Представляю Вашему вниманию разработку классного часа по теме "Сделай счастье своими руками!" Мероприятие построено с использованием тренинговых упражнений и презентацией, рассчитано на учащихся 6-7 классов. Основной целью работы является - показать учащимся значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми. Классный час приурочен ко Всемирному Дню Толерантности. Используются следующие методы обучения - объяснительно - иллюстративный, репродуктивный,частично - исследовательский. Формы работы - индивидуально - групповая, коллективная, парами. Режим работы - интерактивный. По типологии классный час относится к комбинированному типу. Межпредметные связи очень разнообразны: литература,информатика, психология,технология, музыка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сделай счастье своими руками! »
Классный час
«Научить человека быть счастливым нельзя, а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно». А.С. Макаренко
ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА: «Сделай счастье своими руками!»
Цели:
показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности;
воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре.
Каждый человек в своей жизни стремиться к одному и тому же – к счастью. «Научить человека быть счастливым нельзя, а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно». А.С. Макаренко.
Тема нашего классного часа - «Сделай счастье своими руками!»
Я хочу прочитать Вам небольшую сказку
«Маленькая Горбунья и Мерцающая Звездочка»
В большом городском доме жило много мальчиков и девочек. Среди них была девочка-подросток Маленькая Горбунья. Была она, в самом деле, маленькая и в самом деле горбатая.
Как и другие мальчики и девочки, она выходила во двор поиграть
Выходили поиграть и три девочки-красавицы: Синеглазая Красавица, Голубоглазая Красавица и Черноглазая Красавица. Каждая из них была убеждена, что она красивее всех на свете и все должны восхищаться её красотой.
Маленькая Горбунья, не отрывая глаз, смотрела на этих красавиц. Как ей хотелось отдать кому-нибудь из них свою любовь! Она подходила то к одной, то к другой, пыталась играть с ними, но ни одна из них не обращала внимания на Маленькую Горбунью. Как будто ее вообще на свете не было
И вот Маленькая Горбунья полюбила далекую Мерцающую Звездочку. Она увидела ее на вечернем небосклоне, и прошептал ей горячие слова своей любви: «я хочу быть твоей, Мерцающая Звездочка! Я люблю тебя и хочу быть любимой»
Звездочка была невообразимо далеко, она мерцала еле заметной звездочкой, но сила любви Маленькой Горбуньи была столь велика, что, представьте себе, Мерцающая Звездочка ответила: «Хорошо, маленькая Горбунья, ты теперь будешь моей».
В глазах девочки засветилось огромное счастье. Она взглянула в глаза Синеокой Красавицы, Голубоглазой Красавицы и Черноглазой Красавицы и ужаснулась от чувства сожаления. Маленькая Горбунья прошептала: «Какие они несчастные, эти девочки».
Вопросы для обсуждения
О чём эта сказка?
Почему Красавицы не обращали внимания на Маленькую Горбунью?
Правильно ли они поступали?
Почему Маленькая Горбунья посчитала Красавиц несчастными?
Учитель. - Все должны понять, что к людям, даже если они отличаются от нас, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
– Мы живем на огромной планете Земля. Мы все очень разные: высокие и маленькие, худые и полные , весёлые и грустные…
2. (На магнитной доске появляется мальчик.)
– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?
– Что ему не хватает для счастья?
Три ученика отвечают и вывешивают символы на магнитной доске – друзья, дом, солнце…
Учитель:
Вы, конечно, правы, ребята, что эти три вещи необходимы каждому человеку. Но почему-то наш мальчик всё равно не улыбается… А дело в том, что, к сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
3. Основная часть
а) Игра «Паутинка»
Цели:
показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
4. Учитель:
Сейчас мы подошли вплотную к теме нашего классного часа. Нельзя быть счастливым, если тебя не понимают и не принимают.
Счастливые люди живут в толерантном обществе.
А что же такое толерантность?
Значение слова.
– Что вы понимаете под словом терпимость? Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. – Как поступает терпимый человек? Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Д о с к а:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки, уважать других, быть внимательным к людям, невзирая на различия. Это означает обращать внимание на то, что нас сближает.
А что же может нас сблизить и поднять настроение ?
Ученики: (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
Учитель: А что такое комплимент?
5. Значение слова.
б) Игра «Комплименты»
Цель:
создание доброжелательной атмосферы;
повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
Упражнение"Комплименты"
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Обсуждение:
– Скажите, что же приятнее: делать комплименты или плохие поступки?
(Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое, Грустно стало на душе, Захотелось мне, не скрою, Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови, Злое слово подбирать. Но подумала: любовью Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась, Не взлетала высоко, Я взяла и улыбнулась. Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
– Можно ли жить мирно и не ссориться? – Как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, независимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
6. Мы разработали кодекс толерантного поведения ученика:
· Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
· Не делай другому того, от чего больно тебе.
· В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
· Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
· Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
· Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
· Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества, избегая конфликтов.
7. Учитель. – Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса. – К каким результатам приводят конфликты? Доска: Три результата конфликта 1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. 2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом. 3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
Конфликтами можно управлять, используя определённые правила. А можно - с помощью тренинговых упражнений.
в)"Смена акцентов" - упражнение
- Вспомните не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и напишите на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставите букву "Х" и, начисто перепишите предложение.
- прочитайте полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)
Итог:Что изменилось?
- Разрешился ли конфликт?
Правила управления конфликтом: 1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
8. Учитель. - Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами. И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех. У нас разное воспитание, интеллект, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие они есть, т.е. быть толерантными. НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!
9. Работа в группах.
Учитель: В заключение нашего классного часа я хочу Вам, ребята, И Вам, уважаемые гости, предложить вместе заполнить таблицу, которую мы условно назвали «Качества толерантного человека».
(Работает группа ребят).
Вторая группа в это время готовит подарок одноклассникам и гостям – вырезать улыбку, написать на ней комплимент, а затем – преподнести гостю или однокласснику.
Учитель:– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса, а самое главное смогли признать свои недостатки.
Итог – звучат шуточные стихи.
Крутится, вертится шарик земной,
Годы, как птицы, летят чередой.
На классный час мы сегодня пришли,
С собою в подарок шары принесли.
В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы, любви - это пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах!
В синих шарах – голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему вы.
Чтобы сбывались мечты все у вас-
Этого мы вам желаем сейчас!
В шаре зелёном надежда живёт
В то, что счастливым окажется год,
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены!
Чёрный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли,
А потому, что в сердцах у детей
Лишь пожелания солнечных дней!
Звучит песня «Мы желаем счастья Вам…»
Вывод:
Хочешь быть счастливым – будь им! Будь добрым, понимающим, ответственным, толерантным – и счастье само тебя найдёт.