Просмотр содержимого документа
«Классный час "Помнить, чтобы жить!"»
Тема: «Помнить, чтобы жить!»
Цель: прививать чувство любви к Родине – большой и малой, воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, к родной истории
Систематизировать и обобщить материалы, изученные о Великой Отечественной войне
Учиться искать, анализировать, отбирать и преобразовывать необходимую информацию
Оформление:
- эпиграф
- выставка рисунков о войне
- презентация, видеоклипы
- модели голубей белого и черного цвета
Подготовительная работа:
- сообщение о земляках-героях
- сочинение «Война в истории моей семьи»
- рисунки о войне
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы проведем необычный урок, но очень важный для каждого из нас. А начать наш классный час я хочу словами:
Боль войны – неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?
Сообщение темы: слайд 1
- Что же такое война? Какие слова вы бы поставили рядом со словом война?
(из предложенных учителем слов дети выбирают слова)
- Почему же каждый из нас должен помнить о событиях Великой Отечественной войны? Сегодня мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Учитель: У времени есть своя память – история. И я, и вы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, которые извещают о воздушной тревоге, не знаем, что такое жить зимой в промёрзшей квартире, когда нет водопровода и электроснабжения, нет продуктов, чтобы наесться досыта. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам. 70 лет прошло с того времени как закончилась война, но мы до сих пор с благодарностью вспоминаем тот подвиг, который совершили наши прадеды.
И мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы она не повторилась снова. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Давайте сегодня перелистнем страницы истории….
Июнь 41-го. Время неумолимо отсчитывало последние часы и минуты мирной жизни.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Стояли самые светлые длинные июньские дни. По всей стране проходили выпускные вечера в школах. Юным выпускникам будущее казалось таким безоблачным и счастливым…
Слайд 2 Воскресное утро 22 июня 1941 года вошло в жизнь нашего народа воем вражеских бомб, сброшенных фашистскими бомбардировщиками на мирные города и села. Началась Великая Отечественная война.
Слайд 3 Сообщение о начале войны
Слайд 4 Вся страна поднималась на бой, святой и правый.
Отрывок песни «Вставай, страна огромная»
Слайд 5
Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей и более 27 миллионов погибших людей! Люди умирали. Погибали на полях сражений от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные.
Слайд 6 (1 картинка) Немцы сжигали целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов.
Слайд 6 (2, 3 картинка) Другие деревни они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты не щадили никого.
Слайд 7 (включить музыку)
ВАРВАРСТВО Мусса Джалиль. Они с детьми погнали Матерей И ямы рыть заставили, А сами, они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор И хмурыми глазами окинул обреченных...
Мутный дождь шумел В листве соседних рощ, И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею
Друг друга с бешенством гоня, НЕТ! Этого я не забуду дня. Я не забуду никогда во веки. Я видел: плакали, как дети, реки.
Как в ярости рыдала мать земля Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучи опустилось на поля,
В последний раз детей поцеловали В последний раз... Шумел соседний лес. Казалось, что сейчас он обезумел,
Гневно бушевала его листва. Сгущалась мгла вокруг, Я видел - мощный дуб свалился вдруг. Он падал, издавая вздох тяжелый,
Детей внезапно охватил испуг Прижались к Матерям, цепляясь за подолы, И выстрела раздался резкий звук. Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной. Ребенок-мальчуган больной Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины -
Она смотрела ужаса полна, Как не лишиться ей рассудка? Все понял, понял все малютка. "Спрячь Мамочка меня, не надо умирать"
Он плачет и как лист, Сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже. Нагнувшись, подняла ребенка Мать
Прижала к сердцу, против дула прямо. "Я, Мама; жить хочу, не надо, Мама. Пусти меня, пусти, чего ты ждешь?" И хочет вырваться из рук ребенок
И страшен плач, и голос тонок И в сердце он вонзается, как нож. -Не бойся, мальчик мой, Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы живым тебя не закопал палач. Терпи сынок, терпи. Сейчас не будет больно...
И он закрыл глаза, и заалела кровь по шее Тонкой лентой извиваясь Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь.
Гром грянул, ветер свистнул в тучах, Заплакала земля в тоске глухой. И сколько слез горячих и горючих Земля моя - скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое. Земля моя, враги тебя громят,
Но выше подними великой правды знамя Омой его земли кровавыми слезами И пусть лучи его пронзят, Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно Кровь наших Матерей.
Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
СЦЕНКА.
Сценку показывают мальчик и девочка.
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.
Сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны.
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Учитель: Да, нечего было есть. Слайд 8 Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем, кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день.
Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.
Слайд 9 (4 картинки)
Ученик: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или ЛАГЕРЯ СМЕРТИ. Там уничтожали советских людей. Те, кто мог работать, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те, кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах.
Ученик: Война отучила этих детей плакать. Когда поезд разбомбили, люди попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.
Учитель: Но вся страна от мала до велика, поднималась на защиту нашей Родины. Мужчины, женщины, дети все стояли плечом к плечу.
Слайд 10 (4 картинки + надпись)
Фронт был везде и на передовой, где лицом к лицу наши солдаты бились с фашистскими захватчиками, отвоёвывая каждый сантиметр земли и в тылу, где рыли окопы, строили укрепления, делали снаряды. Главный лозунг того времени был «Всё для фронта – всё для победы»
Страх, боль, тревога, желание не только выжить, но и прогнать врага с русской земли объединили всех людей.
С каждым днём войны вражеские войска продвигались вглубь нашей страны.
Слайд 11
Ученик: В августе-октябре 1941 г. вся территория Брянской области была захвачена немецко-фашистскими войсками. 59 дней и ночей длилась оборона. 2 месяца не могли фашисты взять Брянск. В это время на территории нашего края создавались партизанские отряды.
Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню как трофей не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны Брянских лесов.
Слайд 12
Командование обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ. Песня сравнительно быстро была написана. Вскоре песню узнали во всех отрядах. Она стала партизанским гимном. Песня звучала в лесах Белоруссии, её пели украинские, смоленские и курские, орловские и ленинградские партизаны.
Слайд 13 (включить видео «Шумел сурово Брянский лес»)
Учитель: А в 1998 году эта песня стала гимном Брянской области.
Почти 2 года длилась оккупация Брянщины. Утром 17 сентября 1943 года 323-я и
197-я дивизии Брянского фронта освободили Брянск.
Пускай, имена их тебе неизвестны, а почесть они заслужили по праву,-
Стояли здесь насмерть – и храбро, и честно.
И вечный огонь им, и вечная слава.
Слайд 14
Мемориальный комплекс "Партизанская Поляна" открылся 17 сентября 1969 года в честь 25-летия освобождения Брянской области от немцев.
Учитель: Кто же они - наши земляки-герои?
Рассказ детей о героях земляках.
Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9 мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией. Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.
- Ребята, расскажите, как события Великой Отечественной войны коснулись вашу семью, ваших родных и близких?
Чтение сочинений «Война в истории моей семьи»
Ученик:
Четыре года жизни – год за годом, Четыре года смерти – день за днем, Во имя мира всем земным народам Бежали, опоясаны огнем. Все, что свершили, – памятно и свято. Навеки будут рядом, без конца – Могила Неизвестного солдата и Счастье победившего бойца!
Слайд 15 (включить музыку)
Учитель:
Неугасима память поколения И память тех, кого так свято чтим Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим, и помолчим.
Минута молчания.
Учитель: Мы сегодня прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения.
-Какие чувства вызвали у вас события Великой Отечественной войны?
- Почему же каждый из нас должен помнить о событиях Великой Отечественной войны?
Учитель: Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда чёрные тучи войны не заслоняют солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!
Каждый из вас знает, что голубь это символ мира. Подумайте, голубь какого цвета символизирует мир. Создадим мир на нашей планете.