткое отношение к памяти наших предков.

В начале классного часа я оборвала строку стиха:


Для чего она им, эта слава,- мертвым?..

Если молнии в тучах заплещутся жарко

и огромное небо от грома оглохнет,

если крикнут все женщины люди земного шара,-

ни один из погибших даже не вздрогнет.

Знаю: солнце в пустыне глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни

повторяю: Вечная Слава Героям!..

И бессмертные гимны ,прощальные гимны

над бессонной планетой плывут величаво...

Пусть не все герои,- те, кто погибли,-

Павшим Вечная Слава! Вечная Слава!

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...

Это нужно- не мертвым! Это надо -живым!



Люди! Покуда сердца стучатся, —

Помните! Какою ценой

завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Классный час «Строка, оборванная пулей…»

Автор: Кудрявцева Фаина Олеговна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Строка, оборванная пулей" "
    ["seo_title"] => string(73) "otkrytoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-stroka-oborvannaia-puliei"
    ["file_id"] => string(6) "105914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402923864"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Классный час. тема Строка оборванная пулей" "
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi-chas-tiema-stroka-oborvannaia-puliei"
    ["file_id"] => string(6) "228813"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441515061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства