Этот классный час можно проводить в любом классе начальной школы. Самое главное, чтобы была спокойная, доброжелательная атмосфера, позволяющая свободно высказываться любому ребёнку. Нужно выстроить чёткую линию вопросов и заданий с опорой на ранее приобретённые жизненные знания. Эта форма проведения поможет сформировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Научите своё сердце добру".»
Этот классный час можно проводить в любом классе начальной школы. Самое главное, чтобы была спокойная, доброжелательная атмосфера, позволяющая свободно высказываться любому ребёнку. Нужно выстроить чёткую линию вопросов и заданий с опорой на ранее приобретённые жизненные знания. Эта форма проведения поможет сформировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения. Достаточно если ученики свободно сделают необходимые умозаключения, выводы, наблюдения, проанализируют и синтезируют результаты своих наблюдений. Грамотно выстроенная работа с анализом текстов, пословиц позволит достичь поставленных целей. Классный час будет эффектно закончен интеграцией с уроком музыки, что придаст лёгкость, естественность, непринуждённость отношений, сложившихся в классе. На уроке использованы воспитательные технологии; технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского ( уделяется внимание к природе родного языка; отмечается эмоциональная сфера духовной жизни и общение детей; выделяется в работе приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость, технология личностно – ориентированного обучения И.С. Якиманской.
КЛАССНЫЙ ЧАС: « Научите своё сердце добру».
ЦЕЛЬ:
Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
Развивать умения отличать плохое от хорошего.
ЗАДАЧИ :
привлечь к участию в мероприятии как можно больше детей;
раскрыть положительные стороны доброты;
побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
караоке песня из мультфильма « Кот Леопольд» - « если добрый ты…»
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Начать классный час хочу со слов Л. Татьяничевой ( пословица появляется на экране) « ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ ХОРОШО – ХОРОШЕТЬ САМОМУ». Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? ( надо больше совершать хороших поступков; очень хорошая есть пословица « Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе»; от хороших поступков самому легче и приятнее.
А ЭПИГРАФОМ К НАШЕМУ КЛАССНОМУ ЧАСУ СТАНУТ СЛОВА А. ЧЕПУРОВА
( читает ученица): « ДАВАЙТЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ДОБРОТЕ!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Звучит музыкальный фрагмент телепередачи « Пусть говорят».
Учитель: Здравствуйте мы рады приветствовать вас на программе « Пусть говорят» и тема нашего разговора : Научите своё сердце добру!
В гостях у нас: (эксперты 2- 3 ученика эта группа, к которой прислушиваются, они работают вместе с детьми).
Учитель: послушайте историю .
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу – ка , я у мудреца, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая? Если он скажет- живая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Вопрос зрителям: Как вы относитесь к этому человеку?
Как бы вы ответили на месте мудреца? Какое мнение у экспертов?
А вот как было дальше.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший : живая или мёртвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: « Всё в твоих руках».
- Как вы понимаете слова мудреца. – « Всё в твоих руках». ( жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).
Обратите внимание на экран: « Добрые дела красят человека».
- Эта пословица подходит к нашей истории? ( да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, тогда и его знали в округе).
- Как вы понимаете эту пословицу? ( После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты это его и украшает).
Учитель: да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.
- Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека.
( Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добропорядочный, достойный).
- Качества , про которые вы сказали, не врождённые, их нужно воспитывать.
Мы можем называть много положительных качеств человека. Но на первое место мы ставим доброту. И вот почему?
Когда появился человек, он был награждён разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.
ПОСЛУШАЙТЕ СКАЗКУ. ( эту сказку можно заменить показом сюжетов из мультфильмов « Цветик- семицветик», « Дюймовочка».)
« Скучно было Цветику стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветочек села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок раньше никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и пока она отдыхала, цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и поэтому решила не летать дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое тро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда- то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
- Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать. Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она била крыльями, искала щелку, но всё было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: « О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».
Вопрос зрителям
- Скажите, ребята, какими были Бабочка, Цветок и мальчик?
( Бабочка была очень доброй; зато очень нехорошим оказался Цветок. Он обманщик, злой и корыстный; а мальчик тоже недобрый. Он не думал ни о природе, ни о Бабочке.)
- Ребята, вот вы сказали, что Бабочка очень добрая.
- А что значит доброта, добрый человек?
( когда человек очень хорошо относится к другим; добрый человек обо всех заботится и никого не обижает; добрый – значит вежливый, заботливый, надёжный)
Учитель: - Мне нравятся ваши ответы.
- А вот в толковом словаре понятие доброта это – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Ребята, сегодня мы говорим о доброте. Создаём хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!!!
- Доброта делает человека, каким?
- Приведите примеры доброго отношения людей.
( Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие , поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым , помогают животным).
- Какие добрые поступки совершили вы?
- А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье? ( Мама).
- А как она заботится о вас?
- Почему говорят: « Около солнца – тепло, около матери – добро?
( Около солнца никогда не бывает ,холодно и около матери никогда ,не жди зла).
- А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?
- Какая радость отразится в глазах матери, отца, если вы дети своевременно и по собственной инициативе возьмётесь выполнять часть общих домашних дел.
- Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители хотят – чтобы у вас было сердце, каким? ( Хором)
-Добрым!!!
- Мальчики скажите у девочек доброе сердце?
- Девочки, а у мальчиков доброе сердце?
-Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца!
- Вы должны помнить, что на всё хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим , а так же быть добрым по отношению к животным.
А сейчас мы поиграем.
1 игра. « Собери пословицы и поговорки»
- Жизнь дана на добрые дела.
- Злой не верит, что есть добрый.
- Доброму слову - добрый ответ.
- Доброму - везде добро.
Анкета. На мои вопросы вы отвечаете « да» или « нет».
Можно ли человека заставить быть добрым? Нет
Можно ли стать добрым на время? Нет
Нужно ли быть добрым к любому человеку? Да.
Легко ли быть добрым? да
Есть ли у вас желание делать добрые дела? Да
- У вас получилось больше ответов « да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? Радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов.
- давайте выберем чувства, которые будут характеризовать доброго человека, а вы даёте ответ « да» или « нет». Показ на экране. Любовь, уверенность, дружба, защищённость, доверие, забота, симпатия, наслаждение, радость, счастье, внимание, понимание, безразличие, досада, равнодушие, недоверие, непонимание, антипатия, тревожность, вражда, горе, ненависть, страдание, злоба и т.д.
- Молодцы! Скажите можно своё сердце научить добру?
-Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно?
- Значит, можно сказать, добро – это вечная ценность?
- Давайте повторим хором .- Добро- это вечная ценность!
- Вернёмся к нашему эпиграфу:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Давайте воевать за доброту!
Давайте беречь добро!
Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.
А это зависит только от нас!
Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле!
Классный час заканчивается песней. « Если добрый ты…»
С вами была передача : « Пусть говорят», дарите друг другу добро, берегите друг друга.
Дополнительный материал:
СКАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса- Барабаса и открыл для них замечательный театр. И был у него замечательный сынишка, которого звали….
Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки ( Айболит).
Эта девочка использовала свой последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.
Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе, стать владельцем огромного замка.