воспитывать интерес к различным профессиям и уважительное отношение к людям этих профессий.
Форма проведения: игровой классный час, имеющий познавательное направление.
Оборудование и реквизит: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал на карточках.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго дня. Молодцы! Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наш классный час. Я попрошу вас догадаться, о чем мы сегодня с вами будем вести беседу, послушайте стихотворение
«Ничто никогда не выходило само»:
Не приходило само
К нам на дом письмо,
Само не способно смолоться зерно,
Само стать костюмом
Не может сукно,
Само не умеет свариться варенье,
Само не напишется стихотворение.
Мы делать все это обязаны сами –
Своей головой и своими руками. (Ответы учащихся)
Педагог: - Сегодня мы будем говорить о профессиях. Кто знает, что такое профессия? Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность. Ежедневно миллионы людей утром рано идут на работу. Труд приносит человеку радость. Благодаря труду людей богатеет страна. Ваши родители работают и поэтому у вас есть возможность одеваться, обновлять квартиру, отдыхать, путешествовать. Скажите, а что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу? Для этого надо найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость.
Прочитайте на доске афоризм: «Счастливый человек тот, который утром с удовольствием идёт на работу, а вечером – с радостью возвращается домой». Сегодня, вспоминая людей разных профессий, вы попробуете определить, чем бы вам хотелось заниматься в будущем, в конце классного часа вы расскажите, кем вы хотите стать.
1.Игра «Кто что делает? (с мячом) Учащиеся встают полукругом, педагог – в центре с мячом. Бросив мяч одному ребёнку, педагог даёт характеристику одной профессии, ученик, возвращая мяч, называет эту профессию.
*Изготовление одежды.
*Производство хлеба.
*Обслуживание в магазине.
*Доставка на работу.
*Обслуживание в больнице.
*Приготовление лекарств.
*Доставка писем.
*Обучение и воспитание детей.
*Тушение пожаров.
*Охрана леса.
Педагог: - Как вы думаете, какая из этих профессий самая интересная? Почему? Обоснуйте свой выбор.
2.Игра «Азбука профессий» - Класс делится на две команды, и весь алфавит соответственно на две части. Команды должны за 5 минут записать названия профессий на все выписанные им буквы алфавита
Педагог: - Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии. В мире существует тысячи различных профессий (20 тыс.). Каждый человек выбирает одну и посвящает всю свою жизнь. Вы учитесь пока в начальных классах, но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с 1 класса. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.
3. Игра «Загадки о профессиях»
Педагог: - Мы в профессии играем и мечтаем поскорее, стать взрослее, чтоб не просто так мечтать, а кем быть решить и стать. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:
А) Если заболело ухо
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач-
Ведь тебе поможет…(врач)
Б) Этот четко знает дело,
Он ребят стрижет умело.
Зачем ходить косматыми?
Зачем ходить лохматыми?
Ведь лучше быть ребятами
Красивыми, опрятными… (парикмахер)
В) В полиции служат
Отважные люди
Полиция дружных,
Находчивых любит.
Пусть дождь проливной
Или тёмная ночь
Любому в беде они смогут помочь… (милиционер)
Г) Перетянут он ремнём
Каска прочная на нём.
Он в горящий входит дом,
Он сражается с огнём…(пожарный)
Д) Строю школы, строю бани,
строю новые дома.
Строю целые деревни,
даже строю города…
В своём деле я художник
и над ленью победитель.
Догадались? Я…(строитель)
Е) Чтобы дети не болели,
Не ходили еле - еле.
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтоб упитанными были,
В школу каждый день ходили,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе…(повар)
Педагог: - Молодцы, ребята! Как вы думаете, все ли профессии мы назвали? Предлагаю вспомнить и другие профессии:
Поезд водит.... ( машинист) Пашет в поле....( тракторист) Самолетом правит....( летчик) Клеит книги.... ( переплетчик) Столы делает.....(столяр) В доме свет провел....( монтер) В шахте трудится....( шахтер) В жаркой кузнице....( кузнец) Педагог: - Кто ответил молодец!
Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»
1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
2. Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…
3. Если хочешь стать спортсменом, делай так…
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
Педагог: Ребята, расскажите о профессиях своих родителей (рассказы детей). Когда люди стараются выполнить свою работу хорошо, на совесть, его благодарят за выполненную работу. За что можно поблагодарить:
Портного – за (одежду) Сапожника – за удобную (обувь) Столяра – за прочную (мебель) Строителя – за уютное (жильё) Парикмахера – за красивую (прическу) Врача – за избавление от (боли) Учителя – за (знания)
4.Задание «Пояснить пословицы»
Педагог: - О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Обычно эти пословицы приводят в пример лодырю и лентяю, укоряя его в бездействии. Но я думаю, что из вас никого нельзя назвать ленивым, потому что вы трудитесь дома, но главный ваш труд – это учеба в школе. Предлагаю вам вспомнить некоторые.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Научился сам - научи, другого.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Упустишь минуту, потеряешь час.
Землю красит - солнце, а человека - труд.
Не спеши языком, торопись делом.
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
Дерево сильно корнями, человек трудами.
Каков мастер – такова и работа.
Не речь кормит, а руки.
Горька работа, да сладок хлеб.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глаза страшатся, а руки делают.
Педагог: Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Какие новые профессии ребята вы знаете?
(ди-джей, риелтор, маркетолог, продюсер - краткая характеристика труда каждой профессии) В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии. Ребята, почему их называют редкими? (дегустатор, кинолог, лесник, егерь, священник, частный детектив, сыщик). Вы все слышали о том, что существуют престижные профессии. Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным ? (менеджер, врач, банкир, служащий банка, экономист, финансист, бизнесмен, предприниматель, министр, депутат, государственный служащий, программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса). Почему эти профессии называют престижными?
Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали.
Какая профессия самая главная? А кем вы хотите стать в будущем?
(Опрос детей)
Педагог: Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Поэтому постарайтесь узнать как можно больше о разных профессиях, присматривайтесь и выбирайте то, что интересно вам. Вы все прекрасно знаете, что каждый человек на земле от мала до велика, должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь. Сегодня вы за школьной партой. Учение тоже труд и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами встанет серьезный вопрос "Кем быть?" Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе. Этот классный час является маленькой частицей в этой большой работе. Каждая профессия хороша по-своему.
…Профессий много на Земле, Но выбирай, любя.
Решай мой друг, кем быть тебе, Верь, каждая из них важна…