Кудрявцева Фаина Олеговна
Преподаватель немецкого языка, ГАПОУ ПО ПМПК ОТДХ, г.Пенза.
Классный час «Строка, оборванная пулей…»
Анатация: данный классный час может быть использован во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал классного часа может быть использован на уроках литературы и истории при изучении темы Великая Отечественная война.
Предварительная работа: беседа в семьях о подвигах родных во время ВОв, презентации о родственниках – участниках войны, разучивание песен, стихов.
Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение – песни на военную тему, раздаточный материал шаль, выставка книг.
Цель: привлечение внимания студентов к историческим событиям, к истории своей семьи.
Задачи:
– способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей;
– воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу,ответственность).
I. Вступительное слово
– Здравствуйте, ребята! Сегодня 15 марта 2015 года.
Вопрос: – Чем знаменателен 2015 год в истории нашей страны? (70 лет ВОВ).
Тема нашего классного часа ««Строка, оборванная пулей…».
Вопрос: - Как Вы думаете о ком пойдет речь?
Наш классный час будет о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи.
- Ребята, перед вами лежат Благодарственные литовки. Я хочу, что бы в процессе нашего классного часа вы их заполнили. Запишите в них имена тех людей, которым вы хотите сказать спасибо за Победу.
Вечная Слава Героям! Вечная слава! Вечная слава!
Вечная слава героям! Слава героям! Слава!
…Но зачем она им, эта слава, -мертвым?
Для чего она им, эта слава, - павшим?
Все живое - спасшим. Себя- не спасшим.
Для чего она им, эта слава,- мертвым?.
Вопрос: Я оборвала строку этого стихотворения на вопросе «Для чего слава, память мертвым?» Ребята, кто – то готов ответить на этот вопрос? Если Вы затрудняетесь ответить на такой сложный вопрос, давайте разберёмся вместе.
Вопрос: Как вы понимаете слово память? …
«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
-Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, что это не только память отдельных людей, не только память одного поколения. Это память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее. Вот уже 70 лет из года в год празднует наш народ праздник Великой Победы.
-Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели как на войне.
Вопрос: - Ребята, как вы думаете, почему поэты не прекращали писать во время войны?
Поэзия она звала на бой, согревала душу солдата в минуты отдыха, напоминала о доме, о родных и близких. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты, на них складывались песни. Вы говорите все верно.
Анна Ахматова в феврале 1942 писала
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!
Вопрос: - Ребята, сохранено ли русское слово? Но почему же тогда мы загрязняем русскую речь сквернословием? Надеюсь, что не выражаетесь нецензурной бранью. Я вас прошу вспомнить эти стихи и задуматься в следующий раз, когда вы захотите сказать что- либо неприличное. Русское слово - выстраданное слово. Оно рождено мыслью, волей и напряжением тысяч людей, шедших на бой.
Поэты не только не прекращали писать во время войны, а на войне появляется плеяда молодых поэтов.
(Слайды с именами поэтов военных лет.)
Имена, имена, имена. Они ушли на фронт, чтоб возвратиться к нам легендой. Одно имя за другим и каждое звучит живыми интонациями, стихами.
До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.
На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20.
Павел Коган Он учился в Московском литературном институте. Его угловатые стихи поражали яркостью образов, озорной радостью, чистотой сердечных переживаний.
П. Когана по состоянию здоровья не брали на фронт. Тогда он окончил курсы переводчиков и все-таки попал в действующую армию. 23 сентября 1942 года лейтенант П. Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит на сопке Сахарная под Новороссийском.
Они были романтиками, влюбленными в солнце, землю, земные радости. И этими чувствами дышат их стихи…
Всеволод Багрицкий, поэт, сын поэта. Его фронтовая биография длилась всего 34 дня. Он погиб в боях за освобождение Ленинграда 26 февраля 1942года.
Нам не жить как рабам,
Мы родились в России,
В этом наша судьба,
Непокорность и сила. 1941
Вопрос: -А что можно считать подвигом? Какие подвиги вам известны?
Елена Ширман - дочь моряка и учительницы, родилась и выросла в Ростове-на-Дону. Училась в техникуме, пединституте, работала сначала в библиотеке, затем культпросветработником на селе. Рисовала. Занималась спортом. Отлично плавала. Метко стреляла. И всё-таки истинным призванием её была поэзия. Эта любовь и привела её в Литературный институт имени Горького.
Война застала молодую поэтессу, в Ростове. Она работает на заводе, роет окопы, редактирует газету «Прямой наводкой». В 1942 году увидел свет первый сборник стихов Е. Ширман «Бойцу Н-ской части». С начала Великой Отечественной войны Елена Ширман – редактор выходившей в Ростове агитгазеты «Пря-мой наводкой», где печатались многие её боевые сатирические стихотворения. Писала агитационные листовки и открыт-ки. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтное была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.
Минуло более двадцати лет, прежде чем все узнали подробности расправы гитлеровцев с поэтессой Еленой Ширман. Фашисты в Ремонтном за-хватили редакцию. На её глазах гитлеровцы расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. На следующий день поэтессу повели на казнь. Поставили её на колени и хотели выстрелить в затылок. Она повернулась к фашистам лицом. И произнесла слова «если пуля летит от сердца, эта пуля найдёт врага». Судьба ее была предрешена. Немцы люто её возненавидели и, наконец, смогли дать волю своей звериной злобе. С неё сорвали одежду, заставили рыть могилу теперь уже себе. Елена умерла как герой, с ненавистью и презрением к палачам, с верой в неиз-бежную нашу победу.
Чудом отыскался и её дневник, обнаруженный на месте казни. И была написана повесть о ней «История одной жизни», спустя тридцать лет после смерти вышла книга автора «Жить!». В ней поэтесса поведала о своей любви к жизни.
Ветер, ветер, ну что ты наделал?
Ты, должно быть, сошел с ума!
Это из-за тебя, оголтелый,
У меня не волосы, а кутерьма.
Разве можно взъерошенной мне истлеть,
Неуемное тело бревном уложить?
Если все мои 20 корявых лет, как густые
деревья гудят жить!
Если каждая прядь на моей башке
к солнцу по-своему тянется,
Если каждая жилка бежит по руке
неповторимым танцем!
Жить! Изорваться ветрами в клочки,
Жаркими листьями на земь сыпаться,
Только бы чуять артерий толчки,
Гнуться от боли, от ярости дыбиться!
Вопрос:
1) Какие чувства вы испытывали, слушая историю гибели поэтессы?
2) Скажите, она совершила подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать ей подвиг?
9 Мая – праздник Великой Победы. Его отмечает вся страна. На этой войне погибли миллионы людей. Эта война задела горем каждую семью в стране. Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, а студенты моей группы создали виртуальный музей.
Слайды
Гуськов Михаил про своего деда.
Я знаю, что среди вас, есть начинающий поэт, изучая историю своей семьи Гостяев Петр сочинил стих, посвященный памяти своего деда.
Посвящается памяти деда
Я счастливый человек
У меня был славный дед
Дед мой – целая легенда
Для меня дороже нет
Был он добрым, труд любил
Как иначе быть могло?
Родился в семье он первым
Вся надежда на него
Может счастье б продолжалось
Мир в семье и тишина
Все внезапно оборвалось-
Началась она – война.
Для страны - лихое время:
Землю надо защищать
Первым прадед отозвался
И ушел он воевать.
Долго весточки все ждали
От прадеда моего
Только он пропал без вести
Все, что знаем про него.
Время шло, и дед мужал
И однажды всем сказал:
« За отца и за Россию
Жизнь свою и я отдам!»
Было трудно, было страшно
Только он не отступал
И до самой до победы
Он на фронте воевал.
Дед мой выжил, но обидно
Не спокойно было жить
За погибших в войне братьев
Он не мог себе простить.
Помню я его слова
Их забыть никак нельзя:
« Берегите мир на свете
Все: и взрослые и дети
Ничего страшнее нет,
Чем война, сынок, поверь»
Так и жил старик на свете
Скромно век свой доживал,
Но про войну и про победу
Никогда не забывал.
В светлый праздник
День Победы
Я пойду к могиле деда.
Слезы лить я не смогу,
А то его я огорчу.
Спи спокойно, милый дед!
Я принес тебе букет
Каждый листик на цветке -
Это память о тебе.
Знай, что внук тобой гордиться
Любит, помнит и скорбит,
Если вдруг беда случится –
То Россию защитит!
Подведение итогов:
Ребята, в начале классного часа, я предложила вам, заполнить Благодарственные листовки. Давайте озвучим то, что вы в них написали.
Читают листовки, остаются стоять.
Спасибо вам за искренность, открытость и чуткое отношение к памяти наших предков.
В начале классного часа я оборвала строку стиха:
Для чего она им, эта слава,- мертвым?.
Если молнии в тучах заплещутся жарко
и огромное небо от грома оглохнет,
если крикнут все женщины люди земного шара,-
ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю: солнце в пустыне глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни
повторяю: Вечная Слава Героям!.
И бессмертные гимны,прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво.
Пусть не все герои,- те, кто погибли,-
Павшим Вечная Слава! Вечная Слава!
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.
Это нужно- не мертвым! Это надо -живым!
Люди! Покуда сердца стучатся, —
Помните! Какою ценой
завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!