Просмотр содержимого документа
«Классный час "Чем я богат" (для учащихся 3 классов)»
Ход занятия:
Оргмомент
Дети под музыку проходят в класс к своим столам. Выполняют 2-3 танцевальных движения, приветствуют друг друга улыбкой и садятся за свои парты.
detskie_-_detskaya_studiya_delfin-gnomiki Слайд1
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
Постановка проблемы
- Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения) (Слайд 2)
- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. (учитель показывает)
- А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей).
Актуализация знаний
- Добрый день, ребята. Этот классный час мы посвятим разговору на тему «Чем я богат» С давних времен человечество стремится улучшить, украсить и облегчить свою жизнь, создавая различные предметы, механизмы. Эти предметы и деньги, на которые их можно приобрести, люди называют богатством.
- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства? ( ответы детей )
Самый известный политик Российской Федерации
- Как вы думаете ребята, кто это ? ( президент РФ В.В.Путин)
Президент Российской Федерации говорит «Я самый богатый человек не только в Европе, но и в мире. Я богат чувствами , я собираю эмоции»
-Как вы думаете, что имел ввиду В.В.Путин, когда говорил…Я богат чувствами ,я собираю эмоции.
2. Подведение к формулированию темы
- А для чего нам нужен второй сундучок? Слайд 3
- Какой вопрос у вас возник?
- Сформулируйте тему нашего занятия?
Какие задачи стоят перед нами?
(-какие бывают богатства;
- что они значат для человека)
3. Выдвижение версий
-Может, кто-то уже догадался, что мы будем складывать во второй сундучок?
Тогда давайте решать эту проблему. Давайте подумаем вместе. Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.
Сказка «Сокровища пирата» (М.А. Андрианов) Читает учитель на фоне музыки (Bloker-SidewalkCafé)
Слайд 4.
Учитель читает сказку.
Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой-кроликом.
-Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в нее детей? Сегодня мама сказала мне, что все богатства и сокровища человека находятся в его сердце. Она , наверное, все еще считает, что я маленький и глупый и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь ,кролик, мы с тобой мультик про пиратов смотрели, там один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Этот пират еще все время песенку напевал: «Ого-го, эге-ге, эй вы , тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои…»
Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то тихий голос:
- Правильно, правильно думаешь.
Артем, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма. Артем хотел было закричать, позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.
- Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.
Страх у Артема быстро прошел, и он тихо спросил тень:
-А какие же у меня в сердце сокровища?
-Радость, любовь, доброта и много других, - прошептала тень.
-Вот глупая тень, - подумал Артем. – Да какие же это сокровища?
А сам вслух спросил:
- А если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
- Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. Только сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание.
Артем слово в слово повторил заклинание, и тень пирата исчезла вместе с его радостью.
Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему-то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать её по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь , а уроки скучные учишь.
Вышел Артем во двор поиграть – опять никакой радости, угостили мороженым – опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Вернулся он домой совсем печальный, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика. Только допел он последнее слово, как опять на стене появилась тень пирата. Но на этот раз она выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.
- Еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? – спросила тень.
-Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.
-Хорошо,- сказала тень. – Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен?
Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.
Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью.
Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и вскоре исчезла со стены.
Увидел Артем под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Но не долго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и все на свете. Но самое страшное было то, что Артем разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться со своими друзьями по двору. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось, и от всякой ерунды в сердце злость появляется!
-Опять меня тень обманула, - подумал Артем. – И зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости жил.
Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила:
- Ну как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундука? Может быть, еще поменяемся?
Но Артем со злостью ответил:
-А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.
- Фу, какой ты злой и бессердечный! Получил настоящие сокровища, а вместо благодарности еще и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла.
Стал Артем плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг ему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его.
Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу исчезло.
Больше никогда в жизни Артем не пел песенку пирата из мультика, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
III. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
4. Побуждающий диалог
- О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта)
- Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами? (ответы детей)
- Почему он потом начинал сильно жалеть об этом? (ответы детей) .
5. Подведение к формулировке вывода
-Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы положить их в другой сундучок?
- Почему? Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить? Хорошо. Тогда давайте сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека. ( учитель разрывает бусы и кладет жемчужины в маленькую хрустальную вазу)
Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет – любовь. Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища человеческого сердца?
(дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели и складывают их в сундучок.)
Какие качества Артем приобрел вместе с сокровищами? Слайд 5.
- Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли и положили в сундучок?
Итак, перед нами два сундучка. В одном – украшения, а также деньги. Это – богатства. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?
А в другом сундучке – радость, доброта, честность – все то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может быть, это и не богатство вовсе?
(Ответы учеников, обсуждение, обмен мнениями)
-Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь? Богатство из первого или из второго сундучка?
(Ответы учеников, обсуждение, обмен мнениями)
6. Формулировка вывода
Итак, какие же богатства у нас спрятаны в сундучках?
Бывает богатство, которое можно потрогать руками, полюбоваться им, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать.
И – как ни странно- прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ (показывает на сундучок с деньгами), никто и никогда у нас отнять не сможет. Эта наша собственность.
А сейчас, мне бы хотелось узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы долго мечтали?
А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок, или когда вы помогли, утешили, успокоили кого-то?
Когда вы что-то дарите, вы отдаете частичку тепла своего сердца. Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами. Но добро делать не так уж просто. Все люди разные, у каждого свой характер…
Я вас хочу спросить: выгодны ли вежливость и доброжелательность с чисто практической точки зрения? Иными словами, влияет ли грубость и злоба на здоровье человека?
(ответы детей)
Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнения, им можно творить улыбки и слезы, заронить веру и неверие.
В XX веке ученые обнаружили, что даже вода способна реагировать на человеческие мысли и слова. Красивые, добрые слова способствуют получению красивых кристаллов из воды.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА Кристаллы воды. Влияние слов на кристаллы воды.
А теперь что мы видим? Прозвучали грубые слова. Что случилось с водой? Она превратилась в груду уродливых ледяных осколков. Не забывайте, что человеческий организм на 80% состоит из воды и она точно так же реагирует на скверные, грубые слова. Здесь недолго и здоровье потерять!
Мало того, все плохие слова, которые вы кому-то говорите, влияют не только на этого человека, но и на вас самих!
Так пусть вместе с нами будут всегда: мир, любовь и признательность, уважение; мудрость и сострадание!
Если вы здоровы – вы обладаете несметным богатством! Чтобы беречь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, обладающими чудодейственной силой.
Они создают прекрасное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным и красивым.
Эти лекарства снимают обиды, устраняют неурядицы, делают отношения легкими и простыми. Как вы догадались, они должны почаще оказываться у нас на языке. Это, конечно, вежливые слова.
Давайте нашу полянку сделаем красивой и привлекательной. У нас в классе в самых разных местах спрятаны добрые волшебные ромашки. Найдите эти ромашки, прочитайте доброе слово и прикрепите на нашу полянку.
Спасибо Будьте любезны
Будьте добры Благодарю
Здравствуйте Прекрасно
Доброе утро Добрый день
Я тебя люблю До свидания
Пожалуйста Спокойной ночи
Добрый вечер Извините
Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению?
Будьте бережными друг к другу. Если вы, заглянув в глаза другу, однокласснику, увидите там боль и отчаяние, поддержите его. Дарите людям радость общения с вами.
От доброго слова, от поддержек, от понимания становится тепло и приятно. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согреет. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнышко.
(показывает на большое нарисованное солнышко на доске)
Ребята, у вас на столах лежат солнышки. Красным цветом напишите на его лучиках те качества, которые у вас уже есть, а зеленым те, которые вы хотели бы приобрести
(учащиеся работают под музыку «Дорогою добра». Слайд 7., потом свои солнышки прикрепляют к большому солнцу на доске)
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
- Дайте эмоциональную оценку своей работе.
Если вам понравилось, похлопайте в ладоши. Если нет помолчите.
На прощание я дарю всем вам маленькие солнышки. Пусть ваше настроение сегодня будет добрым и веселым как это солнышко. Спасибо за урок!