Просмотр содержимого документа
«Классный час "Доброта спасёт мир."»
Внеклассное занятие
в 4 «А» классе
«Если добрый ты – это хорошо»
"Если добрый ты – это хорошо»
Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.
Задачи:
• раскрыть положительные стороны доброты;
• побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
• сформировать в сознании детей понятие “доброта”;
• расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.
Оформление, оборудование, реквизит:
- презентация к теме;
- проектор;
- карточки с пословицами;
- карточки с названиями групп;
- карточки с ситуациями;
- плакат “Дерево доброты”;
- портфель. 3 книжки, свёрток;
- апельсин;
- листочки красные, жёлтые, зелёные;
- текст песни “Дорогою добра”.
Дети предварительно поделены на 2 группы, каждая группа сидит за своим столиком.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
Учитель:-Доброе утро.(1 слайд)
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что сегодня мы собрались все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и успехов. (слайд 2)
Вы готовы? Мы начинаем наше занятие с одной удивительной песни.
Нам эта песня знакома, поэтому предлагаю её спеть всем вместе и дружно.
Звучит фонограмма песни “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда” или фрагмент мультфильма (видеозапись) (слайд 3)
Учитель: Вы послушали и пропели сейчас песню. Нам всем знакомы герои этого мультфильма. О чём эта песня? (О добре, о друзьях…) А как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на нашем занятии? (Ответы детей) Верно, о доброте . К чему призывает песня? В каких строчках содержится главное этой песни? (Если добрый ты-это хорошо)
-Как вы думаете, какая будет тема нашего занятия?
-И тема нашего занятия- « Если добрый ты-это хорошо.» Сегодня мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты. (слайд 4)
Качество это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Это качество - Наших сердец ДОБРОТА. (слайд5)
Учитель: Сегодня на нашем занятии мы будем работать в группах. У нас будет 2 группы. Первая группа будет –«Доброжелатели». Вторая группа-«Добряки».
Доброжелатели Добряки
Учитель: В названиях ваших групп есть что-то общее. Что это?
(Ответы детей: слово “добро”)
-Предоставляем слово ребятам 1 группы «Доброжелатели». Они заранее готовились и провели мини-исследование по теме «Что такое доброта?»
-Итак, вам слово. (выходят все вместе, выступают и садятся на место)
1уч: Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется ,как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. (Саша Павлов) показывает словарь Ожегова 2уч:
У слова «доброта» есть много родственных слов: добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный доброжелательный - желающий добра добропорядочный - приличный, достойный одобрения добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом добросовестный - честно выполняющий свои обязанности (Никита Кардаполов)
3уч: А ещё доброта - это забота, нежность, ласка, внимание, понимание, сочувствие, отзывчивость, терпение, верность, любовь, милосердие. (Тимур) 4уч:
Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощённых обид». (Никита К.)
5уч:Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».( Паша)
6уч:Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Вадим Хусаинов)
7уч:
Добрым быть совсем, совсем не просто: Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы, с тобой добрей! ( Андрей)
Учитель:Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: “Доброе слово и кошке приятно”. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Ребята, вы знаете их? (Ответы детей) Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них. У вас на столах лежат карточки с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, выложить на столах, прочитать, объяснить смысл этих пословиц, представить их нам. Задание понятно? Приступаем.
1 группа: Доброе слово лечит, а злое калечит. За добро- добром плати.
2 группа: Худо тому, кто добра не делает никому. Добро помни ,а зло забывай.
Учитель:Вы уже готовы? Прочитайте, ребята, какие пословицы у вас получились? (выступления детей). ( Слайд 6)
-Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Учитель: Ребята, скажите, а легко ли быть добрыми? (Ответы детей)
Уч: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас есть свои достоинства и свои недостатки.
-Каждая группа приготовила ситуации из жизни, которые они нам сейчас покажут, а мы с вами обсудим.
Разыгрывание ситуаций, обсуждение другими группами.
1 группа: “Задача не на сложение, а на уважение”. (слайд 7)
По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большая коробка . Одна из книг упала.
- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс одна коробка – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.
(Обсуждение ситуации)
Учитель: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)
2 группа: “Горький апельсин”. (слайд 8)
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.
– Разве не видишь? – буркнула Маша.
– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
(Обсуждение ситуации)
Учитель: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей).
-Мы посмотрели и разобрали с вами ситуации, которые могут пригодиться вам в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
(слайд 9)
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами: А-аз Ж-живёте Б-буки 3 - земля В-веди Л-люди Г - глагол М - мыслите Д - добро П - покой Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Уч: Сказанное слово, словно семя попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как растёт в нашем сердце любовь и надежда.
Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
-А часто ли вы говорите друг другу слова одобрения,утешения,комплименты? Давайте сейчас вместе попробуем это сделать.
Разминка (слайд 10) -Я предлагаю всем встать. Возьмите с собой ручку и подойдите к столу, на котором лежат ладошки каждого из вас, с вашим именем. Пока музыка будет звучать, вы будете двигаться. А как только она остановится, вы должны написать пожелание тому, чьё имя написано на ладошке.
В центре класса стоит парта на ней лежат ладошки, учащиеся встают вокруг стола. А затем звучит песня «Дорогою добра». Пока она звучит, дети ходят по кругу. Она заканчивается. Напротив чьей ладони они оказались, пишут на пальчиках пожелания.
-После занятия вы можете забрать свою ладошку с пожеланием.
-И сейчас я хочу предоставить слово второй группе «Добряки», которая защитит свой мини-проект «Добро и зло». (слайд 11)
Выступление второй группы (выходят все участники)
1уч: Наташа
Каждый знает этот мир Словно кто-то разделил: На хорошее, плохое – В нас живут вот эти двое.
Они борются годами В сказках, фильмах и в нас с вами. Каждый вправе выбирать Кому в этом помогать.
2уч: (Галя)
Если хочешь в мире тёмном Обижать людей с порога, Драться, хмурить свои брови В царство зла тебе дорога.
Ну, а если ты улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет.
Помни истину простую: Что от зла добра не ждут. Только добрые поступки И к тебе добром придут!
3уч: Что такое зло? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «зло» определяется, как нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. ( Миша)
4уч: Российский историк, профессор Московского университета Василий Осипович Ключевский говорил: «Добрый человек -не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло.» (Саша С.)
5уч::Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. (Стас) 6уч: Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие. (Вадим Г)
7уч: стих Доброта-вещь удивительная,
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым- значит отдавать
Тепло своё другим.
Быть добрым- значит понимать
И близких, и чужих.
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один… ( Настя)
Уч: Спасибо ребятам за их выступление. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и задуматься. Слушайте внимательно слова этой песни. А после просмотра вы поделитесь своими впечатлениями.
Демонстрируется клип «Жестокость» (слайд 12)
-Что вы можете сказать? Какие ваши впечатления?
Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу.
Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло.
-Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. А какого же человека мы можем назвать добрым? Верно. Обобщая ваши ответы можно сказать. Добрыми должны быть и слова, и дела. Прочитайте. (слайд13)
-С помощью вежливых слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.
Дерево добрых дел (Изображено на плакате, без листьев) (слайд 14)
Учитель: Ребята, давайте с вами посадим дерево добрых дел. Вы совершаете добрые дела. Да? Скажите, какие добрые дела вы совершили в классе? Дома? В природе, на улице, во дворе? Я предлагаю вспомнить и записать свои добрые дела на листочках которые лежат на ваших столах. Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых дел (дети записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку). Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашей школе и на нашей земле.
(слайд 15)
-А вы знаете, что есть такой праздник- всемирный День Доброты? И отмечался он вчера,17 февраля.Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник пока мало известен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. (слайд 16)
Стихотворение (я)
В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звёзды светить!
Пусть не ставят вам в школе отметок за щедрость души
Ты однажды возьми и добро соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут вас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья,
Чтоб скорее исполнились давние ваши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком- Урок доброты!
Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Учитель: Завершить наше занятие я предлагаю песней “Дорогою добра” (у детей слова песни), (видеозапись). (слайд 17)
Всего вам доброго! И помните: «Доброта спасёт мир!»
Выпол нение теста.
У. - Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”
Каждый из вас сможет проверить, - какие вы, всегда ли внимательны и добры к окружающим?
У. – давайте рассмотрим бланк ответов
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
У. - а теперь вопросы
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
У. – Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.