Просмотр содержимого документа
«Классный час "Сделай счастье своими руками"»
«Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
А.С. Макаренко
Классный час с элементами тренинговых упражнений
Тема классного часа: «Сделай счастье своими руками!»
Цели:
-показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
-создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
-обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Планируемый результат: формирование навыка
уважительного отношения к другим людям и принятие их такими, какие они есть;
принятия и уважения другого, иного мнения;
готовности быть терпимым и снисходительным.
Орг. момент
поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение
Улыбнитесь друг другу
2. Введение в тему.
Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Человек является частью природы.СЛАЙД 2
(На магнитной доске появляется человек.)
– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.
– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым.?
(Появляется дом, солнце, воздух, вода, деревья, цветы, люди.)
– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)
– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом, поддержать человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
– Ребята, сегодня на классном часе мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими, счастливыми людьми,
Тема нашего классного часа «Сделай счастье своими руками!» Слайд 1.
Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым? В чем заключается счастье для вас?
3. Основная часть
Очень часто мы обижаем друг друга словами, своими поступками, не задумываясь о том, что чувствует тот.кого мы обидели. Вы сказали, что человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким тогда, когда егообижают.
Игра «Паутинка»– Какой поступок вы считаете плохим по отношению к своему однокласснику.? Приведите примеры. У меня в руках клубочек .Один ваш такой поступок будет равен 1 движению клубка. Как вы думаете, что чувствует ваш одноклассник? Ему хорошо? Он улыбается?Что ты чувствовал? (Я испытывал чувства печали, огорчения, тревоги, волнения, страха, обиды, разочарования.одиночества)
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово) (Разматываю клубок)(Прости, пожалуйста, извини, я был не прав, давай дружить, будь мне другом, я ошибался) Это были хорошие слова, добрые. От этих слов у него хорошее настроение, человеку легче, на лице улыбка. Мы можем сказать, что он счастлив?Доброе слово может сделать многое: поддержать человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки наши радовали других.Психологи всего мира утверждают "Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам”. А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Да, счастливый человек заметно отличается от окружающих тем, что он улыбается, он «светится», у него всё, за что он берётся, получается. Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы.
-Дарите друг другу улыбки ,говорите почаще добрые , хорошие слова
2) Игра «Комплименты» Слайд 3
Цель:
создание доброжелательной атмосферы;
повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты друг другу, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли?
Предлагаю вам с играть в игру «Комплименты»!
Дети передают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из группы и говорят то, что в нем нравится .
Ты мне нравишься, потому что..."
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
Стихотворение
Мне сказали слово злое, Грустно стало на душе, Захотелось мне, не скрою, Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови, Злое слово подбирать. Но подумала: любовью Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась, Не взлетала высоко, Я взяла и улыбнулась. Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
Очень часто мы не уступаем друг другу, обижаем друг друга. Однажды с ребятами произошла такая произошла такая история. Попробуем определить кто кого обидел первый.
Сценка « Кто кого обидел первый?» Двое ребят изображают дерущихся.
Выходит «Дружба» : - Кто кого обидел первый?
- Он меня.
- Нет. Он меня.
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет. Он меня.
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
«Дружба»: Драка в школе – один из главных врагов дружбы. А причина всему часто
просто нечеловеческое упрямство.
У: В жизни всякое случается. Бывает и такое…
Сценка «Чепуха…»
Папа подарил Саше наклейки. Он показал их своему другу Ване:
- вот какие у меня наклейки. Тебе нравятся?
- да у меня таких навалом! Чепуха, а не наклейки! А хочешь я тебе свои наклейки покажу?
Но Саша не захотел. И потом еще три дня не разговаривал с Ваней. Почему?
СТИХ.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Физминутка:
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
4) Продолжите фразу: «Мне не нравится, когда….» (ругают, обижают, обзывают)
Вывод: От вас самих будет зависеть, как будут складываться отношения с людьми. Как вы хотите, чтобы относились к вам, так и вы должны относиться к другим.
Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное»
Вопросы для обсуждения:
— Почему Вова остался один?— Какие поступки он не должен был совершать?
— Каким надо быть, чтобы не оставаться одиноким, чтобы у тебя было много друзей?
Игры-ситуации
Учитель. У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.
Ситуации
1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).
3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
4. Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.
Чтение стихотворения М. Садовский «Если б капли не дружили»
В) Давайте поразмышляем, какой я, что во мне хорошего и что бы вамхотелось исправить? (дети размышляют)
Вы все разныеи в этом ваша самая большая ценность!Вы все разныекто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Ты нам нужен!
Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее в себе и в окружающих людях.
5. Сокровища человеческого сердца. Ребята, говорят, что есть сокровища человеческого сердца. Как вы понимаете эти слова? Существуют ли они? Что мы назовём сокровищами? У меня сундучок .Можем ли мы их положить в сундучок? (нет)
Почему? Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить?Хорошо. Тогда давайте сделаем так. Вот бусинки, представьте, что каждая из них выражает какое-то сокровище человеческого сердца. Я беру одну бусинку и кладу её в пустой сундучок. Пусть это будет доброта. Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища человеческого сердца?
(Дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели, и складывают их в сундучок.Учитель записывает на доске слова: доброта, щедрость, нежность, чуткость, милосердие, доброжелательность, радость, любовь, бескорыстие, верность, честность, смелость, скромность, искренность).
Как вы думаете, все ли богатства или сокровища человеческого сердца, души мы нашли иположили в сундучок? (Наверное, нет)
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно сделать, мы узнаем из китайской притчи «Ладная семья».
- Какой ответ вы нашли в притчи?- Как вы поняли эту притчу?
Игра «Какие мы?»
Упражнение «Давайте попробуем почувствовать друг друга… ( звучит спокойная музыка)
«Возьмите за руки своих товарищей,сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.
- Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде?
1. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные! 2. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить 3. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
4. Мы все вместе должны держаться, считаться с мнением друг друга,
заботиться друг о друге
5 Не будем огорчать друг друга, давайте дарить улыбки, добрые слова
Рефлексия
Как солнышко согревает нашу землю, так каждый человек может стать солнышком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением.
Когда говорят: У этого человека «большое сердце», что имеют в виду?
Это когда обладает всеми теми качествами, о которых мы сегодня с вами говорили. Такого человека называют счастливым. Он сам сделал себя счастливым. Посмотрите, какое большое сердце у нас на доске, в нём хватит тепла для вас всех.
(Показываю нарисованное на ватмане солнце, на котором находится сердце, снимаю сердце, в котором есть кармашек, каждый ребёнок берет себе маленькое солнышко из кармашка)
Пусть каждый возьмёт кусочек этого большого солнца и пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре. Песня «Дорогою добра»
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепла, как делает это большое солнце.