Просмотр содержимого документа
«Классный час "Россия, Родина моя"»
Классный час на тему "Россия – Родина моя"
Цели:
• способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
• воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
• усиление патриотических качеств личности;
• расширение кругозора учащихся;
• повышение интереса к истории Отечества;
• развитие эмоциональной сферы;
• развитие памяти, речи учащихся;
• привитие чувства любви к своей Родине;
• воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование:
• компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
• репродукции картин Шишкина и Левитана и др. художников;
• плакаты с пословицами;
• аудиозапись песни “С чего начинается Родина?”;
• выставка книг о Родине;
• иллюстрации детей по теме классного часа.
Ход классного часа: Организация класса к классному часу. Учащиеся слушают песню и определяют тему классного часа «Россия , Родина моя»
Постановка вопроса: О чём поётся в песне? С чего начинается Родина? (ответы по словам песни)
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
2. Основная часть. Классный час ведётся в форме беседы.
-О чём мы с вами будем говорить сегодня на Классном часе? С чего же всё-таки, начинается Родина?
Вступительное слово учителя на классном часе:
– Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Ну, и конечно поговорим о нашей малой родине.
– откуда пришло слово «Родина».
Ответы детей:
– В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода.– Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близким по смыслу.
– А что для вас Родина? Ребята, что вы вспоминаете, когда слышите слово Родина? (дети показывают рисунки и объясняют).
Ответы детей:
– Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, берёзка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, родное сердцу место.
Родина – это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Понятие Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства.
У К.Д. Ушинского есть такие слова: «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»
Вывод. Ответы детей:
– Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
– Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились
– Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своей водой, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна и Родина.
Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею и любим. Очень часто мы слышим словосочетание ПАТРИОТ РОССИИ.
В чём же, по вашему мнению, проявляется Патриотизм?
Ответы детей:
– В любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа, в любви к своей малой родине.
– В желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины.
– В готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих предков.
Вывод: Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые, кто открыл дорогу в космос, достиг больших успехов в разных областях науки и техники.История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России — безизвестных героев. Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству. Примеров бескорыстного служения Родине российская история знает немало. Охрана границ нашего государства, сохранения мира в стране одна из главных задач нашего правительства и армии. Военные события происходящие на территории нашей страны, участие российской армии в урегулировании военных конфликтов (выступление Чикнайкиной) показывают мощь, силу страны . Огромное чувство гордости испытываем в сердце к ним.
Что же такое патриотизм?
Ответы детей: Это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Ребята, но Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране, в активной гражданской позиции. Это сознание своей целостности с Родиной и переживание вместе с ней её счастливых и трудных, тяжёлых дней. Как вы дети, можете воспитывать в себе это чувство , Патриотизм.
Ответы детей: Сознательное и активное выполнение своих обязанностей, стремление направить свои способности на благо других людей, а значит, на благо Родины.
Но не только в экстремальных условиях можно проявить патриотизм, но и в повседневной жизни. Я предлагаю определить свою позицию в предложенной ситуации. Обоснуйте свой выбор.
Решить ситуацию.
Закончив сочинение, Сережка весело побежал в парк, где его ждали друзья. У одного из них накануне было день рождения, и он щедро угостил ребят конфетами с праздничного стола. На скамейке, на которой сидели ребята, быстро выросла гора фантиков. Вскоре пришло время расходиться. Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая гуляла со своим внуком.
— Уходите? – строго спросила она.
– А мусор кому оставляете?
Ребята переглянулись, хочешь, не хочешь, а придется подобрать фантики.
А это что? – Никитична показала на бутылку из — под пива, которая валялась около лавочки.
— Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.
— Ну и что, что не ваша! Она же валяется, поднимите её и выбросите!
Вот пристала. Сережка терпеть не мог, когда его заставляли что — то делать.
— Вот ещё ответил он старушке. – Будем мы ещё чужой мусор подбирать!.
— Значит, вы не патриоты! – вздохнув, сказала Никитична и подняла эту бутылку.
– Как это мы не патриоты? Причем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда! Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:
— Оле – оле – оле – оле — оле! Россия – чемпион!
Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.
Дискуссия.
— Правы ли мальчики?
Бережное отношение к природе родного края имеет прямое отношение к патриотизму. Этот человек не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор, свой поселок, уважает старших … Из этих, казалось бы, мелочей и складывается любовь к Родине.
Человека, который воспитал в себе это качество называют патриот.
А кто такой патриот?
Ответы детей :Человек, любящий родину, родное государство, который готов на подвиг и личные жертвы во имя отчизны.
-На слайде список качеств, свойственных и не свойственных патриоту.
Ребята, выберите из них качества, свойственные патриоту.
1. Готов встать на защиту Родины. *
2. Хорошо учится. *
3. Не любит работать.
4. Занимается спортом. *
5. Любит животных. *
6. Не слушается своих родителей.
7. Любит то место, где родился и вырос. *
8. Любит и не забывает свою мать, свой дом. *
9. Не хочет учиться.
10. С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. *
11. Не только любит, но и охраняет природу.*
12. Не уступает место старшим в автобусе.
13. Знает государственную символику. *
14. Украшает Родину своим трудом. *
15. Знает свой государственный язык. *
16. Разоряет птичьи гнёзда.
17. Знает историю своей страны, гордится своими предками. *
19. Хорошо читает, пишет стихи. *
20. Хороший друг. *
-Ребята, вы себя можете назвать патриотом? Свойственны ли вам эти качества?
Вывод : Если вы хорошо учитесь, помогаете родителям, помогаете ветеранам, участвуете в различных акциях, то вы, конечно, пока юный, но истинный патриот. Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Научить патриотизму, как учат математике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание правил и теорем, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ! ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!
Составьте синквейн 1 вариант Патриот, 3ряд Родина
Родина
Великая, необьятная
Защищает,помогает,
Моя Родина-Россия
Матушка
Патриот
Смелый,активный
Любит, защищает, охраняет патриотом должен быть каждый
Защитник
Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства.
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
(работа в группах) Задание: «Собери пословицу»
*Для Родины своей ни сил, ни жизни….. (не жалей).
*Родина-мать, умей за неё…..(постоять).
*Своя земля и в горсти…….(мила).
*Только тому почёт будет, кто Родину не на словах, а делом…….(любит).
*На чужой сторонушке рад своей……(воронушке).
*Жить – Родине……(служить).
Какие пословицы у вас получились?
А какая же она наша Родина? (Ответы детей)
– Вот так, плечом к плечу, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что – вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы - дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках! Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков.
Классный час мне хочется завершить словами Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что — то конкретное для нее делать».
Ученик 1: Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Ученик 2: Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Ученик 3: Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Ученик4: Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
8. Рефлексия
Ребята, я предлагаю вам продолжить фразы.
Я присутствовал(а) на классном часе, который называется…
Мне больше всего запомнилось …
Мое эмоциональное состояние …
Этот классный час научил меня ...
Наш сегодняшний классный час подошел к концу.
Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили.
Я думаю, что вы станете настоящими патриотами своей страны.
В мирном небе пусть сияет солнышко, согревая красоту родной земли.
Не забывайте никогда свою малую Родину, кто вы и откуда...