Учитель:Итак, друзья, мы отправимся в путешествие в страну королевы Зубной щётки. Давайте закроем глазки и произнесём «Раз, два, три. Королева Зубная Щётка в гости к нам приди».
Появляется королева Зубная Щётка в окружении тюбиков зубной пасты, приветствует ребят.
королева Зубная Щётка:
А чтобы узнать о чём мы сегодня поговорим на классном часе, я предлагаю вам отгадать загадку:
На красной жердочке
Сидят белые курочки
(зубы)
Учитель: Как ваши зубы помогают вам? (помогают пережёвывать пищу, у человека без зубов нарушается речь).
Учитель: у кого из вас есть маленькие братишки и сестрёнки? У них есть зубки? Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. Вам уже 7 лет. Сколько у вас зубов? (К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, а на их месте прорезались постоянные.) К 12 – 14 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Их от 28 до 32. если человек потеряет постоянный зуб, то новый на его месте уже не вырастет.
В нас в России существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб? (Настя: кладу под подушку и говорю: «Мышка, мышка на тебе простой, дай мне костяной», Саша: кладу под подушку, а утром вместо зуба появляется денежка, Яна: кладу зуб на тумбочку, а утром Зубная фея оставляет вместо зуба подарок.)
Практическое занятие.
Учитель: Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Какие у вас зубы?
Дети: Белые, гладкие, здоровые, без пятнышек и дырочек.
Учитель: Найдите молочный и постоянный. Чем отличаются молочные от постоянных?
Дети: Постоянные больше по размеру. Молочные бело-голубоватого цвета.
Учитель: А сходство спрятано внутри. Оказывается строение зубов одинаковое.
Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей.
Работа со схемой зуба:
Видимая часть зуба называется коронкой. Невидимая, которая находится внутри челюсти, называется – корень. Коронка зуба покрыта эмалью, как тело человека покрыто кожей. Внутри зуба есть полость, в которой находится пульпа. Она состоит из сосудов нервов, и поэтому повреждённый зуб отвечает на раздражение болью. Дырка в зубе – всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам, желудку.
Учитель: Как вы думаете, почему болят зубы? (зуб повреждён, в нём дырочка)
– Почему появилась дырочка?
Дети: На поверхности зуба после еды остаётся пища или же остаётся между зубами.
Королева Зубная Щётка: да, ребята, пища приклеивается к десне, постепенно превращаясь в кладовые запасов пищи для микробов, которые называют «зубным налётом». Микробы выделяют вредное для зубов вещество – кислоту, которая разрушает эмаль зуба. Сначала появляется маленькая трещинка, в которой поселились микробы. И, как кроты роют норы, так и микробы, и кислота разъедают эмаль.
Трещинки со временем превращаются в дырки. Зуб начинает болеть. Дырочки на зубах называются кариесом.
III. Оздоровительная минутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Режим надо соблюдать
Раз, два - чистить зубки нам пора
Три, четыре – руки шире
Пять - хочу сильным стать.
IV. Просмотр мультфильма « Птичка Тари».
Учитель. Что произошло с крокодилом? Почему звери над ним смеялись? Кто предложил ему свою помощь?
Что же делать, чтобы зубы не болели, и чтобы не ходить часто к врачу?
Дети: Для этого надо знать несколько правил.
V. Закрепление новых знаний.
Советы королевы Зубной Щётки.
1) Есть сладкое один раз в день, запивая несладким чаем или молоком. Если кто-то угостил вас конфеткой или у кого-то день рождения, то после того, как вы поели сладости, прополощите рот или пожуйте 10 минут жевательную резинку. Очень вредно есть сладкое перед сном.
2)Полезно после завтрака, обеда или ужина съедать яблоко, морковь или другой жёсткий овощ или фрукт. Они помогают очистить зубы от мелких остатков пищи (зубного налёта).
3) Вредно для зубов грызть орехи, есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого) горячую или очень холодную пищу. Эмаль зуба разрушается быстрее.
4) Нельзя грызть твёрдые предметы и ковырять в зубах острыми предметами.
5)Полезно для зубов есть творог, овсяную кашу, пить молоко, есть сырые овощи и фрукты.
6)Ходить на осмотр к врачу два раза в год (даже если зубы не болят
7)Зубы обязательно надо чистить щёткой с пастой утром после завтрака, и вечером после ужина.
Как поел, почисти зубки
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты!
Зубы должны быть чистыми, чтобы вредные микробы остались голодными, а не устраивали пир, разрушая эмаль.
Учитель: Вы знаете, что надо чистить зубы. Чем мы чистим зубы? (зубной щёткой)
Послушаем историю создания зубной щётки.
С древних времен люди придумывали разные способы чистки зубов. Африканские племена разжёвывали палочки, выточенные из корней растений, содержащие противомикробные средства. Индейцы жевали смолу деревьев, а кельты и древние германцы – перемешанную с медом овечью шерсть. Африканские племена разжевывали палочки, выточенные из корней растений, содержащие противомикробные средства. Индейцы жевали смолу деревьев, а кельты и древние германцы – перемешанную с медом овечью овечью шерсть. В1850 году американец Генри Уодсворс получил первый патент на зубную щетку. Она была очень похожа на те, которыми мы пользуемся сегодня.
Первые промышленные образцы зубных щеток сделаны из щетины кабана. Это не самый лучший материал: щетка плохо сохла и быстро выходила из строя. К тому же было доказано. Что внутри натуральных щетинок имеются полости. Где размножаются бактерии. Поэтому с изобретением в 30-х годах нейлона синтетические зубные щетки вытеснили из обихода натуральные.
Учитель: Многие из вас чистят зубки, но они всё равно болят. Почему? (потому что далеко не все умеют правильно чистить зубы, и щётка не смывает, а лишь разметает остатки пищи)
Послушаем стихи-советы королевы Зубной Щётки, как правильно чистить зубы.
1 ученик. Поспеши себя избавить
От налёта на зубах.
Это так легко исправить,
Если щётка есть в руках.
2 ученик. Три минуты ровным счётом
Чисти сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом,
Со злым врагом твоих зубов.
3 ученик. А закончена работа
Полощи водой, тогда
От противного налёта
Не останется следа.
4 ученик. Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
5 ученик.Мы чистим, чистим зубы
И весело живём,
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поём.
6 ученик. Эй, давай, не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, сверху вниз
Чистить зубы не ленись!
Практикум «Чистка зубов».
(на доске схема чистки зубов)
1)Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2)Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения щётки – снизу вверх.
3)Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.
4)Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5)Не забудьте почистить язык.
Королева Зубная щётка знакомит детей с разнообразными видами щёток и зубных паст.
VI. Итог урока.
Что нового вы узнали?
Какое открытие вы для себя сделали?
О чём же нельзя забывать?
Ученица: 1. Чисти зубы 2 раза в день.
2. Ешь здоровую пищу.
3.Меняй зубную щетку каждые 3 месяца.
4.Посещай стоматолога 2 раза в год.
5. Не грызи орехи, ручки, ногти и твердые предметы.
Королева Зубная Щётка. Я желаю вам, чтобы зубки были у вас крепкие и здоровые. (детям дарит королева зубные щётки, зубные пасты, схемы «Как правильно чистить зубы»