Цель: - Развитие чувства патриотизма и национальной гордости за свою Родину.
Задачи: - воспитывать интерес к русским народным традициям;
- знакомить детей с бытом русского народа, развивать и пополнять словарный запас;
- расширять знания детей о здоровом образе жизни.
Оснащение: компьютер, мультимедийный аппарат.
Используемые материалы: документальный фильм «Русская изба», фонограммы для песен, приложения 1, 2, 3.
Ход занятия
I. Активизация знаний. Целеполагание.
-Когда человек счастлив?
- Ребята, у каждого человека есть своя родина. Каждому человеку дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие».
-Послушайте стихи и подумаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину
- Итак, тема нашего занятия «Обычаи русского народа» Слайд 1
Русь деревянная — края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют... Слайд 2
-А почему Русь называют деревянной?
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. А что же там внутри дома? А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда...
-Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить. Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки. Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.
II. Работа по теме «Русская изба».
Просмотр отрывка из документального фильма «Русская изба».
-Внимательно ли вы смотрели и слушали? Сейчас проверим.
-Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе.
1. Русская печь
-Что устраивали в доме в первую очередь?
Белая старуха на одном месте сидит,
Из угла в угол не переставить
и из избы не вытащить. (Печь.) Слайд 3-5
-А какие обряды и обычаи были связаны с печкой на Руси?
(Рассказ ученика)
Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Без печи хата – не хата. В старину с печью было связано множество поверий и обрядов и относились крестьяне к печи почтительно, заботливо, уважительно. Называли её печка-матушка, кормилица, хранительница, защитница. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Слайд 4
В печи мылись, парились, омывали новорожденного и умершего.А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. Но важная особенность русской печки в том, что печная лежанка - верное средство от простуды. Полежишь на ней, погреешь бока и вновь как молодой, да здоровенький. Словно заново родился.
-Что нового о печи вы узнали?
2. Красный угол.
- Как называлось самое святое место в доме? Слайд 6-7
(Рассказ ученика)
Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ- то есть красивый, это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. Красный угол - это особое место было для гостей.
Загадка:
Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.
-А какая роль отводилась в доме столу?
Стол стоял в святом красном углу, перед образами, садясь за стол крестились, читали молитву. Стол никогда не должен быть пустой. На нём всегда лежит хлеб, да солонка с солью. После обеда их покрывали рушником. Самое почётное место за столом занимал хозяин дома или дорогой гость. Нельзя было сидеть на столе, стучать по столу, класть на него шапку, снятую с головы, а то в избе заведётся нечисть, злые духи, бесы.
Прямо к стене крепились лавки скамьи, которые разбегались от красного угла в обе стороны.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
Что есть в печи – все на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
-Чем различаются лавка и скамья?
(Чтение текста самостоятельно на листочке)
Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали — на лавку или скамью. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая настол.
-Ответьте на вопрос.
4. Сундук
Загадка:
-Бабушкино хранилище.
Слайд 8
Вдоль стен стояли сундуки. Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.
-Что узнали о сундуке?
Слайд 9 - Широко применяли в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, — воронцы. К полкам можно также отнести и навесной настил — полати, которые делали над входной дверью, между печкой и стеной. Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Встроенная кровать размещалась в углу, наглухо крепилась к стенам с двух сторон и имела одну спинку. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, росписью, фигурными вырезами в досках.
Вот и вся основная мебель. Почти все в избе делалось своими руками. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавка со спинками), стольцы (табуретки), сундуки, - все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.
3. Бабий кут
-А это бабий кут. Слайд 10-11
-Что это значит?
(дети читают текст на листочках)
Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.
5. Утварь. Слайд 12
Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.
- Кто знает, что обозначает это слово - утварь?
В толковом словаре В. И.Даля объясняется так, утварь — это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
-Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (Ухват.)Слайд 13
-Как называется приспособление для размешивания углей в печи? (Кочерга.)
-В нем готовили пищу в печке.(Чугунок)
-На Руси обедали в полдень. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания. «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так стол — престол, а хлеба ни куска, так и везде тоска», — так говорили о хлебе наши предки. К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово пирог происходит от слова пир. «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Русский хлеб из кислого (дрожжевого) ржаного теста - этот король на нашем столе, без него и теперь немыслимо русское меню.
- Какие мучные изделия вам известны?
Виды русских хлебных и мучных изделий: известные нам сайки, баранки, сочни, пышки, блины, оладьи, пироги и…..
Из муки делали настоящие кисели - овсяный, пшеничный и ржаной, появившихся задолго до современных, ягодных киселей.
- А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее, какой овощ?
а) свекла;
б) репа;
в) капуста.
Внимание! Подсказываю:
«Кругла, а не месяц,
желта, а не масло,
с хвостом, а не мышь!»
Что это? (Репа.)
-Кстати, крестьяне этот «второй хлеб» хранили в сыром виде" 'чуть ли не всю зиму. Скажу как. Не спеша, после снятия урожая через 2-3 недели обрывали с репы всю зелень. Плоды укладывали в кадку из-под соленых огурцов или капусты. Но не валили валом. Прежде насыпали песок, потом аккуратно - слой репы и т. д.
- Важным продуктом на Руси была капуста.
-Какие блюда из капусты вам знакомы?
Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?
а) крапивные;
б) на рыбном отваре;
в) пустые, т. е. без мяса.
И верно, коли в пост - то и хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли по бедности - весь год, как тут на щи не осерчать?
-Вторым по значению продуктом питания были каши.
(Рассказ ученика)
Без каши на Руси не проходило ни дня. «Каша — мать наша», - говорили на Руси. В древности на Руси был обычай, есть кашу с бывшими врагами при заключении мира, отсюда и пословица, которую употребляют и сегодня: «С ним каши не сваришь». Готовили каши из круп, крупу раньше называли «засыпа». Дробленая крупа называлась «варгеня», из нее можно было приготовить кашу наскоро — отсюда глагол «сварганить».
- Что же это за такие каши? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное, слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку, или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить туда растительного масла, соли ... вот собственно и все. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору Настоящая государственная каша. Также варили манную, пшенную, гречневую каши. Кашу подавали на стол в общем горшке или выкладывали в миску.
-Обратимся теперь к крестьянскому столу. В повседневной жизни нельзя было обойтись без посуды. Для разных целей и посуда нужна была разная: мелкая и глубокая, большая и маленькая.
-Поговорим о посуде, которой пользовались крестьяне
(Работа в группе. Каждая группа получает карточку с заданием)
1 группа
Выберите из названий большие ёмкости для воды и солений (квашения)
-Теперь ещё одно свойство предписывают древесине наши современники – это…ЭКОЛОГИЧНОСТЬ,
Древесина - самый экологически чистый материал, поэтому Русь славилась своими лесами с самых древних времён.
-Вот вам очередная загадка.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка.)
- Заготовки для деревянных ложек назывались... (баклуши).
-Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой полбу. Существовали различные приметы, связанные с ложкой. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого лукавый радуется, и скликаются на обед злыдни, существа, олицетворяющие бедность и несчастье. На ложках в святки гадали. В праздники ложка была музыкальным инструментом. Лошкари
- Кто отгадает такую загадку?
Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов — сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода. Корзиныизготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корня, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы — овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.
- Отгадайте загадку:
«Вертящаяся палочка» для прядения — это... (веретено)
Простейшая машина для ручного вязания — это... (прялка)
- Одежду носили домотканую — льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. К работе этого рода приступали осенью, старались завершить еек весне. Чтобы спрясть нитки из одного пуда волокна, требовалось ни много, ни мало 955 часов усердной работы. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала спою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. Готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала свое дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. «Непряха», «неткаха» — были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.
Из нитей ткали полотно. Ткали на домашних станках. Для того чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно было проводить за ткацким станком, по 12—15 часов вдень. Из ткани делали рушники (полотенца), шили одежду, а украшали вещи, вышиванием. Занимались этим ремеслом все женщины с мала, до велика.анимались этим ремеслом все женщины с мала до велика. ашали веши вышиванием 0000000000000000000000000000
-Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
(Исполнение песни «Лапти, да лапти, да лапти мои»)
Во деревне-то было Ольховке
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплетё!
Эх, ну! Тьфу!
Там жил-был парень Андреяшка
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплетё!
Эх, ну! Тьфу!
Полюбил Андреяшка Парашку
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплетё!
Эх, ну! Тьфу!
Он носил ей дороги подарцы
Все прянцы да баранцы
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплетё!
Эх, ну! Тьфу!
Не велел ему тятька жениться
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплетё!
Эх, ну! Тьфу!
Эх, заплакал тут наш Андреяшка
А за ним заревела Парашка.
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплетё!
Эх, ну! Тьфу!
- А сейчас отгадайте такую загадку:
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе;
Продырявит море.(Утюг.)
-Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани? (Рубель.)
У нас на Руси был такой способ. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной палкой - рубель. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. В XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А в 1882 году - утюг с электрическим нагревателем.
- Как только начинает темнеть в домах и на улицах, зажигаются огни. Кто мне назовет самое первое средство освещения? ( лучина, свеча, керосиновая лампа.)
Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники – небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
6. Праздники
- Любил русский народ не только работать, но и отдыхать.
- Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, как «честная», «широкая», «веселая»?
а) троица;
б) пасха;
в) масленица.
Масленица - один из самых веселых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего шла поговорка: «Красна изба углами, а масленица —пирогами». И верно, тут даже бедняк гулял на широкую ногу. Недаром, и по сей день, как услышим: «живет, что сыр в масле катается», или еще: «Не житье, а масленица» — сразу понимаем, о чем тут речь.
III. Практическая работа (карточки- задания)
1. полотенце (рушник)- вытирать лицо, руки.
2. прялка – прясть пряжу.
3. туес – для хранения ягод.
4. веретено – наматывать пряжу
5. утюг, гладить бельё.
6. серп – срезать траву, жать пшеницу.
7. кувшин- молочник– для хранения молока, кваса.
8. чугунок- для варки пищи в печи.
9. коромысло – для переноса вёдер с водой.
10. ухват – для переноса чугунков.
11 . Спальное место в избе — ... (полати, лавка).
4. Итог:
- Мы с вами говорили сегодня об обычаях русского народа. На Руси за самоваром собирались семьи, общались, решали дела семейные. Мне очень хочется, чтобы то, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы ваш дом был радостным и уютным и на сердце каждого вошедшего в него, было тепло от этого. И никогда не забывайте о наших русских традициях. Самое главное у русского народа – это любовь и уважение, которое царило в семьях. Давайте же вернем все это в наши дома, чтобы жизнь стала еще более светлой и радостной.
-Продолжаются ли у нас народные традиции?
-Можем ли мы стать народными умельцами?
-Что для этого нужно?
-Учится у своих предков традициям, передавать их по наследству.