Классный час в 4 «Б» классе "Научите своё сердце добру"
Цель:
формирование этических норм поведения в обществе и общения друг
с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта,
вежливость;
развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Методы проведения: поисковые, дискуссионные.
Оборудование: разрезные карточки с ситуациями, бусины, листочки «Законы дружбы», слова песни о доброте, нитка и иголка для составления бус; проектор; музыкальное сопровождение.
1. Вступительное слово учителя:
Я принесла на классный час волшебные бусинки. Я подойду сейчас к вам, и пусть каждый из вас выберет ту бусинку, которая вам больше понравится.
Теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем каждого.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые сердечные люди.
Определение темы СЛАЙД № 1,2
Устами младенца
– Что такое доброта? (ответы детей)
- Посмотрите, как толкуется это слово в словаре Ожегова
СЛАЙД № 3 (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.) или (Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.)
Учитель СЛАЙД № 4
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! А.Чепуров
Посмотрите на СЛАЙД № 5
Из какой сказки этот фрагмент? (из сказки Александра Волкова "Волшебник Изумрудного города") Куда шли герои? Зачем они хотели попасть в Изумрудный город? У кого из героев заветным желанием было получение доброго сердца? (у железного дровосека)
Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте. Тема нашего классного часа «Научите свое сердце добру». СЛАЙД № 6
Я уверена, что каждый из вас уже рассуждал на тему “Что такое добро и что такое зло?”.
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «доброта»?
(дети называют слова, учитель пишет на доске)
- со словом доброта связано всё хорошее, ласковое, тёплое, радостное.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
– А как, по-вашему, что значит “добрый человек”? СЛАЙД № 7
(Добрый – делающий добро другим, отзывчивый;
Несущий благо, добро, благополучие;
Хороший, нравственный;
Безукоризненный, честный.
Ещё издавна люди стремились к добру, ненавидели зло.
- И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом вспомним пословицы о доброте.
СЛАЙД № 68 На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
От какого слова произошли все эти слова? (Доброта)
Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.)
СЛАЙД № 9 "Вежливые слова".
- Первый шаг к доброте - это доброе слово. А для этого необходимо вспомнить волшебные слова. Я начинаю читать начало предложения, а вы его закончите. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами :
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).
Работа в группах (карточки)
- Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях? Прочитайте их, найдите ошибки, подумайте и скажите, в чем дети были не правы?
Я раздала каждой группе ситуации. Подготовьте инсценировку этой ситуации, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. - "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям "Здравствуйте!")
Ситуация 3. Старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба. Мальчик согласился, но заявил, что за это она должна его чем – то отблагодарить…
Ситуация 4. – Доченька, милая, как только закончатся занятия в школе, сразу иди домой, мне нужна твоя помощь, -просит мама дочь
– Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, – отвечает Наташа. Ситуация 5. – Мама, купи мне машинку – просит сын маму.
– Не могу, сынок, осталось мало денег.
– Какая же ты недобрая, мама, – сказал сын и очень сильно обиделся.
Ситуация 6. Витя ужасно расстроен.
--Что случилось? – спрашивает у него одноклассник.
--Домашнее задание не выполнил – отвечает Витя.
-- Не расстраивайся! На, у меня спиши!
Ситуация 7.
Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и больная. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.
– Фу, какая противная кошка, – сказала Лена.
– Так и хочется в нее чем-нибудь запустить, – сказала Надя.
И дети принялись кидать в кошку камнями.
Как оценить поступок детей? Что такое зло?
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
Ситуация 8.
Вите подарили щенка. Щенок был черный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
– Совсем невоспитан, – подумал Витя, глядя, как щенок грызет ножку стула.
Витя занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его веревкой.. Время шло, щенок превратился в большую злую собаку. Витя смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?
Как можно оценить поступок Вити?
(Нередко мы причиняем боль по незнанию. Но незнание не освобождает нас от ответственности, ответственности за тех, кого приручили. Витя не был готов к приобретению щенка. Требовал от своего питомца того, что тот не умел. Сначала – научи, затем – требуй!)
- Быть добрым человеком непросто. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдет речь?
СЛАЙД № 10
1) Она очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Заботится о ней, и часто носит ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) В трудную минуту он всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5) Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
6) Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
7) Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
8) Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
- Читайте, ребята сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла! - А теперь поработайте в группах и создайте правила (законы) доброго и верного друга. (Дети думают, пишут, комментируют )
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде
Умей с другом разделить радость
Не смейся над недостатками друга
Выбирай друзей по душевным качествам
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
Умей признать свои ошибки и помирись с другом
Не предавай своего друга
Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Итог.
СЛАЙД № 9
"Жизнь дана на добрые дела"
Наш классный час подошел к концу. Сегодня мы поговорили о доброте. Говорить легче, чем делать. Давайте подумаем, какое доброе дело мы можем совершить? (Выслушиваются предложения) Перенесем урок доброты, полученный сегодня на конкретные дела.
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?
- В сердце человека.
И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
Заключительно слово учителя:
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов – откройте глаза. А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Внутри каждой бусинки спрятано ваше, самое сокровенное. Но из маленьких ноток доброты может получиться прекрасная музыка. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Давайте же и мы помнить всегда о том, что каждый из нас, конечно же личность, но никто из нас не может и не должен быть оторван от коллектива, от общества, в котором живет.
Каждому из нас бывает в определенные минуты нелегко. В эти моменты вспомните сегодняшний классный час и примите решение, как поступить. А теперь возьмитесь за руки и мысленно пожелайте чего-нибудь хорошего друг другу. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой. А в заключении предлагаю спеть песню о доброте. СЛАЙД № 11
Всего вам доброго!